Кубанские Новости
Общество
Денис Батов

Борис Суровцев: «Уважайте ветеранов, воспитывайте детей и внуков в любви к России – это великая и богатая страна!»

Борис Суровцев: «Уважайте ветеранов, воспитывайте детей и внуков в любви к России – это великая и богатая страна!»
Фото: Денис Батов
97-летний Борис Суровцев на сегодня единственный в Тихорецком районе участник Великой Отечественной войны. Победный май 1945 года он встретил в составе 14-го гвардейского истребительного авиационного полка, в освобожденной от немецко-фашистских оккупантов Эстонии. Накануне Дня России наш корреспондент побывал в гостях у ветерана и узнал самые важные для каждого из нас слова.

Поклонись и о многом спроси

С каждым годом особенно остро осознаешь, как неумолимо течет время. Все меньше рядом с нами тех, кто разгромил фашизм в годы Великой Отечественной войны и принес свободу народам всего мира. Тем ценнее общение с участниками тех событий, ведь каждое их слово для нас как завещание.

При встрече фронтовик Борис Суровцев из Тихорецка крепко жмет руку. С порога ветеран вводит в курс своих ежедневных забот: только что закончил уборку в доме (принципиально делает сам), недавно посадил помидоры, в общем, сидеть без дела не любит.

А если учесть, что Борис Михайлович – почетный гость многих мероприятий и торжественных встреч, то становится ясно – жизнь у пожилого человека, а в июле ему исполнится 98 лет, как говорится, бьет ключом, за что ему низкий поклон.

В одной из комнат среди многочисленных благодарностей и грамот выделяется пожелтевшая от времени фотография молодых солдат возле боевого самолета.

– Это я во время войны. Служил техником истребителей Як-9У в Эстонии, наш самолет называли «русс фанера», потому что сделан из дерева, но был очень грозный истребитель. А мальчишкой я мечтал стать летчиком, - переносится в годы своей юности ветеран.

Под пулеметным тем огнем

С удивительно цепкой к мелочам памятью Борис Суровцев вспоминает, какие испытания выпали на долю его семьи и всего советского народа в годы Великой Отечественной войны. Ее начало застало 14-летнего Борю на Западной Украине, где в одной из воинских частей служил политруком его отец.

Накануне 22 июня 1941 года папа сообщил, что скоро война. Погрузил сына с женой в кузов машины-полуторки, крепко расцеловал на прощание и, вместе с шестью семьями военных, отправил подальше от границы.

Дороги заполнили потоки беженцев. Ясно видя, что перед ними беззащитные люди, фашистские летчики расстреливали их из пулеметов. С криками, прижимая к груди детей, по дороге метались женщины, стонали истекающие кровью раненые…

В годы боевой юности Борис Суровцев служил техником самолетов в истребительной авиации.
В годы боевой юности Борис Суровцев служил техником самолетов в истребительной авиации.
Фото: личный архив Бориса Суровцева

– Однажды немец с самолета заметил, что мы прячемся под деревом, – и прострочил прямо по нам очередью. Спасло то, что я своим примером показал, чтобы все укрылись под машиной. Мы с солдатом-шофером были два мужика, а остальные – женщины, девочки, – вспоминает Борис Суровцев.

На рубашке у Бори было несколько значков, среди них «Ворошиловский стрелок», «ГТО» и «Готов к ПВХО» (Готов к противовоздушной и противохимической обороне), и во время испытаний полученная в мирные годы подготовка очень пригодилась.

Останавливаться было нельзя, ближайшие населенные пункты уже заняты вражескими танками. Ехали по ночам, дороги были усеяны убитыми людьми, разгромленными повозками, трупами лошадей.

Так добрались до станции Шепетовка, где попали под двойной налет вражеских истребителей, безжалостно поливающих смертельным свинцом беженцев. Прячась от воздушных пиратов, мальчик с ужасом осознал, что фашисты пришли на нашу землю убивать, грабить, насиловать, и пощады от них не будет никому.

Стремились отомстить врагам

Войска вермахта с первых часов войны подвергли крупные станции железных дорог варварским бомбардировкам. Это затрудняло эвакуацию мирного населения, в каждый вагон набивалось по 80–100 человек, люди часто ехали в открытых полувагонах или прямо на платформах.

– Нас помыли в бане, покормили, посадили в вагоны-теплушки. Накануне ушел состав, который немцы полностью разбомбили. Хорошо, что эшелон охраняла пара советских истребителей «Чайка», может, поэтому и уцелели, – рассуждает Борис Суровцев.

