Часто за «плохим поведением» ребенка стоит конкретный диагноз, который поддается корректировке.
«Мой ребенок просто неуправляем!» – пожалуй, каждый из нас хоть раз в жизни слышал такое слова от знакомых или говорил их сам. Шумные, импульсивные, несобранные дети доставляют массу хлопот. Но если еще полвека назад их бы с уверенностью назвали результатом плохого воспитания, то сегодня большинство родителей знает: возможно, дело в особенностях работы мозга. Разберемся, что такое синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) и как жить с этим диагнозом.
Наш эксперт – врач-невролог Детской краевой клинической больницы Екатерина Худорожкова.
СДВГ – это не просто «плохое поведение». Представьте, что у каждого человека в голове есть свой «дирижер», который управляет вниманием, поведением, эмоциями. Он решает, на что смотреть, что слушать, когда сидеть спокойно, а когда можно побегать. У ребенка с СДВГ этого «дирижера» почти не слышно. Он либо очень тихий, либо вообще пропал куда-то.
Из-за этого возникают три главные проблемы. Первая – невнимательность. Ребенку очень сложно сосредоточиться на одном деле, особенно если оно кажется ему скучным. Его внимание легко перескакивает на любой звук, движение за окном или собственную мысль. Такие дети часто делают глупые ошибки по невнимательности, теряют ручки, шапки и сменку, постоянно витают в облаках.
Вторая проблема – гиперактивность. Внутри у ребенка будто работает не просто моторчик, а вечный двигатель. Ему физически сложно сидеть на месте, когда этого требуют правила. Он постоянно ерзает, крутится, вертит что-то в руках, вскакивает с места в классе, когда надо сидеть, часто перебивает в разговоре.
Третья проблема – импульсивность. Про таких детей говорят: «Сначала сделал, потом подумал». Они сначала выкрикивают ответ, а потом вспоминают, что надо было поднять руку. Сначала дергают кота за хвост, а потом понимают, что так делать нельзя. Эти дети плохо переносят ожидание, часто бесцеремонно вмешиваются в чужие разговоры и игры.
Конечно, можно. СДВГ – это не приговор, все поддается корректировке. С помощью специалистов (неврологов, психологов), правильных методов воспитания, а иногда и лекарств ребенка можно научить управлять своей особенностью. Из таких детей часто вырастают очень творческие, энергичные и нестандартно мыслящие взрослые.
Один из самых злостных врагов гиперактивных детей – гаджеты. К сожалению, это стало грустной приметой нашего времени: дети всегда смотрят в экраны. Да, современная жизнь не та, что 100 лет назад. Она несется вперед семимильными шагами и заставляет впитывать сразу огромный объем информации. Вот только дети с СДВГ с этим потоком не справляются.
Их тянет в виртуальный мир, потому что именно здесь можно получить дозу дофамина – гормона, который называют поставщиком удовольствия и мотивации в организме. Игры дают мгновенное и постоянное вознаграждение: победа, переход на новый уровень. Но быстрая смена кадров, яркие цвета, постоянные звуковые сигналы перегружают нервную систему. Мозг привыкает к высокому уровню стимуляции. После выключения гаджета мир кажется слишком медленным и блеклым, что приводит к повышению раздражительности и гиперактивности.
Накапливанию напряжения способствует и еще один бич современности: дети большую часть времени проводят в помещении, без возможности побегать, попрыгать. Особенно это касается жителей многоэтажных домов в крупных мегаполисах. Природой предусмотрено, что адреналин, вечный спутник напряжения, сбрасывается в движении. На заре человечества именно он помогал людям убежать от хищников или сразиться с вражеским племенем и выжить. А у современных детей он бесконечно накапливается, приводя к усугублению симптомов СДВГ, системной вегетативной дисфункции, гастритам и прочим заболеваниям.
