– В соответствии с национальным проектом «Международная кооперация и экспорт» объем экспорта несырьевых неэнергетических товаров в целом в России в 2024 году должен составить 250 миллиардов долларов. Продукции агропромышленного комплекса страны следует экспортировать на сумму 45 миллиардов долларов. А какие цели ставит перед собой кубанский агропромышленный комплекс (АПК)?
– Не менее амбициозные. В соответствии с целями нацпроекта, к 2024 году Краснодарскому краю предстоит увеличить поставки продукции АПК почти до 3,8 миллиарда долларов США. В частности, план по агроэкспорту на 2020 год составляет больше 2,5 миллиарда долларов США.
Мы планируем выйти на этот показатель за счет создания новой товарной массы, в том числе с высокой добавленной стоимостью.
– Назовите основные виды продукции, которую Кубань может предложить и поставляет зарубежным партнерам? Какие резервы у нас есть для еще большего наращивания экспортного потенциала?
– Перечень экспортных агропродуктов достаточно большой, поэтому озвучу приоритетные.
В первую очередь, это, конечно, зерно. Краснодарский край – один из ключевых мировых экспортеров зерна. В его высоком качестве сомнений нет, потому оно и востребовано. В общей экспортной корзине края доля зерна составляет 67 процентов.
Второе важное направление – масложировая продукция. Мы можем ежегодно экспортировать более 450 тысяч тонн масла. Пока что наращивание экспортных объемов сдерживается ограниченными сырьевыми ресурсами. Тем не менее, вместе с аграриями мы прорабатываем вопрос увеличения производства сои и рапса в два раза за счет посевных площадей, а также подсолнечника на 20 процентов, увеличив урожайность.
Кстати, на увеличение производства сырья для масложировой промышленности из федерального бюджета выделено порядка 200 миллионов рублей.
Еще одна из экспортно ориентированных категорий продукции – мясо птицы. Сегодня две трети произведенной на Кубани мясной продукции – это мясо птицы. И у нас есть свободные мощности для наращивания поголовья птицы.
Есть резервы и по увеличению экспорта молочной продукции. Годовой потенциал наших молочных перерабатывающих комбинатов – 2,5 миллиона тонн молока. Однако сейчас он используется лишь наполовину. Но мы активно работаем над увеличением сырьевых ресурсов.
По поручению губернатора Кубани Вениамина Кондратьева мы разработали программу развития животноводства Краснодарского края до 2024 года, которая позволит нам существенно увеличить объемы производства продукции животноводства – как молока, так и мяса. В рамках этой программы в 2020 году уже действуют новые краевые меры государственной поддержки молочного животноводства.
Если в 2019 году было выделено 1,2 миллиарда рублей, то в 2020 году на поддержку молочного животноводства дополнительно из краевого бюджета было выделено 400 миллионов рублей. В итоге общая сумма государственной поддержки в этом году составила 1,6 миллиарда рублей.
Хочу заметить, что Краснодарский край является лидером по выделению средств из краевого бюджета на поддержку молочного животноводства.
На это направлены существенные меры господдержки в части повышения продуктивности крупного рогатого скота (КРС), а также ввод новых современных технологичных животноводческих комплексов.
Некоторые кубанские предприятия отрасли уже не первый год успешно работают на внутреннем рынке. Это «Кореновский молочно-консервный комбинат» (мороженое, сгущенка), веселовский завод «Сыры Кубани», «Сыркомбинат Ленинградский». Их продукцию знают и любят не только у нас в крае. А теперь эти и другие компании готовы поставлять свою продукцию в более чем десять стран мира.
– Кубань – это еще и винодельческий регион. Насколько планируется увеличить экспорт вин, коньяка и прочей винодельческой продукции со знаком «произведено на Кубани»?
– Вы правы. Кубанское вино, а также другие алкогольные напитки знают и ценят не только в крае, но и в других российских регионах, а также в зарубежных странах. Экспортный потенциал винодельческой продукции, производимой в крае, очень высок. Но нам есть к чему стремиться. Уверен, что 19 стран, которые уже открыты для нашего вина, не предел.
К счастью, сейчас нет каких-либо административных барьеров, санкций для увеличения экспорта данной категории товаров. Более того, в прошлом году благодаря содействию губернатора Вениамина Кондратьева сразу две краевые лаборатории – Северо-Кавказского федерального научного центра садоводства, виноградарства, виноделия и «Абрау-Дюрсо» – были включены в официальный перечень лабораторий Еврокомиссии, уполномоченных выдавать специальные сертификаты.
Это значительно снизило затраты и финансовые издержки экспортеров винодельческой продукции в страны Евросоюза. Так что сейчас остается наращивать объемы производства сырья, повышать качество продукции и грамотно презентовать ее на международных рынках.
В планах виноделов в 2024 году – довести объем производства винодельческой продукции до 25 миллионов декалитров.
