- Она мне даже не снится, – говорит мама пропавшей второклашки и закрывает лицо руками. – У меня есть чувство, что искать надо не в нашем районе. Мне страшно. И порою кажется, что искать, может быть, уже и некого…
Мы общаемся в кухне скромного сельского дома семьи Дудиных. Здесь жили четверо: мама Таня, папа Дима и две симпатичные девчушки – старшая, Света, и младшая, Сонечка. Сейчас их осталось двое – муж и жена. В доме пусто – малышку отправили к бабушке. О девочках напоминает все: разбросанные игрушки, сиротливо ждущие во дворе своих хозяек, два велосипеда, иссушенные солнцем вещички, которые забыли снять с веревки, и размалеванный яркими мелками забор. На рисунках – улыбающиеся девочки.
Маме сестричек 30 лет. Судьба стала испытывать ее с самого детства – оставила сиротой. Жизнь Татьяны прошла в детдоме. Брак с хозяйственным Дмитрием уже второй. И он принял ее Свету как родную.
Потерявшая дочку мама больше не плачет. Просто повторяет снова и снова хронологию событий того страшного дня. Повторяет, как мантру: отвечает на вопросы следователей и волонтеров, которые занимаются поисками исчезнувшей.
Никаких новых деталей родители вспомнить не могут.
БЕДА, ОТКУДА НЕ ЖДАЛИ
Ранним утром 20 июня отчим Дмитрий взял девочку с собой на работу. Он – комбайнер. На каникулах Света частенько ездила с ним в поля. Но только до обеда, чтобы не застать жару. Около 11 утра он подвез девочку к тропинке, ведущей к дому. Высадил с указом – никаких гулек! Света с улыбкой перепрыгнула через канавку и скрылась за деревьями. И вот уже почти месяц ее родные не знают, где она, что случилось с ребенком, где ее искать.
Последний раз девочку видели в тот же день в местном клубе, она забегала попить воды. Мама Светы – домохозяйка, но в тот день ездила на своей «семерке» по делам, затем заехала за младшей дочкой в детсад, а когда вернулась домой, обнаружила, что старшей нигде нет.
– Я вызвала мужа с работы. Мы стали искать по поселку, спрашивали у всех – никто не видел, кроме работницы сельского клуба, – тихо и медленно говорит женщина.
Дима перехватывает разговор:
– Сесть в машину к чужому человеку она не могла. И мы, и учителя в школе на протяжении года объясняли, как это опасно. Света всегда гуляла по поселку – у нас три улицы, все друг друга знают. Оживленных трасс нет. Никто и представить не мог, что детей может подстерегать какая-то беда.
Когда мы искали дом Дудиных, повстречали ребятню на их улице. Сначала из-за забора выглянула одна девчушка – она оказалась троюродной сестрой пропавшей Светы. Узнав, что в поселок приехали журналисты, на улицу высыпали ее многочисленные братья и сестры. И стали наперебой рассказывать, что Светка – очень бойкая, активная девчонка. И постоять за себя может всегда, в обиду не даст. А в школе учителей и вовсе до слез доводила – язвой была. А папа и мама очень переживают. Они ее хоть и ругают за вредности разные, но очень любят и заботятся.
– Нет, отчим ее не обижал и не бил. Он вообще у них хороший. Тете Тане повезло с ним. Он и по дому все делает, и деньги зарабатывает, и с девочками играет, – видимо, словами взрослых рассудила 15-летняя родственница Даша. – А еще по поселку ходят разные слухи об исчезновении сестры. И цыгане могли увезти, и мужчины какие-то. Мы не знаем, кому верить.
Исчезновение Светы Дудиной обросло слухами. В районе об этом знают все. Как и в стране. Объявление о том, что пропал ребенок, расклеено по всему Краснодарскому краю, опубликовано во всех газетах, показано на всех телеканалах и передается в Интернете. Сотни волонтеров-поисковиков приехали в Ленинградский район, чтобы помочь найти девочку.
В районе не осталось и метра, который не обследовали.
Следователи и спасатели ищут так, что перерыли все огороды, обследовали местные водоемы и даже уличные туалеты, обрыскали все соседние поселки, заброшенные дома, заглянули в каждое жилое домовладение, каждый подвал… Сотрудники администрации района по команде главы несколько раз выезжали в поля, дабы «прошерстить» каждый сантиметр земли. Рассматриваются все варианты исхода происшествия, множество версий – похищение, убийство, несчастный случай… И ни одной зацепки. Следователи ходят по кругу.
