Нет, все-таки осенние краски добавляют эмоций в напряженный ритм полевых работ. Казалось бы, еще совсем недавно поля дышали зеленью, потом окрасились желтизной поспевших хлебов и вот уже они отдают черным отливом свежевспаханной земли.
Настроение у фермера Игоря Скрипко, несмотря на напряженный график, приподнятое.
– Два дня назад закончили уборку сахарной свеклы и теперь полностью переключились на сев озимых колосовых культур. До этого дожди прошли, почву помогли хорошо подготовить. Да и вообще, к севу были готовы заранее. Ждали нужного часа, и он пробил, – рассказал Игоря Скрипко.
– У нас озимых-то под 150 гектаров будет. Одним посевным агрегатом управимся. Так что в начале следующей недели можем отрапортовать об окончании сева озимых культур.
Что ж, очень даже неплохо, если учесть, что на краевом предпосевном совещании вице-губернатор Андрей Коробка поставил перед хлеборобами задачу – закончить посевную кампанию до 25 октября.
Пока погода благоприятствует. Сев идет на небольшом поле, которое с одной стороны подпирает лесополоса, а с двух других – болотца, поросшие камышом. Совсем, конечно, не промышленный аграрный пейзаж, когда один за другим идут посевные агрегаты. А тут и один прямолинейно не пойдет. Поле скорее овал напоминает с выпуклыми краями.
– А как же здесь расстояние между рядками соблюсти, глубину заделки семян, да много чего, если трактористу-машинисту приходится не прямолинейность выдерживать, а крутиться на этом пятачке? – мой вопрос полон недоумения, а фермер улыбается.
– На то он и тракторист-машинист широкого профиля!
И рассказал про него такую историю. Сергей Никитенко – тоже один из основателей крестьянско-фермерского хозяйства. Как говорит Игорь Скрипко, просто хлеборобом родился. Представить только: окончил исторический факультет Армавирского пединститута, пошел служить в армию, после преподавал в школе. А потом как отрезал – пойду на земле работать – и точка. И вот уже сколько лет он в разных ипостасях – и тракторист, и комбайнер, и член совета фермерского хозяйства.
Во время короткой остановки посевного агрегата и мы перекинулись с Сергеем Никитенко парой слов.
– На какую глубину семена заделываешь?
– На четыре сантиметра, но не глубже пяти, – не моргнув глазом ответил он.
Да, все по науке. Правда, на предпосевном совещании прозвучали рекомендации и до трех сантиметров глубину заделки семян можно делать – ученые говорят, но видно не на таком тяжелом поле рядом с камышом. Зато здесь все делают скрупулёзно. И семена подбирают соответствующие, и удобрения. Говоря научным языком, фермерское хозяйство обеспечивает бездефицитный баланс элементов питания растений.
И еще о семенах. Фермерское хозяйство приобретает их тоже в фермерском хозяйстве в станице Прочноокопской. Тут возник вопрос. Обычно выращивание первоклассных семян – дело крупных специализированных хозяйств, тесно связанных с наукой. А тут...
Игорь Скрипко успокаивает:
– Мы на семенах не экономим. Здесь выкладываемся по полной и знаем, что приобретаем элитные семена и первой репродукции самого высокого качества. Это фермерское хозяйство тоже крепко связано с наукой, и приобретают они оригиналы сортов для размножения в Национальном центре зерна. Есть в Новокубанке и филиал Национального центра. Семинары, смотры, проводимые учеными, – дело для нас привычное и очень необходимое. Партнерские отношения. Так что, оторванными от науки мы себя не чувствуем. Все передовое в аграрных технологиях сполна применяется и на наших полях.
– Каким сортам отдаете предпочтение?
– «Таню» мы любим, – смеется Игорь. – Этот сорт уже давно покорил нас и урожайностью, и устойчивостью к природным катаклизмам и разным болезням. Хотя, по правде надо сказать, о сортовой политике хозяйства пришло время хорошенько подумать. Понимаем, что необходимо разнообразие даже на наших небольших посевных площадях. Так что, будем советоваться с учеными и практиками из филиала Национального центра зерна.
А посевной агрегат за время нашего разговора уже попросил заправки. И минуты не прошло, как в сеялку хлынул поток зерна. Семена, как положено, протравленные. Наш фотокор попросил ребят зачерпнуть их ладонью, так сказать, для большего эффекта. Но те объяснили, что нельзя – как говорится, руками не трогать, все стерильно. А семена, действительно, ядреные такие, и с первого взгляда без труда понимаешь, что вот она, добрая основа хорошего урожая будущего года.
С заправкой посевного агрегата быстро управляется водитель-оператор Иван Вялков. Поговорили и с ним. В этом фермерском хозяйстве он работает уже 15 лет. Все транспортные работы на его плечах. Рассказывает, что бывает и горячо. А кому легко в разгар полевых работ?
– И что, за эти годы ни разу не подкатила мысль что-то поменять в сложившемся стереотипе?
– Ни разу. Работа стабильная, заработок достойный. Но даже не в деньгах дело, хотя в них тоже. Мы здесь уже давно как одна семья. В нашем небольшом коллективе непринужденная дружеская обстановка. Проще говоря, нормальные человеческие отношения, что дорогого стоит.
– Да, урожай-то неплохой. Только сахаристость корней не та, что надо. К примеру, сейчас 12-13 процентов, а в прошлом году была на порядок выше. Лето было дождливое, солнышка не хватило свеколке, чтобы она слаще была. А так получается, на сахарный завод жом отвезли.
Перегнул, конечно, Игорь с эмоциями. Недостаток сахара в корнях с лихвой покроет их урожайность. Хотя земледельца понять можно. А вот что касается кукурузы, то с каждого гектара по разным полям здесь собирали от 80 до 115 центнеров кукурузного зерна с гектара. Подсолнечник не отстал – более 36 центнеров с гектара.
– Хорошо то оно хорошо, – сказал фермер, – только тревога меня не покидает за плодородие нашей земли. Берем от нее сполна, а отдаем недостаточно. Да, конечно, минеральные удобрения, заделка пожнивных остатков в почву с селитрой, севооборот, в котором есть люцерна – все это прекрасно, но без органики плодородие почвы не сохранишь, а тем более не приумножишь. А органические удобрения уже на вес золота. Недавно внесли их на одном из полей, так сразу видно как преобразилась земля! Поэтому и решили заняться, в том числе и животноводством. Фундамент будущего корпуса на сто голов КРС уже заложен, и на будущий год скот уже будет в стойлах.
А что, земля есть, корма тоже. Техникой обеспечены так, что и другим помогают. Личным подсобным хозяйствам, например. Люди скотину держат, корма нужны, а техники нет. Так хозяйство Скрипко откликается на просьбы. Есть для этого и косилка, и плющилка. Да и как без нее. Ждать, пока стебель люцерны подсохнет, лист высохнет, качество сена будет не то. Да и в рулоны все упакуют и чуть ли домой не привезут. Люди на такую заботу взаимностью отвечают.
Только мы собрались уезжать с поля, как подъехал небольшой фургончик.
– А это что? – интересуюсь у фермера.
– Это ребятам обед привезли из станичного кафе. Там делают по будням очень даже неплохие комплексные обеды. Вот и привозим их прямо в поле.
– А по выходным? В поле выходных же не бывает?
– А по выходным привозим ребятам шашлыки, люля-кебаб из местной мангальной, салаты. Путь к урожаю и через желудок лежит. Как полопаешь, так и потопаешь.
Штрих, конечно, красноречивый.