В ноябре 2025 года россияне тратили 17,2% дохода на всё, что не входит в базовые нужды. Эксперты видят в этом сдвиг от потребления к сбережениям — даже перед Новым годом.
В ноябре 2025 года доля «свободных денег» у российских домохозяйств — то есть средств, остающихся после покрытия базовых расходов на еду, ЖКХ, транспорт и товары первой необходимости — составила 17,2% от общего дохода. Об этом говорится в исследовании аналитической компании «Ромир», с которым ознакомился РБК.
Показатель остался неизменным по сравнению с октябрём, но сократился на 1 процентный пункт относительно ноября 2024 года. Это свидетельствует о постепенном сжатии финансовой подушки у населения.
Под «свободными деньгами» в исследовании понимаются средства, которые семьи могут направить на отдых, развлечения, ремонт, образование или накопления.
Расчёты основаны на данных Потребительской панели «Ромир», охватывающей 40 тысяч россиян из 15 тысяч домохозяйств в более чем 400 городах и сёлах по всей стране.
По словам Анастасии Сидориной, директора по работе с клиентами FMCG и ритейла в «Ромир», отсутствие традиционного ноябрьского спада в доле свободных средств говорит о смене потребительской стратегии:
В ноябре средняя российская семья потратила 42 376 рублей на продукты питания и товары повседневного спроса (ТП) — на 5,9% больше, чем в октябре.