Если Бог есть, почему мир так несправедлив? Почему умирают дети, происходят войны, рушатся жизни? Это, пожалуй, самый популярный скептический аргумент. И, как ни странно, один из самых честных и глубоко проработанных ответов дал не философ, а монах-пустынник
Сирийские мистики IV–V веков — например, Исаак Сирин и Ефрем Сирин — не боялись задавать Богу неудобные вопросы. Они жили в мире, где жизнь была гораздо жёстче: голод, болезни, смерть, войны. И при этом не теряли веру. Более того, именно в страданиях они находили ключ к пониманию человеческой свободы.
«Мир не идеален ради возможности действовать. Даже в страданиях человек остаётся субъектом» — эту мысль можно встретить в трудах сирийских отцов церкви. Парадокс, но именно отсутствие гарантированной справедливости делает нас по-настоящему свободными. Если бы Бог устранил всё зло — мы были бы марионетками в идеальной системе. Но Он допускает несовершенство — потому что доверяет нам.
Для сирийских мистиков это была не абстрактная философия. Это были люди, добровольно покинувшие комфорт, чтобы жить в пещерах, есть коренья и смотреть в лицо своей уязвимости. Именно в этой радикальной честности перед собой и Богом они формулировали ответы, которые сегодня снова звучат по-новому.
Страдание в их системе координат — не кара и не случайность. Это шанс проявить волю. Не покориться. Не ожесточиться. Не сойти с ума. А остаться человеком, действующим изнутри.
Конечно, это не универсальный рецепт утешения. Но это честный взгляд на мир. Не приукрашенный, но и не отчаянный.
Они верили: Бог не гарантирует успех, комфорт или безопасность. Он гарантирует одно — что ты не один.
P.S.
Возможно, это самая смиренная и одновременно самая сильная формула веры, которую можно унести в XXI век.