Давайте разберемся почему.
Во-первых, эти игры настолько просты, что принять в них участие могут люди самых разных возрастов – от детей до пожилых. А, во-вторых, правила универсальны и архетипичны. Процесс игры развивает не только логические, но креативные способности. И если человек творческий, то он переносит освоенные принципы в мир искусства.
Кроме того, интеллектуальные игры могут быть использованы в качестве тренировки для спортсменов, так как помогает выработать стратеги действия против противника, развивать концентрацию движений и выйти на скорость принятия решений до уровня алгоритмичности действий.
Буквально на днях местные власти заявили, что в Москве пройдет чемпионат по игре «Камень, ножницы, бумага». Руководитель столичного департамента торговли и услуг Алексей Немерюк уточнил, что уже к осени будет определен победитель, которому вручат приз.
«Камень, ножницы, бумага» – популярная игра на пальцах, часто используется как способ жеребьевки для определения очередности хода или ведущего в других играх.
Например, перед матчем 8-го тура Чемпионата России по футболу 2021/2022 между клубами «Крылья Советов» и «Ростовом» была нарушена многолетняя традиция. Капитаны команд разыграли право стартового удара не с помощью подбрасывания монеты, а посредством игры «Камень, ножницы, бумага».
Считается, что эта игра на трех или пяти участников зародилась в Китае, во времена поздней династии Мин в среде военачальников. Изначально ее называли шоуши-лин, в переводе с древнекитайского «команды рукой».
Другая популярная и универсальная игра похожей заразительности – «Морской бой». В ней два игрока рисуют символические корабли на клетчатом поле и поочередно стреляют по координатам противника. Побеждает тот, кто первым потопит все вражеские плавредства.
Математики выстаивают «модели победы» на основе игры, IT-специалисты – компьютерные имитации, поэты (например, Борис Заходер) сочиняют стихи на эту тему. Не отстают и режиссеры. В 2012 году на российские киноэкраны вышел фильм «Морской бой», снятый по мотивам настольной игры.
И еще одна игра из этого же ряда – «Охота на лис». Программу для советского программируемого микрокалькулятора Электроника МК-54 первым опубликовал толстый журнал «Наука и жизнь» в 1985 году. Она была создана на базе радиолюбительской игры по спортивному ориентированию.
Кстати, одноименный фильм режиссера Вадима Абдрашитова («Охота на лис») по сценарию Александра Миндадзе в свое время получил специальный приз жюри на фестивале авторских фильмов в итальянском Сан-Ремо.