Узкоколейка не похожа на обычную «железку» тем, что колея ее ýже стандартной. Подвижной состав таких дорог несовместим по ряду параметров с обычными ж/д ветками.
Во времена СССР помимо детских железных дорог в парках крупных городов были созданы и десятки промышленных узкоколеек для вывоза леса или торфа в отдаленных и труднодоступных местностях.
В настоящее время в РФ сохранилось 37 узкоколеек. Только на пяти осуществляются пассажирские перевозки.
Апшеронская узкоколейная железная дорога – крупнейшая горная узкоколейка в РФ и бывшем СССР. Строилась изначально, как лесовозная, но позже стала использоваться и для пассажиров. Ширина колеи – 750 мм, первый участок был открыт в 1927 году.
Вплоть до 2010 года состояла из магистральной линии протяженностью 59 километров – от станции Апшеронская до станции Шпалорез через станции Самурская, Черниговская и 40 км. Имеется одно короткое ответвление длиной 2,5 километра – от 40 км до Кушинки.
С 2018 года начали ходить турпоезда «Шпалорез Экспресс». Туристы могут арендовать вагоны для проведения экскурсии по горной узкоколейной железной дороге.
Каринская узкоколейная железная дорога – тоже пассажирская. Построена в Кировской области в 1942 году в связи с началом торфяных разработок на Каринском участке и образованием поселка Каринторф. Связывает узкоколейка основную часть города Кирово-Чепецка (на левом берегу Чепцы) с Каринским торфозаготовительным участком «ВяткаТорф», следуя через специальный мост через Чепцу. Ширина колеи – 750 мм.
В связи с упадком торфодобычи планировалось закрытие дороги к 2012 году. Однако организованное автобусное сообщение по понтонному мосту не решило транспортную проблему, и власти решили сохранить достопримечательность.
В 2019 году новым владельцем узкоколейки стал Музей железной дороги. Теперь по выходным проводятся экскурсии для туристов, которые хотят побывать в Каринторфе.
Белоручейская узкоколейная железная дорога расположена в Вытегорском районе Вологодской области. Строилась с 1921 года в связи с началом функционирования Волго-Балтийского канала. Название получило от пристани – Белый Ручей. Строящийся поселок лесозаготовителей был назван незатейливо – Депо.
На 1950-1960-е годы пришелся расцвет лесной промышленности региона. Параллельно с Белоручейской начала действовать Рубежская узкоколейка. Позже обе дороги были объединены. В середине 90-х кризис привел к упразднению Рубежской ж/д сети. Поселки лесозаготовителей были ликвидированы.
Протяженность Белоручейской узкоколейки сократилось с 87 до 63 км.
В 2021 году существует только одна линия Депо – Янишево, все ответвления в лес заброшены. Два раза в неделю курсирует ночной пассажирский поезд (проезд бесплатный), а днем возят лес.