Кубанские Новости
Борис Золотов

Биологизированное земледелие: что это такое и в чём его преимущества

Биологизированное земледелие: что это такое и в чём его преимущества
Фото: Юрий Ходзицкий
В последние годы кубанские аграрии стали много говорить о биопрепаратах, применение которых приносит хозяйствам не только большу

Возможность использования широкого спектра микробиологических организмов в рамках законов Краснодарского края «О биологизированном земледелии» и «О плодородии земель сельскохозяйственного назначения» на различных этапах сельскохозяйственного производства позволяет рассматривать это как элемент снижения антропогенной нагрузки на природу, а также как способ производства качественной сельхозпродукции с меньшими затратами.

Кто раньше поймет, тот обязательно выиграет

Сейчас одна из важнейших стратегических задач в сельском хозяйстве Краснодарского края – сделать всех правообладателей земли сторонниками сохранения ее плодородия. Сейчас мы получаем рекордные урожаи за счет сверхинтенсивных технологий выращивания и воздействия на кубанскую пашню. Надо думать о том, как сохранить гумус для последующих поколений. Органика, и это прекрасно знают все профессионалы, «заводит почву», заставляя ее оживать и восстанавливаться.

Статистика говорит о том, что за последние 30 лет интенсивного использования кубанских земель их плодородие снизилось на 30, а в отдельных случаях и на 40 процентов. Пока еще благодатные черноземы претерпевают значительные изменения, и если не принять срочных и эффективных мер, то в последующие лет 30 от былого великолепия земли останутся только воспоминания.

Когда-то сохранение плодородия кубанского чернозема и даже повышение гумуса в отдельных случаях зависели от повсеместного применения органических удобрений. В каждом хозяйстве были животноводческие фермы, и органики было хоть отбавляй. В крае регулярно объявлялись месячники по вывозу органических удобрений на поля. Но пришло такое время, что примерно 70 процентов хозяйств утратили животноводство. Вот и пошел упор на применение химических удобрений. Да, урожаи есть. И на 70 центнеров зерна с гектара уже замахнулись хлеборобы края. И ведь будет, сомнений нет. А дальше-то что?

Статистика говорит о том, что за последние 30 лет интенсивного использования кубанских земель их плодородие снизилось на 30, а в отдельных случаях и на 40 процентов.

Агрономы-практики, а тем более ученые все чаще говорят, что современный чернозем становится похожим на больного человека, который лежит под капельницей. Пока в землю вносятся большие дозы химии, он еще живет, но все равно когда-нибудь умрет. Закономерный вопрос: есть ли путь к полному выздоровлению величайшего богатства нашего края, без преувеличения достояния всей страны? И что делать, если органики катастрофически не хватает?

Специалисты с уверенностью говорят, что, конечно, есть. И это тотальная биологизация земледелия. Говорю не для красного словца. Ведь не случайно на Кубани уже не первый год успешно работает закон о повышении плодородия полей, обязывающий иметь в севообороте не менее 10 процентов многолетних трав. Теперь надо хорошо поработать над тем, чтобы четко исполнять закон Краснодарского края «О биологизированном земледелии». Именно биологизированная защита чернозема открывает для аграриев отличную возможность повышать не только урожайность всех сельскохозяйственных культур, но и качество продукции, что уже давно вышло на первый план.

Особо подчеркну: тот, кто раньше поймет непреходящую пользу биологизированного земледелия, непременно будет в выигрыше. А разве есть что-нибудь дороже, чем безопасность родной земли? Звучит, конечно, громко, но это именно так.

Чрезмерное увлечение ядохимикатами, минеральными удобрениями, антибиотиками, химическими дезинфицирующими средствами уже привело к ухудшению качества и безопасности сельскохозяйственной продукции. И исправить ситуацию с помощью только природных ресурсов уже нельзя. Нужно там, где это возможно, вместо химических средств применять биологические. Они и безопасны, и не менее эффективны, и дешевле, что, согласитесь, тоже немаловажно. Зачем лезть с ядохимикатами к растениям на этапе, когда еще нет проблемы, создаваемой патогенными грибами или бактериями? Ведь хорошо известно, что проводить профилактику заболевания гораздо дешевле и эффективнее, чем его лечить. Как раз здесь биометод и подходит. Агрономам надо первыми занять территорию полезными микроорганизмами, способными дать отпор патогенам, сделать значительный перевес в сторону здоровой микрофлоры. Потом не надо будет спасать их от вредных микроорганизмов антибиотиками и химическими пестицидами, затрачивая куда больше средств, чем на профилактику, теряя сроки выращивания и качество будущей сельхозпродукции. Да и сама проблема при таком подходе зачастую не решается.