Прежде всего, записаться на прием к неврологу. Только квалифицированный врач сможет разобраться во всех нюансах здоровья ребенка и подтвердить или опровергнуть подозрения родителей. Но есть и универсальные советы, к которым стоит прислушаться абсолютно всем.
Всемирная организация здравоохранения рекомендует такие ограничения экранного времени для малышей:
до двух лет – полностью исключить (кроме видеочата с родственниками);
от двух до пяти лет – не более часа в день;
старше пяти лет – четкие последовательные лимиты (например, один-два часа в будни), обязательные перерывы.
У школьников многие образовательные ресурсы сегодня переведены в цифровые форматы, и обойтись совсем без гаджетов сложно. Однако Роспотребнадзор дает такие рекомендации:
в первом – втором классах проводить перед экраном компьютера или телефона можно не более 80 минут дома, 40 минут в школе;
в третьем – четвертом классах – до 90 минут дома, до 50 минут в школе;
в пятом – девятом классах – до 120 минут дома, до 60 минут в школе;
в десятом – одиннадцатом классах – до 170 минут дома, до 70 минут в школе.
У гиперактивных детей много нерастраченной энергии. Если эту энергию не направить в правильное русло, она выльется в импульсивность, ерзание и крики.
Аэробные (кардио-) нагрузки – основа основ. Это любые активности, которые заставляют человека потеть, а сердце – биться чаще. Они лучше всего повышают уровень необходимых нейромедиаторов в мозге. К ним относятся бег, плавание, езда на велосипеде, быстрая ходьба, прыжки на скакалке, танцы, активные игры в догонялки.
Подойдут и виды спорта со сложной координацией: единоборства, скалолазание, гимнастика, теннис, бадминтон, фехтование. Они заставляют мозг работать на повышенных оборотах: следить за мячом, думать о тактике, координировать движения тела. Это идеальная тренировка для мозга.
Командные игры с четкими правилами тоже хороши, но с оговорками: они подходят для детей, которые уже немного научились управлять своими импульсами. Футбол, баскетбол, хоккей учат социальному взаимодействию, работе в команде, следованию правилам. Как дополнение – силовые и статические упражнения, они помогут ребенку почувствовать свое тело и немного «заземлиться».
Но иногда лучшее – это просто отпустить ребенка на площадку, где он может бегать, лазить по турникам, кричать и валяться на траве. Это тоже лечение!
1. Регулярность физических нагрузок важнее интенсивности. Лучше 30–40 минут каждый день, чем два часа раз в неделю.
2. Связь с распорядком дня. Идеальное время для активной нагрузки – после школы. Это поможет «стряхнуть» с себя напряжение дня, перезагрузить мозг и спокойнее сделать уроки вечером.
3. Предложите выбор. Пусть ребенок сам выберет, что ему по душе. Если заставлять, пользы не будет.
4. Поговорите с тренером. Объясните ему особенности ребенка (легко отвлекается, нужны короткие и четкие инструкции, может потребоваться перерыв). Найдите союзника.
5. Не забывайте о двигательных перерывах во время выполнения домашних заданий. Пять минут попрыгать на месте или отжаться – и мозг снова готов к работе.
Профилактику СДВГ у детей можно начинать еще на этапе беременности. Это самый критичный период, когда закладывается основа здоровья мозга. Будущая мама должна постараться вести здоровый образ жизни, который включает в себя:
отказ от алкоголя, курения и наркотиков – это один из самых значимых управляемых факторов риска;
сбалансированное питание – обеспечение всеми необходимыми витаминами и микроэлементами;
профилактику инфекций – своевременную вакцинацию и избегание контакта с больными;
контроль за состоянием здоровья: регулярное наблюдение у врача, контроль артериального давления, уровня сахара в крови;
исключение воздействия токсинов: пестицидов, тяжелых металлов (свинец, ртуть), некоторых химических веществ;
здоровый сон и минимизацию стресса. Хронический стресс матери может влиять на развитие плода.