Несмотря на высокие ставки, россияне массово оформляют автокредиты — чтобы успеть купить машину до повышения утилизационного сбора в декабре.
В России наблюдается устойчивый рост интереса к автокредитованию, вызванный ожидаемым повышением утилизационного сбора с начала декабря 2025 года. Как сообщают аналитики, опрошенные «Российской газетой», в сентябре–октябре граждане активно скупали автомобили, ввезённые по параллельному импорту, даже несмотря на высокие ставки по кредитам — 23–27% годовых.
Эксперты отмечают: в ряде случаев оформление кредита сейчас оказывается экономически выгоднее, чем покупка машины после роста утильсбора, который значительно увеличит конечную стоимость автомобиля.
По данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ), в сентябре россияне оформили 114,1 тыс. автокредитов — на 5,2% больше, чем в августе. Средний срок кредита достиг 5,7 года, что стало максимумом за последний год (рост на 3,8% за месяц).
При этом, по словам Алексея Волкова из НБКИ, банки сохраняют осторожность при выдаче займов из-за жёсткой монетарной политики ЦБ. Особенно сложно получить кредит тем, у кого высокая долговая нагрузка, хотя общий уровень отказов немного снизился.
Рост спроса частично объясняется снижением стоимости кредитов за счёт смещения спроса на более бюджетные модели, а также программами субсидирования от автопроизводителей.
Андрей Игнатенко из «Авилон» связывает всплеск покупок с переносом сроков введения новых ставок утильсбора: клиенты стремятся успеть приобрести авто по текущим условиям. При этом ставки по параллельному импорту, хоть и высоки сегодня, в будущем, по прогнозам, могут снизиться.
Екатерина Конова из «Баланс-Платформа» подтверждает: спрос остаётся высоким и в октябре. Покупатели взвешивают два сценария:
— взять кредит сейчас по высокой ставке, но избежать роста цены из-за утильсбора,
— или подождать, надеясь на снижение ставок, но столкнуться с более дорогим автомобилем.
Конова отмечает, что в случае снижения ставок в 2026 году многие смогут рефинансировать имеющиеся кредиты. «Банки, чтобы удержать клиентов, будут вынуждены предложить выгодные условия рефинансирования», — прогнозирует она. По оценкам экспертов, существенное снижение средних ставок по автокредитам возможно ближе к середине 2026 года.