Кубанские Новости
Общество
Елена Кириченко

Александр Мартынец: «Настоящий казак должен быть там, где идет борьба со злом»

Александр Мартынец: «Настоящий казак должен быть там, где идет борьба со злом»
Фото: из личного архива героя публикации
Казачий атаман из Усть-Лабинского района рассказал, зачем пять раз отправлялся в зону СВО.

Александр Мартынец за три года, которые продолжается специальная военная операция, побывал в пяти командировках на передовую и получил две медали «За храбрость» и одну «За отвагу». А еще за это время успел жениться, порадоваться рождению двух внуков и приобрести собственное жилье – благо зарплата контрактника-штурмовика это позволяет.

Хотя для большинства казаков финансовый стимул далеко не главная причина, которая заставляет идти воевать с нацистами, считает Александр:

– Задача казака – это защита своей Родины и своего народа. Прадед мой был казаком и воевал с турками, дед в Великую Отечественную бил фашистов в артиллеристском полку. И я сейчас выполняю то, что делали наши деды, – освобождаю землю от фашизма. Мы бьемся за правду.

В первую командировку Александр Мартынец отправился сразу после начала боевых действий, в 2022 году. Пожилой маме не решился сказать всей правды: она долго думала, что сын поехал работать строителем, восстанавливать разрушенные города. А жена Ирина все знала. Была против, плакала, но ни разу не отговаривала: «Ты же атаман, ты должен быть там, как тебя удержишь дома…»

Александр Мартынец со своими однополчанами.
Александр Мартынец со своими однополчанами.
Фото: из личного архива героя публикации

На передовой он пробыл два года. Заканчивался контракт – возвращался домой, а через неделю начинал собираться обратно. В составе казачьих подразделений БАРС сначала был на Лисичанском направлении, потом – Соледар, Клещеевка, Часов Яр. Получил контузию, после которой еще до сих пор не восстановился.

– Да, было страшно. Страшно видеть, как погибают друзья. Страшно видеть разрушенные города и села. Голодных людей, с которыми мы делились гуманитарными посылками от наших волонтеров. Но осознание того, что все нужно в этой военной операции довести до конца, не давало сидеть дома, – вспоминает Александр.

С врагом приходилось сталкиваться практически лицом к лицу: порой до их позиций было не больше 30 метров. Смотрели им в глаза, закипали от злости, но постоянно напоминали себе: мы не должны ненавидеть всех без разбора, этим и отличаемся от фашистов.

– Часто противник сдавался без боя, поднимал белый флаг. Там ведь не только наемники и убежденные нацисты, там тысячи мобилизованных, которых схватили на улице, не обучили ничему, дали в руки автомат и отправили на фронт. И они не трусы, просто им не нужна эта война, – говорит Александр.

89ef08f3-4e28-4382-8f03-2e4c5ce8e3e7.jpg Во время одного из отпусков с передовой Александр и Ирина Мартынец официально стали мужем и женой. Фото: из архива героя публикации

Своих родных Александр щадил, как мог: старался не рассказывать и десятой доли того, что пришлось пережить. Помнил про слабое сердце мамы и каждый раз, когда удавалось позвонить, говорил: «Все хорошо, все спокойно. Что делаем? Картошку чистим. Потом пойдем траву косить».

– Но после окончания очередного контракта вернулся домой и увидел, что у нее не только волосы стали седыми – глаза постарели на целую жизнь… Сказал себе: «Наверное, все. Хватит тебе, Саша, воевать. Свой вклад в будущую Победу ты внес, теперь надо подумать и о семье».

Всю зарплату, которую Александр получал в течение командировок, жена Ирина не тратила, откладывала на большую цель: семье требовалось собственное жилье, до этого они жили на съемной квартире. И давняя мечта наконец осуществилась. Теперь у супругов Мартынец есть свой дом, где могут собираться дети и внуки. Уже сделали отличный ремонт, отпраздновали новоселье.

– К мирной жизни морально возвращаться непросто, – признается Александр. – Война меняет людей. На многое смотришь совсем по-другому. Стал жестче и бескомпромисснее. Многие прежние друзья теперь просто знакомые, зато появились новые – парни, с которыми прошли огонь и воду. Жизнь изменилась. Но одно осталось неизменно: я по-прежнему уверен в том, что настоящий казак должны быть там, где идет борьба со злом. И верю в нашу победу, которая наступит совсем скоро.

Мы используем cookies для улучшения работы нашего сайта и большего удобства его использования. Продолжая использовать сайт, Вы выражаете своё согласие на обработку файлов cookies