В его работе приняли участие заместитель главы региона, курирующий вопросы АПК, Андрей Коробка, министр сельского хозяйства края Федор Дерека, полномочный представитель главы администрации Краснодарского края по взаимодействию с крестьянскими (фермерскими) хозяйствами Вячеслав Легкодух.
Реальная мощная сила
– Что такое крестьянско-фермерские хозяйства сегодня? Это 20 процентов от общей произведенной продукции в крае. С начала года в денежном выражении это составляет 78 миллиардов рублей. Три года назад фермеры получали продукцию на 60 миллиардов рублей. Темпы неплохие. Но хотелось бы еще лучше! – такими словами начал свое выступление на съезде вице-губернатор Андрей Коробка.
У кубанских фермеров более 1 миллиона 200 гектаров пашни. Они производят треть всего зерна, 1,3 миллиона тонн сахарной свеклы, 380 тысяч тонн подсолнечника, 137 тысяч тонн овощей. А также фрукты, ягоды, бахчевые, виноград. Индекс производства продукции сельского хозяйства за 2018 год в КФХ составил 104,7 процента, а в целом по АПК края – 100,7 процента. Красноречивый показатель, который говорит в первую очередь об огромной возможности фермерских хозяйств, да и всего малого сектора в целом.
Производят товарную продукцию и личные подсобные хозяйства, которых в крае насчитывается 1 миллион 100 тысяч. По сути – это те же семейные фермерские хозяйства, но пока не оформленные, не учтенные и работающие в «серой» зоне. Им бы добавить, как отметил председатель ассоциации фермеров Кубани Виктор Сергеев, реальных стимулов, и станут тогда ЛПХ полноправными фермерами. Краевая комплексная программа по переводу личных подсобных хозяйств в фермерские хозяйства семейного типа есть. Но процесс этот должен идти только на добровольной основе. Пусть сама жизнь подскажет, кому какую форму работы выбирать. Действовать по принуждению – это мы уже проходили.
Но вот вопрос: стало бы все это возможно без государственной поддержки? Многие на своем опыте знают, что вряд ли. Поддержка начинающих фермеров за последние пять лет составила около 220 миллионов рублей. Ее получили 144 хозяйства. Государственные гранты позволили создать 63 животноводческие фермы, куда было направлено почти 840 миллионов рублей. Финансовую помощь получают садоводы, виноградари, овощеводы. Идут компенсации затрат на горюче-смазочные материалы. Всего малые формы хозяйствования получают господдержку по 40 направлениям.
Доступнее стали льготные кредиты. Виктор Сергеев рассказал, как радовались фермеры, когда им была выделена 20-процентная квота. Она позволила получать им льготные (до 5 процентов) кредиты в общей сумме на 2 миллиарда рублей. В этом году льготным кредитованием уже занимаются и региональные банки, что позволило еще большему количеству фермеров воспользоваться доступными кредитами.
В прошлом году этой формой поддержки было охвачено 200 фермеров, в этом уже более 700 подали соответствующие заявки. В итоге 625 из них выплачено более 3 миллиардов краткосрочных и 1,3 миллиарда инвестиционных кредитов.
Говоря о делах насущных, Андрей Коробка констатировал: к сожалению, до сих пор приходится слышать, что фермеры испытывают трудности с оформлением документов для получения субсидий.
– Мы уже три года ничего не меняем в законодательном плане в этом вопросе. Тому, у кого есть долги, надо их погасить. Мы не можем давать субсидии, если в хозяйстве идет снижение производства продукции. Это федеральная норма. Да, бывают форс-мажоры. Та же засуха, к примеру. Здесь мы разбираем каждый случай отдельно, в ручном режиме.
Андрей Коробка подробно остановился еще на одном злободневном вопросе – землепользовании. Три года назад администрация края, министерство сельского хозяйства, муниципалитеты начали раскручивать этот клубок, который накапливался десятилетиями. Дело движется, и это нельзя не заметить. Есть вопросы, требующие тщательнейшей проработки. Это ситуации, когда на земле, которую обрабатывает фермер, находятся памятники архитектуры, речные балки, линии электропередачи. Об этом надо думать заранее при перерегистрации земли, а не за месяц до окончания срока. Задача власти – помочь фермерам в этом сложном вопросе, но движение в его решении должно быть обоюдным.
Касаясь эффективности сельскохозяйственного производства, качества выпускаемой продукции, Андрей Коробка привел участникам съезда такой интересный факт:
– Мы встречались с коллегами из Голландии. Напомню, что это государство почти в два раза меньше Краснодарского края. Объем экспорта всей сельскохозяйственной продукции Российской Федерации составляет 15, в лучшем случае 20 миллиардов долларов, а в Голландии – 120 миллиардов евро! Вопрос: почему? В свое время вы говорили: дайте нам землю, и мы вырастим пшеницу, кукурузу, свеклу. Но так можно было говорить лет десять назад. Сейчас такая логика – это преступление.
