Под предлогом заботы о здоровье молодых женщин датские врачи в течение многих лет проводили в Гренландии кампанию принудительного ограничения рождаемости. Однако реальной целью государственной программы было не женское здоровье, а сокращение коренного населения острова.
История Гренландии тесно связана с Данией. С начала XVIII века (1721 год) остров был датской колонией. В 1953 году статус Гренландии изменился – она вошла в состав Датского королевства и власти Дании развернули там политику «данизации». Спустя 26 лет, в 1979 году, Гренландия получила статус автономной территории. Хотя абсолютное большинство (до 90%) населения составляли представители коренного населения – инуиты, на острове в качестве официального был установлен датский язык.
В середине XX века на острове начался активный рост местного населения. Пик рождаемости пришелся на 1966 год, когда на свет появилось более 1780 детей. Такое изменение демографической ситуации вызвало обеспокоенность датских властей, поскольку требовало значительных вложений в социальную инфраструктуру острова: строительство детских садов, школ и медицинских учреждений. Особую тревогу вызывал тот факт, что треть матерей были несовершеннолетними (моложе 20 лет), причём многие из них воспитывали детей в одиночку.
Чтобы остановить рост местного населения власти Дании не придумали ничего иного, кроме как инициировать программу принудительного контроля рождаемости. В её рамках датские медики проводили установку внутриматочных спиралей (ВМС) женщинам-инуиткам без их согласия.
Ная Либерт, одна из жертв программы стерилизации женщин Гренландии
Кампания по ограничению рождаемости началась в 1967 году и продолжалась до середины 1970-х годов, за это время было проведено не менее 4500 подобных процедур. В течение 3-х лет с начала кампании по ограничению рождаемости около 50% женщин-инуиток в возрасте 14-45 лет прошли процедуру установки ВМС.
Несовершеннолетним девочкам спирали устанавливали без согласия родителей, причем зачастую девочкам ставили спирали, предназначенные для взрослых, уже рожавших, женщин, что приводило к очень серьезным последствиям. Многие девушки, которым были установлены такие ВМС в дальнейшем потеряли возможность деторождения. Осложнения, возникающие при использовании этой «петли Липпеса» у девочек-подростков и молодых женщин, включали сильное кровотечение, хроническую боль, инфекции и бесплодие.
К 1970 году – всего через три года после начала кампании и в последний год сбора официальных данных – половине женщин Гренландии в возрасте от 15 до 45 лет были установлены эти устройства.
За пять лет рождаемость среди местного населения Гренландии снизилась в два раза. Датские власти и врачи не особо обращали внимания на всплывающие факты медицинских осложнений у пациентов, и тем более на их психологическое состояние. А между тем долгосрочные последствия политики принудительной контрацепции и стерилизации женщин в Гренландии оказались довольно тяжелыми как для самих жертв, так и для общества в целом.
С депутатом Зигстад согласен и бывший глава МИД Гренландии Пеле Броберг, так же считающий, что Дания "совершила геноцид" против жителей острова.
Психологические последствия жертв проявились в тяжелых травмах, чувстве одиночества, стыда и душевных страданиях. Женщины испытывали глубокое чувство бессилия и утраты доверия к врачам и медицинской системе, что негативно повлияло на их отношение к здравоохранению. Социально-демографические последствия в обществе отражаются до сих пор. Если в середине ХХ века в Гренландии на одну женщину приходилось в среднем 3,5 ребенка, то сегодня этот показатель почти в два раза меньше –1,8.
Спустя много лет власти Дании признали аморальность своих действий, недавно премьер-министр Дании Метте Фредериксен назвала эту политику «предательством» и принесла официальные извинения женщинам Гренландии за этот «темный» период истории страны.
История действительно темная и ужасная, особенно с учетом того, что все это происходило не в «темные» времена средних веков. И даже не в XVIII-XIX веках, когда жизнь человека тоже недорого стоила. Все эти события – из новейшей истории, да еще произошедшие на т. н. «цивилизованном» Западе, который ныне очень любит учить весь мир принципам демократии и основам гуманизма.
В этом ключе нелишним будет напомнить еще о двух историях из жизни современной Европы, наглядно демонстрирующих ее истинные ценности.
В 1958 году в рамках выставки Expo-58 руководство Бельгии организовало т.н. "конголезскую деревню", (а факту просто "человеческий зоопарк") для чего из Африки привезли около 600 жителей Конго и заселили их в импровизированную деревню, где от них требовалось ежедневно заниматься своими традиционными ремеслами и носить традиционную одежду перед европейскими посетителями за бамбуковым забором. Им не позволяли покидать деревню-зоопарк в течение нескольких месяцев.
