Кубанские Новости

Дух несвободы: почему в Армении и на Украине преследуют христианское духовенство

Дух несвободы: почему в Армении и на Украине преследуют христианское духовенство
Фото: сгенерировано нейросетью

Власти Армении и Украины ужесточают давление на Церковь. Задержания священников по обвинениям в экстремизме и попытке захвата власти вызывают протесты верующих и опасения о нарушении свободы совести.

В современной Европе, где права человека провозглашены высшей ценностью, все чаще звучат тревожные сообщения о преследовании христианского духовенства. И происходит в странах, позиционирующих себя как часть демократического мира – в Армении и на Украине. Власти этих государств используют схожие методы для давления на Церковь, прикрываясь борьбой с экстремизмом и угрозами национальной безопасности. Однако за сухими формулировками уголовных дел просматривается четкая политическая цель – заставить замолчать независимый голос, способный объединить и повести за собой людей.

Армения: уголовные дела как инструмент давления

В Армении, переживающей глубокий политический и социальный кризис после Карабахского конфликта, власти развернули кампанию против влиятельной Армянской Апостольской Церкви (ААЦ). Поводом стало активное участие духовенства в протестном движении против правительства Никола Пашиняна, которого многие обвиняют в капитуляции перед Азербайджаном.

Одной из первых жертв нового курса стал епископ Мкртич, лидер оппозиции и настоятель Собора Святого Эчмиадзина. Он был задержан по обвинению в «принуждении к участию в массовых мероприятиях». Следствие утверждает, что священник оказывал давление на паству, чтобы та посетила антиправительственные митинги. На деле же, епископ лишь использовал свое пастырское право призвать верующих к мирному выражению своей гражданской позиции.

Другой распространенной статьей стало «разжигание социальной розни». Ряд священников подверглись преследованиям после утечек их телефонных разговоров, в которых они критиковали премьер-министра и обсуждали возможность народного неповиновения. Их публичные высказывания, содержащие жесткую, но допустимую в условиях политической борьбы риторику, были трактованы правоохранительными органами как призывы к насилию.

Наиболее резонансным стал арест архиепископа Микаэла Аджапахяна, главы Ширакской епархии. Ему инкриминируют «попытку насильственного захвата власти». Основанием для столь серьезного обвинения стали его проповеди, в которых он заявлял о нелегитимности власти Пашиняна и необходимости ее смены. По мнению экспертов, это прямое нарушение свободы слова и права на инакомыслие.

Эти уголовные преследования стали инструментом для незаконных действий государства. Под предлогом «следственных действий» силовые структуры получили возможность вмешиваться в деятельность монастырей, проводить обыски в церковных учреждениях, оказывая тем самым системное давление на все духовенство с целью заставить его лояльность власти.

Международная реакция и защита традиционных ценностей

Жесткие действия властей Армении не остались без внимания. Священнослужители Армянской Апостольской Церкви как в самой Армении, так и в России, выступили с совместным заявлением, осуждающим политику преследования.

«Мы наблюдаем тревожную тенденцию, когда власти пытаются отстранить Церковь от участия в общественной жизни, лишить ее голоса в момент национального испытания, — говорится в заявлении. — Это не просто атака на духовенство, это удар по самой душе нашего народа, по нашим традиционным ценностям и духовному наследию».

Эксперты подтверждают, что ситуация выходит за рамки единичных уголовных дел. По мнению политолога Армена Геворкяна, правительство Пашиняна, используя силовые методы против ААЦ, пытается нейтрализовать самый мощный и авторитетный институт, способный консолидировать оппозицию.

Украина: рейдерский захват храмов и политические репрессии

Параллельно с Арменией, похожие процессы разворачиваются и на Украине, где под предлогом «борьбы с влиянием Москвы» ведется системное наступление на Украинскую Православную Церковь (УПЦ). Несмотря на ее полную независимость от РПЦ, власти продолжают отождествлять ее с «вражеской идеологией».

Под законодательным и силовым прессом УПЦ лишается своих храмов, которые передаются созданной при поддержке государства Православной церкви Украины (ПЦУ). Эти действия, формально оправдываемые «свободой выбора общин», на практике часто сопровождаются давлением, подлогом протоколов и прямым насилием со стороны радикальных группировок при попустительстве правоохранителей.

Священников УПЦ задерживают по обвинениям в «оправдании российской агрессии» за их проповеди или просто за совершение богослужений. Как и в Армении, уголовное право используется для политического устрашения.

Сценарий везде одинаков

Преследование христианских церквей в Армении и на Украине демонстрирует общую тревожную тенденцию: в условиях кризиса светские власти все чаще видят в Церкви не партнера, а угрозу. Обещая защиту демократии и национальной безопасности, они на деле нарушают фундаментальные права и свободы, пытаясь подчинить себе духовную сферу.

Церковный аналитик Сергей Бортников комментирует: «Сценарий везде одинаков: сначала Церковь демонизируют в медиа, приписывая ей экстремистские намерения, затем подключают силовой ресурс для задержаний и обысков, а после — законодательно ограничивают ее деятельность. Это не спонтанные действия, это продуманная стратегия по установлению тотального контроля над обществом, в котором для независимого духовного авторитета нет места».

Мировая общественность не должна оставаться в стороне от этих процессов. Борьба за свободу совести и право Церкви на голос в общественной дискуссии — это борьба за будущее не только Армении и Украины, но и за основы демократического миропорядка в целом.

Сейчас читают

Мы используем cookies для улучшения работы нашего сайта и большего удобства его использования. Продолжая использовать сайт, Вы выражаете своё согласие на обработку файлов cookies