Сотрудники Зоологического музея МГУ и Института биологии развития РАН совершили фундаментальное открытие в морской биологии.
Ими был описан новый вид глубоководного безраковинного моллюска, получивший поэтичное название Chudo humanistica — «Чудо человечное». Однако главным достижением стала масштабная ревизия всей классификации этой группы животных, которую учёные предложили после всестороннего молекулярного и морфологического анализа.
На протяжении долгого времени всех морских безраковинных моллюсков ошибочно объединяли под общим названием «голожаберные» (Nudibranchia). Российские исследователи доказали, что эта искусственная группа объединяет животных с принципиально разным эволюционным происхождением и строением. Они восстановили исторически более верную двухотрядную систему, предложенную ещё в 1814 году французским учёным Бленвилем, сообщает Наука.рф
Согласно новой классификации, выделяются два самостоятельных отряда. Первый — Doridida (дориды), которые имеют настоящую, иногда втягивающуюся, жабру, унаследованную от предков. Второй — Nudibranchia (собственно голожаберные), у которых все спинные выросты, напоминающие жабры, являются вторичными образованиями, не гомологичными предковому органу. Это фундаментальное различие долгое время игнорировалось.
В рамках этой масштабной реформы учёные не только описали новый вид «Чудо человечное», но и ввели для него целую иерархию новых таксонов: новое надсемейство Chudoidea, новое семейство Chudidae и новый род Chudo (Чудо). Этот моллюск был обнаружен на глубине 2800 метров у берегов Антарктиды и радикально отличается от всех известных собратьев. Чтобы подчеркнуть уникальность открытия, латинское название рода было образовано от русского слова «чудо».
Помимо этого, была полностью пересмотрена система классификации подотряда Aeolidacea, куда входит новое «Чудо». Теперь он включает 10 надсемейств, 29 семейств и пять подотрядов. Работа носит не только узкоспециальный характер. Учёные подчёркивают, что предложенный ими принцип — строить максимально дифференцированную и чёткую классификацию, основанную на эволюционной истории, а не на безграничном объединении групп, — может быть универсально применён для таксономии любых организмов на Земле. Это открывает новые горизонты для понимания биологического разнообразия планеты.