И мать, и родного отца, и отчима девочки проверяли на полиграфе. По мнению следствия, они чисты. По информации пресс-службы СУ СКР по Краснодарскому краю, заведено уголовное дело.
– Мы убедились в непричастности родителей Светы к ее исчезновению, – рассказал нам источник в следствии. – По делу они проходят как потерпевшие, а не подозреваемые.
САМ СЕБЕ ШЕРЛОК ХОЛМС
Работы следователям добавляет деятельность волонтеров.
– Когда они слушают нас – это в пользу. Совместными силами по обговоренному плану действий мы сделали многое. Но иногда их поступки бесконтрольны – это добавляет, честно сказать, мороки, – признается один из следователей. – К примеру, им показалась подозрительной ферма местного хозяйственника, так они ворвались на частную территорию с палками, напугали людей, навели беспорядок. Какая тут помощь, если каждый волонтер – сам себе Шерлок Холмс. Вот когда к нам приезжала организованная группа поисковиков, которая постоянно помогает в таких историях, со своим оборудованием, знаниями и опытом, – вот такая помощь очень пригодилась. Просто хотим попросить добровольцев помнить про то, что следствию надо помогать, а не мешать.
Правоохранители рассматривают каждое сообщение, поступившее к ним от волонтеров. Последние, кстати, активно сотрудничают с огромным количеством экстрасенсов и гадалок. Вот у них версий – десятки. Приезжали самые разные именитые и прославленные с разных телеканалов маги. Со слов оперативников, ткнет такой волшебник пальцем в карту – и все бегут туда. А по прибытии оказывается, что экстрасенс ошибся. И тут же выдвигает новую версию. Поступает много звонков от кубанцев из разных уголков края: девочку видели и на море, и в Краснодаре. Все сообщения тут же проверяются.
«КН» встретились с одним из волонтеров, который активно участвовал в поисках Светы. Он лично прошерстил весь район, в основном по наводкам предсказателей. Мы прослушали десятки аудиозаписей от экстрасенсов. От их предположений и «ощущений» – мурашки по коже, животный страх. И ни одной подтвержденной версии.
Две недели в районе работали кинологи с лучшими собаками.
– Не хочется так говорить, но в поисках, простите, тела – ни тепловизоры, ни псы уже не помогут. Если его закопали в землю на метр – все. Найти нет шансов, – заключает следователь. – У нас в районе впервые пропал ребенок. Это страшно. И мы делаем все, чтобы найти. Дело чести.
Когда пропадают дети, на их поиски выходят все: их ищут силовики, местные жители, экстрасенсы...Чаще всего потеряшек находят в первые дни. Однако чем больше проходит времени, тем меньше остается надежды...
Оперативники снова и снова прочесывают лесополосы, водоемы, собирают сведения. И поиски прекращать не намерены.
Родители Светы Дудиной, сначала активно искавшие свою девочку, сегодня, кажется, безысходно опустили руки.
– Я готов искать, идти, бежать, ехать. Вот только куда? – смахивая слезы, спрашивает у нас отчим Дима. Мы же в ответ пожелали лишь одного – веры.
НЕ ПРОПУСТИТЕ! ЧИТАЙТЕ В СУББОТУ ТОЛЬКО У НАС!
В субботу мы начинаем публикацию большого аналитического материала «ГРОМ НЕ ГРЯНЕТ…», который специально для нашей газеты подготовил известный писатель Владимир РУНОВ. Как и все мы, он пытается понять причины череды страшных происшествий последних лет. В том числе и несчастья, случившегося в Карелии.
«Анализируя эту и другие трагедии, мы вынуждены признать, что подобные факты, с регулярной закономерностью происходящие в течение последних лет в разных концах страны, совсем не ЧП или несчастный случай, а системная закономерность. Своего рода плата за полное отсутствие реальной ответственности, причем задолго до наступления беды, хотя все ее признаки видны даже слепым и малосведущим», – пишет Владимир Рунов.
Не пропустите эту публикацию и включайтесь в обсуждение темы на страницах «КН», на сайте и в наших соцсетях.
Фото Михаила Ступина.