По данным «СберАналитики», россияне стали чаще ходить и больше платить в ресторанах, кафе, барах и фастфуде. За полгода здесь потратили 3,6 триллиона рублей, средний чек вырос на 10 процентов, среднее число визитов увеличилось до 16.
Почти 58 процентов всех трат сосредоточено в десяти регионах России. Два южных субъекта вошли в этот рейтинг по доле от общей суммы трат: на Кубани это 4 процента (144 миллиарда рублей, четвертое место в стране), в Ростовской области – 2,2 процента (79,2 миллиарда рублей, восьмое место в РФ).
По данным исследования, траты в заведениях общепита и барах за первые полгода превысили3,6 триллиона рублей. Это на 22 процентабольше, чем за аналогичный период прошлого года, и более чем на 50 процентов выше показателей первой половины 2023-го. Средний чек за поход в кафе, бар или ресторан вырос на 10процентов и достиг 580 рублей. Жители двух столиц тратят на рестораны больше всего: около 16 тысяч рублей в год на человека в Москве и 13 тысяч рублей – в Санкт-Петербурге. В среднем по стране эта сумма составляет 9,4 тысячи рублей. Москвичи посещают заведения общепита около 22 раз в год, петербуржцы – 21, тогда как средний показатель по России – 16 визитов.
Анатолий Песенников, председатель Юго-Западного банка Сбербанка:
– Согласно исследованию, на десять регионов страны пришлось почти 58 процентов всех трат в кафе, барах и ресторанах. Среди них Москва (20,8 процента), Санкт-Петербург (9,5 процента), Московская область (8,3 процента), Краснодарский край (4 процента), Свердловская область (3,2 процента), Республика Татарстан, (3,2 процента), Новосибирская область (2,5 процента), Ростовская область (2,2 процента), Республика Башкортостан (2,1 процента), Челябинская область (1,8 процента). Пиковые периоды оплаты счетов по числу транзакций и по сумме чека на юге России традиционно приходятся на время бранча (с 11 до 15 часов), а также на ужин – с 19 до 23 часов. Эксперты «СберАналитики» исследовали и три самых дорогих ужина в стране: это визит на 4,8 миллиона рублей в московское заведение, счет на 3,9 миллиона рублей в краснодарском ресторане и ужин за 3,6 миллиона рублей в Подмосковье.
На развитии всей южной индустрии гостеприимства позитивно сказываются сразу несколько факторов: это рост спроса у россиян на самые разные форматы внутреннего туризма, создание предпринимателями новых комфортных локаций для такого отдыха – как в рекреационных, так и в городских локациях и пригородах, комплексное развитие инфраструктуры для жизни и отдыха, а также быстро растущий интерес именно к гастротуризму. Видим, что южные стритфуд, кафе, рестораны и бары с аутентичной концепцией становятся все популярнее и у южан, и у миллионов гостей из всех регионов России.
Наибольшая доля оплат – 81 процента – приходится на фастфуд, еще 15 процентов – на кафе и рестораны. По сумме же транзакций баланс иной: на предприятия быстрого питания приходится 61 процент всех оплат, тогда как кафе и рестораны формируют 34 процента оборота. Популярность фастфуда объясняется доступной ценой: средний чек здесь составляет 434 рубля, в то время как в кафе и ресторанах он достигает 1278 рублей.
Чаще всего за столиками в заведениях можно встретить людей в возрасте 35–44 лет. На их долю пришлось 33 процента всех оплат и почти 36процентов общей суммы расходов. Мужчины и женщины посещают рестораны примерно одинаково: на первых приходится 51 процентоплат, на вторых – 49 процентов, но траты мужчин чуть выше: их доля в общей сумме расходов составляет 53 процента.
Управляющий директор дивизиона «Малый и микробизнес» Сбербанка Игорь Фарберрассказал:
– Растет и готовность гостей пользоваться новыми финтех-решениями. Все чаще россияне оплачивают покупки по биометрии в кафе и ресторанах, число таких операций за полгода – уже 15 процентов от общего числа транзакций. Это показатель того, как быстро меняются привычки и как технологии помогают заведениям удерживать гостей и повышать их лояльность: люди возвращаются чаще, потому что их опыт становится удобнее, быстрее и более персонализированным.