– Экспорт сельхозпродукции Кубань осуществляла и прежде. Чем работа в рамках нацпроекта будет отличаться от проводимой в прежние годы?
– Сейчас эта работа более структурирована, если можно так сказать. У нас, как я уже сказал, есть конкретные цели и задачи по экспорту. За ними стоит гораздо больший смысл, чем организация внешних торговых отношений. Каждое предприятие, которое ставит перед собой цель выйти на экспорт, пересматривает весь производственный цикл, оценивает возможности, устраняет недочеты, модернизируется, внедряет передовые технологии, нередко создает новые рабочие места. Все это к 2024 году сформирует качественно новый агропромышленный комплекс.
– Сколько в крае предприятий поставляют продукцию в зарубежные страны? Насколько сильно изменились объем и качественная составляющая кубанского экспорта?
– На Кубани работает несколько десятков экспортно ориентированных агропредприятий. И каждый год этот список пополняется. В числе крупнейших экспортеров такие известные всем бренды, как «Кореновский молочно-консервный комбинат», «Фанагория», кондитерский комбинат «Кубань», «Южный Полюс», крахмальный завод «Гулькевичский» и другие.
Если раньше мы экспортировали преимущественно зерно, то сейчас вектор смещен в сторону готовой продукции. За последнее годы в этом направлении есть существенное изменение.
Если говорить о конкретных категориях товаров, то, например, за последние 5 лет экспорт мяса птицы вырос в 8 раз – с полутора до 12,3 миллиона долларов США. Только за последние полгода объем экспорта этой продукции в денежном выражении превысил 16,1 миллиона долларов США. Это больше, чем за весь 2019 год на 3,8 миллиона долларов США.
Существенный рост показывает и кондитерское направление. За 5 лет на Кубани экспорт кондитерских изделий вырос в 4 раза. Эта категория товаров обладает высоким экспортным потенциалом, спрос растет из года в год. С начала года в страны зарубежья уже продано кондитерских изделий на сумму 1,1 миллиона долларов. В прошлом году мы поставили на зарубежные рынки свыше 2,7 тысячи тонн кондитерской продукции на сумму 3,5 миллиона долларов, что в стоимостном выражении почти в 4 раза больше, чем 5 лет назад. Покупателями кубанских кондитерских изделий являются 13 стран, в том числе Китай и Германия. Основной объем экспорта приходится на страны СНГ. В целом в рамках реализации национального проекта «Международная кооперация и экспорт» кондитерские изделия рассматриваются как перспективные экспортные продукты. Внутренний рынок вполне насыщен кубанской кондитерской продукцией, поэтому сейчас мы намерены увеличивать внешние поставки. Резервы для этого есть – комбинаты имеют возможность дозагрузки более чем на 15 процентов, это около 25 тысяч тонн в год.
– Какие конкретные действия предприняли кубанские сельхозпредприятия, для того чтобы их продукция стала более конкурентной?
– Прежде всего, они работают над повышением качественных характеристик своих товаров. Количество пищевой продукции, отвечающей требованиям европейских стандартов качества и безопасности, за период 2015–2020 года выросло с 50 до 65 процентов. Именно эта продукция является экспортно ориентированной. Наша цель – увеличить этот показатель.
– Какие меры государственной поддержки предприятия-экспортеры получают как участники нацпроекта «Международная кооперация и экспорт»?
– Под развитие экспорта для предприятий-экспортеров предусмотрены меры государственной поддержки, направленные на повышение конкурентоспособности российских компаний АПК: льготное кредитование экспортеров продукции АПК по ставке не более 5 процентов годовых, компенсация части затрат на сертификацию продукции АПК, поставляемой на внешние рынки, субсидирование транспортных расходов на перевозку продукции по территории РФ до границы с сопредельным государством, стимулирование развития производства отдельных видов масличных культур.
Кроме того, с 2019 года из бюджета Краснодарского края выделяются субсидии предприятиям перерабатывающей промышленности, в частности – кондитерской отрасли. Также средства направляются на реализацию мелиоративных мероприятий, в результате которых в будущем мы получим существенный рост урожая многих агрокультур.
– Понятно, что из-за угрозы распространения коронавируса деловые контакты были приостановлены. Насколько сильно мы стали отставать от ранее намеченных целей?
– На самом деле пандемия не повлияла на экспортную деятельность. По последним данным, Краснодарский край уже поставил за рубеж продукции более чем на 1,221 миллиарда долларов США. Исполнение годового плана – свыше 48 процентов. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года (кстати, вполне удачного в плане наращивания экспорта) рост составляет около 313 миллионов долларов США, или 34 процента. Экспортная активность отмечается по всем основным категориям продукции.
Единственное опасение в этом году вызывает снижение урожая зерновых культур, вызванное негативными погодными факторами.