Российский рынок меда по-прежнему остается преимущественно непрозрачным: до 80 процентов всего объема реализуется в обход официальных каналов, признают специалисты.
В последние годы доля поддельного меда на полках организованных магазинов заметно снизилась, однако доверие российских покупателей к продукции из торговых сетей восстанавливается очень медленно. По словам председателя совета по качеству меда Руспродсоюза Дмитрия Галаганова, около 80 процентов всего меда, произведенного в стране, всё ещё реализуется напрямую — “с рук”, минуя официальные точки продаж. Эксперт уверен, что такая ситуация невыгодна ни производителям, ни покупателям, и связана с опасениями потребителей относительно качества магазинного меда.
В Роскачестве считают, что решить проблему поможет Хартия добросовестных участников рынка. Такая инициатива позволит повысить прозрачность и доверие к меду, продаваемому в организованных торговых точках.
Ранее, по словам Галаганова, уровень фальсификации меда в магазинах превышал 70 процентов по результатам проверок. Сейчас этот показатель заметно упал, но большинство покупателей по-прежнему отдают предпочтение “домашнему” меду, считая его более надёжным.
Страна производит ежегодно около 65-70 тысяч тонн меда, средний пчеловод делает 2-4 тонны продукции. Около 42 тысяч тонн фиксируется в системе “Меркурий” через электронную ветеринарную сертификацию, что соответствует товарному сегменту рынка. Большая же часть объема не регистрируется — для продаж с рук учет не требуется.
Стоимость меда остаётся довольно высокой, независимо от канала сбыта: чаще всего цена колеблется в диапазоне от 800 до 1000 рублей за килограмм. Несмотря на то, что экспорт и импорт практически равны нулю, общий объем рынка составляет порядка 45-55 миллиардов рублей. Тем не менее, по словам Галаганова, рынок не получает должного развития, поскольку большая часть оборота происходит вне легального поля — из-за отсутствия доверия к организованной торговле, сообщает Интерфакс.