Прибыли на Кубань и остановились в Тихорецке у маминых родителей. С приближением фронта, летом 1942 года, пришлось снова эвакуироваться, на этот раз в Грузию.

Война занесла мальчика и его маму в город Гори, где Боря пошел в школу. Здесь же получили похоронку на отца, погиб под Сталинградом. Борис стал проситься на фронт, и только в сентябре 1944 года, когда ему уже было 17 лет, его призвали на воинскую службу.

Фото: личный архив Бориса Суровцева

Это был так называемый последний военный призыв юношей 1926–1927 годов рождения, когда забирали моложе призывного возраста на 1–2 года. Новобранцев направляли в подразделения, не принимающие непосредственное участие в боях, берегли.

Суровцев попал в техническое авиаучилище. Условия тяжелейшие, в комнате жили по 40 человек, спали на соломе, холодно, одеял на всех не хватало. Но желание справедливой мести за беды и несчастья, которые принесли оккупанты нашему народу, помогало переносить лишения и трудности.

Подвиг молодого бойца

Со всего курса только Борис Суровцев и еще один выпускник окончили училище на отлично. Им дали право выбора любого города для прохождения службы.

– В Грузии оставаться не захотели, на Севере – холодно. Выбрал Ленинград! Мне выпало служить в «блокадном полку», как называли 14-й гвардейский истребительный авиационный Ленинградский Краснознаменный ордена Суворова 3-й степени полк имени Жданова, – на зубок помнит номер и полное наименование своей воинской части ветеран.

С 25 ноября 1942 по 9 мая 1945 года 14-й истребительный полк в составе 13-й воздушной армии поддерживал войска Ленинградского фронта при прорыве блокады Ленинграда, в Ленинградско-Новгородской, Выборгской, Нарвской, Таллиннской и Моонзундской десантных операциях.

За спасение летчика и самолета Суховцеву объявили благодарность, мол, до ордена еще мало прослужил. Об отважном поступке молодого бойца писали в газетах – даже домой присылал вырезку со статьей и своей фотографией.


По прибытии показали самолет, который должен обслуживать. Только объяснили задачи, как случилось ЧП: возвращаясь с боевого задания, самолет совершил жесткую посадку недалеко от аэродрома.

– Я быстро хватаю отвертку и бегу к месту падения. Помог летчику выбраться из кабины, а он кричит: «Убегай, сейчас взорвется! Я тебе приказываю!» Вдруг появилось пламя. Тогда я быстро открыл двигатель и снегом потушил огонь, – рассказал Борис Суровцев.

За спасение летчика и самолета ему объявили благодарность, мол, до ордена еще мало прослужил. Об отважном поступке молодого бойца писали в газетах – даже домой присылал вырезку со статьей и своей фотографией.

Служба аэродромного техника знакома по фильму «В бой идут одни старики», где актер Алексей Смирнов исполнил роль Макарыча. Истребители необходимо подготовить к вылету, зарядить пулеметы. Обслуживающему персоналу часто приходилось работать под обстрелами, ночевать в кабинах самолетов, чтобы по первому сигналу боевая машина взмыла в небо.

На всю оставшуюся жизнь

Навсегда запомнил Борис Михайлович 8 мая 1945 года – день, когда узнали о Победе. От радости мужчины не сдерживали слезы, стреляли в воздух из всего, что было под руками.

– Командир полка Николай Иванович Свитенко (Герой Советского Союза, совершил более 380 успешных боевых вылетов, в 102 воздушных боях лично сбил 15 самолетов противника и 7 в группе. – Прим. авт.), хороший был мужик, боевой летчик. Поздравил нас и приказал выдать по сто граммов, а мне не разрешили. Мол, молодой еще, – улыбается ветеран.

После окончания войны мой собеседник еще 8 лет служил в своем полку. Вернувшись в Тихорецк, ни дня не сидел без дела – в том числе много лет трудился на местном военном аэродроме, где подготавливал специалистов-техников самолетов, вместе с женой построили дом, вырастили и подняли на ноги троих сыновей. На прощание ветеран сказал важные для каждого слова:

– Уважайте ветеранов. Воспитывайте детей и внуков так, чтобы они любили Россию и всегда помнили, что это великая и богатая страна. И тогда мы обязательно победим, как и 80 лет назад, – напутствует Борис Суровцев – последний из живых участников Великой Отечественной войны Тихорецкого района.

Мы используем cookies для улучшения работы нашего сайта и большего удобства его использования. Продолжая использовать сайт, Вы выражаете своё согласие на обработку файлов cookies