Садоводство на Кубани – одно из приоритетных направлений развития агропромышленного комплекса региона. Ежегодно в Краснодарском крае появляются тысячи гектаров новых садов. Производство плодов и ягод растет чуть ли не в геометрической прогрессии. Главная причина бума – высокая доходность продукции и огромный рынок сбыта, который до недавнего времени был отдан на откуп зарубежным производителям фруктов. И хотя пока импорт нельзя заменить полностью, с каждым годом наш рынок все больше наполняется отечественными яблоками, грушами, персиками и другими фруктами, качество которых лучше зарубежных.
О развитии садоводства в регионе нашему корреспонденту рассказывает генеральный директор Союза садоводов Кубани Николай Щербаков.
– Николай Алексеевич, сколько сейчас садов в Краснодарском крае?
– Это много или мало?
– И то и другое. Мы значительно увеличили производство плодов, но сегодня и этого недостаточно. Уровень потребления пока в разы превышает производство. Наши отечественные садоводы, в том числе и кубанские, могут предложить рынку только чуть более 900 тысяч тонн разнообразных по ассортименту плодов. В то же время население потребляет каждый год около 4 миллионов тонн. А по научным выкладкам – каждый житель страны, в том числе и нашего края, должен съедать ежегодно до 100 килограммов плодов.
– Что выращивают на Кубани?
– Существует девять главных пород плодовых деревьев. Яблоко – основная выращиваемая на Кубани и в стране культура, но и ее не хватает. Айву и грушу у нас практически не производят. Это приоритет личных подсобных хозяйств. У черешни и сливы короткий срок реализации. Чтобы их хранить, нужны холодильники, которых пока явно не хватает.
– И что же делать?
– Нехватку холодильников у большей части производителей в определенной степени компенсируют холодильные комбинаты. Они готовы покупать свежую вишню для последующей заморозки. И рынок ее сбыта гарантированно вырос. Поэтому смело можно заниматься закладкой новых посадок этой культуры. Персики неплохо растут в Азово-Таманской зоне края и на черноморском побережье. Но посадок этих деревьев пока явно недостаточно. Поэтому и преобладает импорт на прилавках. Перестали в России расти абрикосы. У нас тоже есть трудности с этой культурой. Причина тому – болезни, с которыми пока трудно бороться. Да и возвратные заморозки значительно «съедают» урожай абрикосов.
– Вы говорили о том, что производство плодов на Кубани близко к 400 тысячам тонн. В этом году мы перешагнем эту планку?
– К сожалению – нет. В этом сезоне нам бы собрать половину того, что мы вырастили в прошлом году. Нынешней весной кубанские сады подверглись жестким заморозкам. Четыре волны холодов. Такого не было последние 30 лет. Во время цветения садов температура воздуха опускалась до 10–11 градусов мороза. Это гибель урожая. Косточковые культуры вымерзли на 80 процентов – слива, вишня, абрикос, черешня, алыча, персик. Семечковые – на 60 процентов. Это, в основном, яблоко.
Напомню, что 24 апреля губернатор Кубани Вениамин Кондратьев объявил чрезвычайную ситуацию в 15 муниципальных образованиях. На сегодняшний день пострадало более 20 тысяч гектаров садов, из них 6 тысяч – очень сильно. Уже сейчас есть садоводческие предприятия, которые могут обанкротиться. Садоводам Кубани требуется экстренная помощь. Если урожай погиб на 80 процентах площадей, хозяйство без поддержки не выживет.
– А агрострахование?
– Оно пока находится в зачаточном состоянии. Тут еще предстоит много работы, обсуждений и согласований на различных уровнях. Например, в России в этом году застрахован только один процент будущего урожая. А хозяйствам надо сохранить деревья, вести уходные работы, заложить основу будущего урожая.