Долой стереотипы

Еще не все аграрии знают возможности биометода, порой они не могут оторваться от былых стереотипов, продолжая упорно делать ставки на химические средства. Новое всегда и во все времена с трудом пробивает себе дорогу. Но хочу отметить, что за последнее десятилетие сторонников биологизации земледелия значительно прибавилось. Да и закон Краснодарского края к этому подталкивает. Скорее, нацеливает. Если еще два-три года назад мы говорили, что биологические препараты на Кубани широко используются на 300 тыс. га, заменяя химические, то сейчас – уже почти в два раза больше. И процесс этот только нарастает.

Например, в Каневском, Ленинградском, Кущевском, Лабинском, Тихорецком, Белоглинском и ряде других районов широко используют биологические пестициды вместо химических при защите семян и вегетирующих растений от грибковых заболеваний, подселение в почву полезных микроорганизмов, применение биоинсектицидов против вредных насекомых и разного рода клещей в растениеводстве.

Нужны примеры – пожалуйста. Об эффективности выпускаемых на Кубани препаратов лучше всего скажут специалисты. Главный агроном предприятия «Вторая пятилетка» Ленинградского района Вадим Коваленко не раз на различных совещаниях подчеркивал, что там уже не мыслят свою работу без сотрудничества, без использования биотехнологий. В былые времена ребром вставал вопрос, что делать с пожнивными остатками, на которых всегда остаются вредоносные грибы. Раньше их сжигали. Но это не выход. Получалось, одно лечат, а другое калечат. Сейчас все заделывается в почву, так как 1 тонна соломы по своим возможностям эквивалентна 3 тоннам удобрений из навоза. Но вместе с пожнивными остатками в почву попадают и вредоносные грибы. Так против них в этом хозяйстве используют другой, полезный гриб – триходерму. Прием достаточно дешевый, но чрезвычайно эффективный. Получается, клин клином вышибают.

Сошлюсь и на компетентное мнение главного агронома агрохолдинга «Каневской» Лидии Кухаренко. За последние годы там значительно выросла урожайность всех сельскохозяйственных культур, в том числе и озимых колосовых. В крупном агрохолдинге тоже используют элементы биоземледелия – внесение биопрепаратов на основе полезных микроорганизмов, которые значительно сокращают болезни. Химией этот вопрос не решишь. Удобрения – это только питательные вещества. А с болезнями вполне можно справиться биометодом. Сейчас там, где применяется полезный гриб триходерма, количество грибковых заболеваний снизилось в разы.

Да и про экономическую сторону главный агроном агрохолдинга рассказала много интересного. По ее твердому убеждению, в биоземледелии есть несомненные плюсы. Весной в фазе кущения озимых в хозяйствах холдинга работают биопрепаратами. Затраты на 1 га – до 300 рублей. А при химической защите растений при том же эффекте затраты на 1 га составляют не менее 700 рублей – в два с лишним раза больше.

Главный агроном селекционно-семеноводческого предприятия «Генофонд» Андрей Кулиев уверен, что при использовании биометода в земледелии идет оздоровление почвы. Там давно уже поняли, что, применяя химические препараты, убивают и полезную микрофлору. А используя биометод, и вредную миклофлору вытесняют, и пополняют полезную, которая потом помогает растениям противостоять разного рода заболеваниям. Применяя разные методы защиты растений, они получают примерно одинаковую урожайность сельхозкультур. Но затраты, несомненно, в пользу биологического метода защиты растений. Причем в разы. Хочу еще заметить, что на этом предприятии в пределах 40 тыс. га земли и обрабатывается она интенсивно биопрепаратами.

Ставка на свои препараты

По-настоящему закон «Об обеспечении плодородия земель сельскохозяйственного назначения» заработал только в нашем крае, хотя в свое время его пробовали внедрить в других регионах России, в том числе у наших соседей – в Ростовской области. Введение научно обоснованного севооборота, в котором содержится не менее 10 процентов бобовых культур и в первую очередь люцерны, можно смело назвать магистральным путем, обеспечивающим для будущих поколений сохранение плодородия кубанской земли.

