Туапсинская аномалия: след от метеорита, погубившего динозавров, обнаружен на трассе Джубга – Сочи

Вот на этом месте в Туапсе Дмитрий Кочергин обнаружил аномалию, которой суждено стать знаменитой.
Фото: Михаил Ступин
Черноморское побережье нашего края богато на археологические открытия. Скоро в Туапсе может появиться еще одна достопримечательность, палеонтологическая.

На месте многих сенсационных находок прошлых лет в Краснодарском крае установлены памятные знаки и стелы. Местные энтузиасты сейчас добиваются, чтобы к этому перечню раритетов добавился еще один памятник природы.

В Туапсе находится уникальное место, у которого есть даже вполне конкретный адрес – улица Шапсугская, съезд на федеральную трассу Джубга – Сочи. Вдоль этой дороги проходит так называемый «иридиевый горизонт». Это след от упавшего метеорита, погубившего, как предполагают ученые, динозавров.

Аномалию обнаружил директор горно-геологического агентства, туапсинец Дмитрий Кочергин. «Иридиеваый горизонт» он искал шесть лет в разных местах. Ирония судьбы в том, что сенсационная находка была рядом с его родительским домом.

Небесное тело, упавшее в то место, которое сейчас называется Мексиканским заливом, разлетелось на осколки по всей планете. Ударная волна была такой силы, что последствия доисторического апокалипсиса находят исследователи на других континентах.

Следы взрыва, случившегося 66 миллионов лет назад, называют «иридиевым горизонтом» или просто аномалией из-за повышенного содержания в скальных отложениях иридия. В земных породах этот тугоплавкий металл встречается крайне редко, поэтому его высокая концентрация может рассматриваться, как следствие прилета из космоса. Это, как правило, и есть следы упавшего астероида.

Помимо иридия в Туапсинском скальном разрезе у федеральной трассы обнаружены хорошо сохранившиеся скелеты древних радиолярий, живших примерно 66 миллионов лет назад. Как раз в то время, когда на Землю прилетел астероид-убийца.

«Иридиевый горизонт» – уникальная находка. В нашей стране таких аномальных зон (за исключением Туапсе) найдено больше нигде не было. А страны, где они есть, можно пересчитать по пальцам одной руки: Новая Зеландия (Медовые холмы на Южном острове), Япония, Эквадор…

Дмитрий Кочергин уверен, что Туапсе только выиграет от того, что в городе на месте «иридиевого горизонта» появится парк-музей. А недавно эту идею поддержали российские ученые. Среди них – президент Русского палеонтологического общества Алексей Розанов. А пока энтузиасты считают, что на месте уникального разреза можно установить памятный знак, который станет еще одной визитной карточкой города.

– Создание палеонтологического парка – это в первую очередь популяризация уникального объекта, найденного на территории города Туапсе, который может стать одной из главных достопримечательностей, – полагает жительница Туапсе, эколог Анастасия Юдина. – Ранее у нас не было ни одного палеонтологического или геологического памятника природы. К тому же, в мире пока нет похожих парков и музеев, где была бы представлена крупномасштабная модель планктонной микрофауны.