Действительно, негоже житнице целой огромной страны так отставать от европейского карлика. Не по чину место, хоть и шагаем мы впереди России всей.
– Жутко отстаем, – продолжил Андрей Коробка. – А ведь все имеем. Десятки тех же программ господдержки. Но земельные паи неэффективно используем. Гранты должны идти на реализацию продукции. На строительство всего самого современного, что есть сейчас с прицелом на будущее. Слышу каждый день: продукцию произвели, а продать не можем. Так ее себестоимость выше, чем рыночная цена! И кто в этом виноват? Надо строить то, что будет востребовано и послезавтра. Открыли экспорт из Турции на 50 тысяч тонн томатов. Все закричали – катастрофа! Зачем мы строили свои теплицы? Но когда привезли турецкие томаты, выяснилось, что они уже дороже, чем наши из тепличных комплексов. Да, технологии мы применили импортные, но они есть и у нас работают!
За годы санкций у нас много своего появилось, мы стали конкурентоспособными по многим направлениям. Те же яблоки. Какие сады заложили!
Притча во языцех – молочное скотоводство. Сколько копий уже было сломано на эту тему! Не выгодно им заниматься. На недавнем краевом совещании по животноводству Андрей Коробка рассказывал об агрофирмах, которые строят молочные комплексы под ключ с себестоимостью производства молока в 15 – 17 рублей. Напомнил он об этом и фермерам:
– За такими технологиями ходить далеко не надо. На специализированных выставках, которые проходят в Краснодаре, оно представлено. Плюс современные технологии кормления, содержания животных. И мы можем получать молоко с такой себестоимостью при отпускной цене 25 рублей. Ну разве не рентабельно?!
С этим уже не спорит фермер Василий Ляшенко из Павловского района. Он построил современную молочную ферму. Теперь взялся за вторую. Как говорится, было бы желание. Чем не пример для других. А время все равно подтолкнет фермеров повернуться к молочному скотоводству.
Будущее кубанского фермерства в том числе и в освоении внешних рынков.
– Надо сохранить и продолжить дальнейшее развитие. В первую очередь необходимо расти в технологическом плане, – подчеркнул Андрей Коробка. – Сегодня эффективная работа может быть налажена только при строительстве самых современных производств, при внедрении самого высокотехнологичного оборудования. Так можно снизить себестоимость продукции и повысить рентабельность. А значит, ваша работа будет экономически выгодной.
Вице-губернатор жирной чертой подчеркнул еще один, можно сказать, судьбоносный момент для кубанского фермерства – развитие кооперации.
О своем опыте рассказала фермер из Кореновского района Елена Григорьева, которая создала и возглавила кооператив «Кубанское поле». В одно предприятие объединились 16 местных фермеров, занимающихся производством овощей. Запущено оборудование по мойке, калибровке и фасовке продукции. Местный овощ уже пробивает себе дорогу на прилавки торговых сетей. Как сказала председатель кооператива, им осталось наработать необходимые объемы. Это дело ближайшего будущего.
– Скоро начнем зарабатывать, ведь предпосылки к этому уже есть. И тогда нам и субсидии уже не нужны будут, – сказала фермер. – Будем полностью работать самостоятельно.
– Нарастить производство с гарантийным сбытом и ни от кого ничего не ждать – достойный пример, – сказал Андрей Коробка. – Я видел вашу продукцию на «Кубанской ярмарке». Она замечательная. Будущее фермеров в том, чтобы больше не отдавать свою продукцию перекупщикам, а организовать свое предприятие.
Фермерскому движению на Кубани уже почти 30 лет. И много, и мало. Это смотря как посмотреть. В Европе, как отметил Андрей Коробка, есть кооперативы, которым по сто и более лет. Так что у нас еще все впереди.
И уже понятно, что перспективы – отличные. Об этом, кстати, уже заговорили и за границей.
Не случайно ведь из самой Западной Австралии, где на чрезвычайно высоком уровне развито фермерское движение, к нам приехали одни из главных мировых зернопроизводителей. А Россия, как известно, уже прочно удерживает третье место в мире по производству и экспорту зерна.
– Мы спросили австралийцев, что привело их на Кубань, – поделился своими впечатлениями Андрей Коробка. – Ответили, что испугались наших темпов развития зернового производства. Да, наш край пшеницей всегда славился, а за последнее десятилетие удвоил производство зерна. Вот австралийцы и приехали узнать, чего ждать от нас в дальнейшем.
А чего тут ждать? Будем работать и дальше так, как это получилось у кубанских фермеров в последние десятилетия. И не почивать на лаврах. Иначе, как сказал в заключение Андрей Коробка, – затопчут. Хотя пусть попробуют!