Своими мыслями об этом законе, интенсивных технологиях в земледелии, о перспективных биологических методах защиты растений, предотвращающих деградацию чернозема, поделился заслуженный агроном России, кандидат сельскохозяйственных наук Виктор Цыбульников. Он уверен, что интенсивное применение современных технологий выращивания сельскохозяйственных культур на основе широкого применения химических удобрений – это путь в никуда.

Вот что говорит статистика. По данным ученых, ежегодная потеря гумуса составляет 3,2 кг с гектара. По мнению ученых Кубанского государственного университета, именно гумус контролирует водный, воздушный и питательный режим растений. Без него почва превращается в бетон. Минеральными удобрениями гумус восстановить невозможно. Можно только приостановить его потерю. Необходимы органические удобрения и соблюдение научно обоснованного севооборота.

Люцерна – это именно та многолетняя культура и единственная, которая способна мощно обогащать землю азотом. Заслуженный агроном привел такой пример. В хозяйстве, где он работает, на 25 тыс. га пашни имелось всего 300 га гороха, тоже очень ценной культуры в плане сохранения гумуса. Сейчас на полях бобовых культур до 15 процентов. Жизнь того требует – и закон Краснодарского края. Значительно расширились площади под многолетние травы, в первую очередь люцерну.

Раньше пожнивные остатки в хозяйстве сжигались. А ведь это тоже органика, которую надо качественно заделать в почву, чтобы эти остатки быстро разлагались и минерализовались. Здесь традиционно применялась аммиачная селитра. Но она, помимо полезных свойств, имеет и побочные эффекты – закисляет почву. Выход был найден в биологизированном земледелии. Теперь для полного разложения пожнивных остатков в почве на всей площади применяются живые микроорганизмы – гриб триходерма. Он не только хорошо разлагает пожнивные остатки, но и оздоравливает почву, улучшая ее водно-физические свойства, структуру чернозема. Все это приводит к лучшему влагонакоплению, повышает доступ воздуха к корневой системе растений.

Есть и препараты, которые содержат большой комплекс полезных грибов и бактерий. Они сдерживают численность патогенных микроорганизмов и не дают развиваться болезням. При применении этих живых микроорганизмов постепенно снижается использование химических пестицидов.

С экономикой при применении биологизированного земледелия плюсов тоже хватает. Не так давно для борьбы с паутинным клещом здесь применяли дорогостоящий японский препарат. Теперь перешли на органические препараты, которые выпускаются у нас в крае. Это прогресс, ведь наши препараты оказались даже лучше импортных. А по экономическим показателям так вообще в два-три раза эффективнее.

С мнением ученого-коллеги согласен и директор научно-исследовательского учреждения в области селекции и семеноводства масличных культур академик Вячеслав Лукомец. Его твердое убеждение: кто быстрее освоит биологизированное земледелие, тот в самое ближайшее время будет на коне. Это путь выздоровления кубанского чернозема. Применение вместо химии живых микроорганизмов и дешевле, и гораздо эффективнее. Надо начинать сейчас, а еще лучше – вчера.

На Кубани есть свои технологии, которые не убивают полезный микромир в наших черноземах, а развивают его, делая по-настоящему плодородным и безопасным для здоровья человека и будущих поколений. Как сказал в свое время один ученый и философ, природу побеждают, только повинуясь ее законам.

Есть мнение

шип.jpg

Александр Шипулин, председатель Ассоциации крестьянско-фермерских хозяйств Краснодарского края:

– Кубанское фермерство производит треть всего зерна региона. Несомненный успех! В последние несколько лет остро встал вопрос, который мы сегодня обсуждаем: как сохранить плодородие наших полей? Органические удобрения стали на вес золота, так как пока далеко не все КФХ занимаются разведением КРС. Тогда возникает вопрос: чем кормить наши поля, как сохранять их плодородие? Мы решаем проблему через люцерну, увеличивая ее долю в севообороте.

Здесь уже было сказано о незаменимой роли этой культуры в повышении плодородия земли. Да и закон Краснодарского края обязывает фермеров иметь на своих посевных площадях не менее 10 процентов люцерны, бобовых культур или сидератов. Возникает вопрос: а куда девать все это богатство, если пока нет в хозяйстве животноводства? Мы нашли решение, которое еще предстоит внедрить в жизнь. Это производство из зеленой массы люцерны питательных гранул животноводства. Вот так увязываются два глобальных вопроса: выполнение закона Краснодарского края о повышении плодородия полей и производство питательных концентрированных кормов, которые хоть сейчас будут востребованы на рынке кормов, решающее проблему использования зеленой массы.