Нас поддерживают администрация Краснодарского края и министерство сельского хозяйства. С этой проблемой они обращаются в федеральные структуры. Союз садоводов Кубани со ставропольскими коллегами при поддержке Национального плодоовощного союза тоже обратились к главе Совета Федерации Валентине Матвиенко за поддержкой садоводческих предприятий в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах. Мы просим обратиться в правительство России за дополнительными мерами поддержки садоводческой отрасли в размере 80 процентов от фактически понесенных производителями затрат без учета наличия договоров страхования.
– Не скажутся ли все эти катаклизмы на дальнейшем развитии садоводства на Кубани?
– Конечно, нет! Да, трудностей в этом году нам предстоит преодолеть немало. Но что поделаешь… Садоводство – это цех под открытым небом. Есть очевидные успехи, их уже не отнять. Основной критерий развития садоводства – это закладка молодых садов. А мы закладываем в среднем почти 2 тысячи гектаров молодого сада в год. Садоводство – одна из самых высокодоходных отраслей сельского хозяйства. За исключением, конечно, нынешнего года. А так, уровень рентабельности садоводства схож с рентабельностью озимых культур. По последним годам – на уровне 60 процентов.
В этом году для поддержки отрасли администрация края выделила более 800 миллионов рублей. Чуть более 70 процентов – это деньги из федерального бюджета. Субсидирование отрасли идет на основе софинансирования. Такое произошло впервые за многие годы. Да и по прошлому году помощь была очень солидной – 600 миллионов рублей.
Несмотря на все трудности, уже началась выплата субсидий под заложенные сады и уход за ними. Это происходит раньше, чем в прошлом году. Даже карантин не помеха. Спасибо нашему министерству сельского хозяйства Краснодарского края.
– Сейчас в основном идет закладка садов интенсивного и суперинтенсивного типа. В чем их особенность?
– В плотности насаждений, необходимой шпалере, капельном орошении, градозащитной сетке – это необходимый набор для того, чтобы получить с гектара максимальную урожайность при полной его сохранности от природных катаклизмов. Кроме морозов, получается. Сады интенсивного типа – это плотность насаждения деревьев от 1250 до 2500 штук на гектар. Суперинтенсивные – более 2500 саженцев на гектар. Кроме того, сады интенсивного типа вступают в плодоношение на 4–5 год.
– Чтобы заложить современный сад, нужны новые площади?
– Конечно. По старым садам уже ничего не сделаешь, кроме раскорчевки. Сейчас уже и фермеры, которые занимались только зерновыми и пропашно-техническими культурами, начали закладывать у себя современные сады. Рентабельность высокая и господдержка на должном уровне. А мы, в свою очередь, помогаем им с оформлением документов, анализом почвы, подбором сортов. Уверен, несмотря на объективные трудности, этот процесс продолжится.
– Питомниководство – основа садоводства. Мы ежегодно выращиваем 5 миллионов саженцев. Что-то продаем в другие регионы, что-то привозим, в том числе и из-за рубежа. Но это некритично. Мы полностью можем обеспечить всю отрасль саженцами высокого класса. Но в небольшом количестве посадочный материал необходим и со стороны. А выращиваем мы такое большое количество саженцев опять-таки благодаря господдержке.
В крае успешно работает губернаторская программа «Малый сад». Сначала это было 3 гектара, теперь уже 4. При закладке этих садов администрация компенсирует до 90 процентов потраченных средств.
– А что, кроме морозов, еще мешает росту производства плодов?
– Давайте вспомним, что в былые времена у каждой из советских республик была своя специализация. Потом все это рухнуло. Теперь всю эту систему мы сами стали развивать. Садоводство – очень капиталоемкая отрасль. После закладки сада фермер четыре года только вкладывает, не получая отдачи. После первого урожая он должен пустить деньги в оборот, купить технику, средства защиты, построить холодильник. На все это необходимы огромные деньги. При строительстве фруктохранилищ помогает кооперация. И, конечно, администрация края, сделав садоводство на Кубани приоритетной отраслью.