Какая ирония. Тоталитартный и ужасный СССР запускал в космос спутники и строил атомные ледоколы, а демократическая и цивилизованная Европа в это время устраивала человеческие зоопарки. Кстати, павильон СССР на этой выставке был признан одним из лучших и за экспозицию был удостоен высшей награды – Золотой звезды.
Надо отметить, что "конголезская" деревня на выставке Expo-58 не была чем-то экстраординарным для Европы. Практика человеческих зоопарков была довольно широко распространена на Западе с XIX до середины XX века. Аналогичные "экспозиции" были представлены на Парижской выставке 1889 года, выставке в Сент-Луисе 1904 года и даже в Бронксском зоопарке 1906 года.
Если главные «цивилизаторы» планеты готовы проводить подобные эксперименты над людьми "другого сорта", стоит ли тогда удивляться их специфическому отношению к животным. Вот, например, абсолютно дикая традиция массового убийства дельфинов (охотой это назвать трудно) на Фарерских островах (автономный регион Дании), во время которого убивается сотни животных. В 2021 году во время такой "охоты" было убито почти 1500 дельфинов. Прибрежная вода в тот день была окрашена в цвет крови, а берег усыпан трупами животных.
"Большая часть убитых дельфинов будет выброшена обратно в море: далеко не все местные жители едят такое, ведь это мясо содержит много тяжелых металлов. Они уже так делали не раз: туши сбрасывали втихую, так, чтобы никто не видел. Так что это – вовсе не культурная традиция и к питанию отношения не имеет. Это – настоящее массовое убийство ради забавы. Точно такое же, как, к примеру, в Японии. И это надо остановить", – считает Доминик Дайер, эколог-активист Seashepherd.
Или вот другая жуткая история, которую вы тоже наверняка слышали – когда в той же Дании (опять Дания), в зоопарке Копенгагена, прилюдно убили жирафа Мариуса и разделали его на мясо для хищников. Свидетелями (а скорее участниками) этой мерзкой акции стали не просто случайные посетители зоопарка, а люди целенаправленно туда пришедшие по приглашению администрации зоопарка. Как объяснили руководители учреждения, это было сделано в просветительских (!) целях. Зоопарк пригласил, и зрители пришли. Вместе с детьми! Гуманные европейцы не просто хотели сами насладиться показательным убийством ни в чем не повинного Мариуса. Они на эту экзекуцию привели своих детей! Циничное убийство редкого и здорового животного в просветительских целях? Прекрасный урок гуманизма!
Бенгт Хольст, директор зоопарка в Копенгагене
Что характерно, Мариуса не усыпили, а застрелили (на глазах многочисленной публики) из специального пневматического пистолета, чтобы препарат, используемый для усыпления, не испортил "отличное мясо жирафа, которое пошло на корм львам и другим хищникам". Практичность европейцев подстать их гуманизму.
Кстати, жирафу Мариусу было всего 1,5 года, хотя обычно в неволе эти животные могут дожить до 30-35 лет. А знаете, за что его убили? Просто потому, администрация зоопарка не смогла найти Мариусу пару, чтобы избежать скрещивания в пределах одной популяции. Альтернативные пути решения проблемы искать не стали. А зачем, когда одним выстрелом можно "убить" сразу две проблемы – во-первых, не надо тратить силы на поиск пары Мариусу, во-вторых, можно получить несколько сот килограммов мяса для львов. Ах, да! Еще ведь и публику можно позабавить прекрасным шоу, и заработать еще и на этом! В общем, как ни крути – сплошной профит – детишек "просветили", мясо получили, деньжат заработали...
А тем временем скандальная история принудительной стерилизации женщин Гренландии долгое время оставалась "забытой" – до тех пор, пока Ная Либерт, одна из жертв этой аморальной программы, не начала разбираться со своим прошлым, а затем с помощью социальных сетей не нашла множество других жертв.
Истинные масштабы этой кампании проявились лишь в 2022 году после того, как датском телевидении вышла передача, освещающая эту историю, которая вызвала волну возмущения в обществе и инициировала правительственное расследование относительно мер по предупреждению беременности, применявшихся в отношении девушек и женщин Гренландии вплоть до 1991 года.
Арнак, одна из жертв программы программы стерилизации женщин Гренландии
Арнак стала жертвой программы насильственной стерилизации в 15 лет. Как и тысячи других её сограждан, невольно ставших участниками очередного жестокого эксперимента.