Но необходимы установки по производству этих самых гранул. Свою позицию мы высказали в письме министру сельского хозяйства России Дмитрию Патрушеву. Промышленный выпуск установок по производству гранул из зеленой массы люцерны позволит эффективно использовать имеющийся потенциал в производстве кормов, беспрепятственно расширять посевы люцерны, улучшая плодородие и структуру наших черноземов.

После проведения испытаний предлагаемой нами технологии будет запущен процесс восстановления плодородия почвы и увеличения урожайности всех сельскохозяйственных культур. Для внедрения в производство агрегатов по ускоренной сушке зеленой массы люцерны необходимы определенные средства. А работу эту способен выполнить федеральный научный агроинженерный центр «ВИМ», в план работы которого на этот год разработка данной темы уже включена.

Кубанских фермеров поддерживает и председатель общественного совета Министерства сельского хозяйства России Андрей Бодин. Там внимательно рассматривают в том числе и наши предложения, которые, как было сказано, заслуживают самого пристального внимания.

редько.jpg

Анатолий Редько, директор предприятия «Племзавод «Воля», Каневской район:

– Вопрос о повышении плодородия полей у нас не стоит так остро, как в других хозяйствах Кубани. Мы содержим 3,5 тысячи голов крупного рогатого скота. Представьте, сколько ежегодно получаем органических удобрений, которые вносим на поля. Это первая основа того, что сохраняется в нашем черноземе драгоценный гумус. Мы отправляли пробы с полей на анализ в Северо-Кавказскую опытную станцию. Результаты нас удовлетворяют. Содержание гумуса в почве растет, несмотря на интенсивное использование пашни.

Кроме того, в племзаводе до тысячи гектаров занимает драгоценная люцерна. Это до 12–13 процентов в севообороте. Тоже важнейший фактор повышения плодородия наших полей. Есть и горох, и другие бобовые культуры.

Пожнивные остатки после уборки зерновых колосовых культур заделываем в почву с применением селитры. Да, понимаю, что на сегодняшний день это может нас удовлетворять, но жизнь движется вперед. Химия – это все же химия, и не все хорошо, что в ней есть. Поэтому мы начинаем детально изучать вопрос внедрения на наши поля биологизированного земледелия. Живые микроорганизмы все же гораздо полезнее для нашей матушки-земли.

Бурлаков.jpg

Сергей Бурлаков, начальник управления сельского хозяйства Краснодара:

– В пригородных хозяйствах Краснодара насчитывается 45 тысяч гектаров земли, из них 31 тысяча – пашни. Основа основ получения и высоких урожаев, и достойных результатов в животноводстве благодаря в том числе прочной кормовой базе. В большинстве хозяйств развитое животноводство. На поля вносим достаточное количество органических удобрений. С этим проблем у нас нет. Тем самым мы решаем важнейший для нас вопрос сохранения плодородия полей.

Те хозяйства, где в силу определенных причин нет крупного рогатого скота, занимаются выращиванием люцерны и других бобовых культур, строго выполняя краевой закон о плодородии.

Коробченко С.В..jpg

Сергей Коробченко, начальник управления сельского хозяйства муниципального образования Динской район:

– Высоким содержанием КРС на 100 гектаров пашни мы в силу определенных причин похвастаться не можем. Поэтому органических удобрений вносим мало, но упор делаем на выращивание сидератов. В последние три года оптимизировали структуру посевных площадей в пользу этих культур. Если раньше люцерна и сидераты занимали в хозяйствах района чуть более 4 процентов от всей площади, то сейчас уже не менее 10. Тем самым мы выполняем краевой закон о сохранении плодородия кубанского чернозема.

Ежегодно до 200 тысяч тонн пожнивных остатков мы заделываем в почву после измельчения с применением селитры.

Есть в нашем районе и первая ласточка биологизированного земледелия. Фермер Юрий Типченко перешел на выращивание земляники с применением живых микроорганизмов для защиты растений. Мы внимательно следим за его работой. Успехи в выращивании чистой продукции уже есть. Уверен, будут в районе и последователи передовой технологии.