Наш специальный корреспондент Сергей Шведко – о том, что эта фраза Бродского обладает большой объяснительной силой, когда речь идет о современных «борцах» с церковью.
Есть старая пословица о мужике, который креститься не начнет, пока гром не грянет. И она очень подходит к нашей сегодняшней жизни. Где многие не только не находят дорогу к храму, но и пытаются навязывать свое агрессивное неверие другим. Нередко приходилось читать возмущенные комментарии на счет преподавании христианской этики в школах, встречаться с провокационными выпадами против церкви, да и выступления против строительства храмов тоже встречаются. Причем каждый из тех, кто так поступает, уверен, что он отстаивает свои личные или общественные интересы и что его ситуация, знания или опыт настолько уникальны, что дают ему на это полное право. Насчет интересов и прав ничего не могу сказать, каждый – хозяин своей судьбы. А вот насчет уникальности – так нет ее. Просто в жизни этих людей еще гром не грянул.
Так получилось, что я часто бывают там, где этот гром гремит долго и громко. Может, поэтому в Донбассе фактически не осталось атеистов ни среди мирных жителей, ни среди наших солдат. Когда в темноте залезаешь в «буханку», где крыша была пробита дроном и наспех залатана, а водитель, надев прибор ночного видения на глаза, стартует к линии фронта, то рука сама совершает крестное знамение. Да и оказывается, что молиться ты тоже умеешь.
На позициях и в расположении у парней обязательно на видном месте икона, а сами они о вопросах религии рассуждают с такой серьезностью, которой от них и не ожидаешь. Потому что в условиях, когда твой земной путь может завершиться в любую секунду, все является в первозданной чистоте. Семья, Родина, Вера, Господь. И Церковь тоже – не только как храм божий, но и как цивилизационный маркер, духовная крепость, которая делает тебя представителем своего народа и которую нужно защищать. И она тебя защищает.
В этой связи помню один случай. Был конец августа 2015 года. Самый разгар «минского перемирия». Село на юге ДНР, до линии фронта – километров десять. Завтра – праздник первого звонка. А за сутки до этого – обстрел вражескими «Градами». Одна ракета влетела в отмостку возле парадного входа, другая – в асфальт на заднем дворе. Все стекла повылетали. Хрустя обувью по осколкам, их пытаются убрать учителя и техперсонал. Женщина-директор заламывает руки: как же дети пойдут в школу? Долго водит меня по изуродованным кабинетам, а потом показывает, что в одном из них, о чудо, все целое. Даже окна. А на них – иконки, освященные местным батюшкой.
Я знал отца Игоря. Очень интересный собеседник, кстати, кандидат биологических наук. Один из активных сторонников «Русской весны». Во время украинской оккупации нацисты его избивали, требуя, чтобы он перешел в раскольники или хотя бы уехал из села. Он отказывался. Через некоторое время – новый «допрос» и новое избиение. Не знаю, чем бы дело закончилось, но пришли наши. И он продолжил служить в старой церкви и строить новый храм. Хотя средств на строительство катастрофически не хватало. Для чего? Говорил, чтобы людям было удобно. Старое здание уже не вмещало верующих. Да и как не поверишь тут…
Эту историю я вспомнил еще и относительно конфликта по поводу строительства нового храма в Юбилейном микрорайоне в Краснодаре. Если кто не в курсе, кратко расскажу, в чем дело. Часть жителей выступает против этого. Аргументы таковы: кто-то считает, что купола церкви будут служить ориентирами для вражеских беспилотников, другие уверены, что храмов в том месте и так хватает, а вот зеленых зон и спортивных залов – нет. И нужен парк, а не церковь.
Их позиция понятна. Только немного непонятно, почему они не слышат другую сторону.
Во-первых, место для строительства храма было отведено здесь новым генпланом Краснодара, который прошел все необходимые обсуждения и был принят.
Во-вторых, согласно проекту, рядом с храмом предусмотрена парковая зона примерно на 4 гектара без каких-либо заборов. Все существующие деревья планируют сохранить, появятся прогулочные зоны и площадки для семейного отдыха.
В общем, должно получиться как в Крещенском парке Анапы. Там сегодня не только одна из красивейших парковых зон города с самой большой детской площадкой, плоскостным фонтаном и баскетбольным городком, но и один из центров духовности края. Казалось бы, в чем минусы того, что такой объект будет и в Краснодаре?
Проблема же в том, что эти граждане не верят. Ни власти, ни архитекторам, ни церковным иерархам. А только «активистам», которые их убеждают, что все это обман и нужно протестовать-протестовать-протестовать.
Насколько я понимаю, активно пытаются подогревать эти настроения представители одной политической силы, которая в свое время отличалась своей ненавистью к христианству и уничтожением храмов. И некоторые другие «общественники», которые ловят любую волну негатива, чтобы решать свои политические вопросы. Они пытаются поднять свои рейтинги, и в этой связи любой негатив, настоящий или выдуманный, для них огромное счастье. Так что к ним вопросов нет.
А вот к обычным людям, которые участвуют в этом, вопрос есть. Осознаете ли вы, что на ваших страхах и опасениях пытаются играть? И что эта игра не так безобидна, как кажется? Те, кто пытается выжать политический капитал из этой ситуации, и те, кто обязательно присоединится к ним немного позже, но уже из других стран, – они не о зеленых зонах пекутся. Им важно подложить еще одну мину под Церковь как важнейший общественный институт нашей страны. Попытаться нанести еще один удар по православию как духовной опоре нашего общества. Чтобы потом было удобнее разрушить и все остальное, что нам дорого.