Кубанские Новости
Галина Петрова

Сеем-сеем, засеваем: как на Кубани решают задачу импортозамещения семян

Сеем-сеем, засеваем: как на Кубани решают задачу импортозамещения семян
Фото: пресс-служба администрации Краснодарского края
В текущем году посевная кампания прошла в обычном режиме, растениеводческие предприятия заранее закупили все необходимое, в том

Не секрет, что урожай сельскохозяйственных культур и качество конечных продуктов во многом зависят от достижений семеноводства и селекции. Минувшая весенняя посевная кампания на Кубани от санкций не пострадала. Сельхозпредприятиям удалось своевременно запастить необходимым объемом семян, удобрений, техникой и другими средствами.

Что ожидает растениеводов в последующие годы и какие в крае принимаются меры в плане развития семеноводства, «КН» узнали у опытных экспертов.

Приоритетная задача

По информации краевого министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности, на текущий момент в растениеводстве сложился следующий баланс в спросе на селекционные достижения по всем посевам сельскохозяйственных культур: 65 процентов – отечественной и 35 – иностранной селекции.

Ежегодно к началу озимого и ярового сева все сельхозпредприятия Кубани имеют полную обеспеченность высококачественным семенным материалом. Но с уходом с российского рынка иностранных компаний ситуация может измениться. В связи с этим развитие семеноводства – одна из актуальных и приоритетных задач АПК региона.

Если говорить конкретно о каждой из сельхозкультур, возделываемых на Кубани, то абсолютно не вызывает опасений аграриев обеспеченность семенами пшеницы, ячменя и тритикале. Практически 100 процентов площадей этих культур засевается семенами отечественной селекции. Такой же показатель по рису: 100 процентов семян – отечественной селекции. Что касается сои, то российскими сортами этой культуры засевается около 90 процентов всех площадей.

В институте масличных культур в этом году заложено в 10 раз больше участков размножения родительских линий, чем за последние 20 лет.

Сложнее ситуация в регионе с семенами сортов и гибридов кукурузы, а также подсолнечника. Ежегодно семенами отечественной селекции этих культур высевается не более 35 процентов всех площадей. А вот доля российских семян сахарной свеклы и вовсе лишь 7 процентов от потребности региона. В 2019 году этот показатель составлял 1 процент. Непростое положение с обеспечением края семенами сахарной кукурузы – основное их производство сосредоточено за пределами Российской Федерации.

Понятно, что задачу импортозамещения семян в короткие сроки не решить, потребуется время. Сложившееся положение находится на контроле краевых властей. По поручению губернатора Кубани Вениамина Кондратьева органы власти, научное сообщество, сельхозпредприятия совместно ищут пути решения. Семеноводство края имеет все предпосылки роста и развития. И уже никто не оспаривает тот факт, что санкции – это возможность для семеноводческих хозяйств занять свободные ниши на обширном и востребованном рынке семян.

Уверены в будущем

Сортами озимых и яровых зерновых культур, созданных в Национальном центре зерна им. П. Лукьяненко, ежегодно засеиваются миллионы гектаров земли не только в нашем крае и в России, но и по всему миру. Заведующая отделом селекции и семеноводства пшеницы и тритикале этого учреждения Людмила Беспалова считает, что селекция – это большие затраты, а семеноводство – покрытие этих затрат.

– В настоящее время мы производим самое большое в России количество оригинальных и элитных семян пшеницы, ячменя и тритикале, – рассказала Людмила Беспалова. – Заключены договоры с огромным количеством хозяйств разных форм собственности, которые тоже ведут элитное семеноводство в разных точках России. Национальный центр зерна ведет семеноводство более 100 сортов разных культур: пшеницы мягкой и твердой, тритикале, озимых и яровых. Половина площадей России на сегодня засажена нашими сортами.

Что касается будущего, Людмила Беспалова считает, что центр, научная школа должны оставаться государственными, потому что частные фирмы зачастую работают на себя.

– Мы занимаемся пребридингом, предселекцией – это наработка будущих родительских форм, которые дадут новые сорта нового поколения. Надеемся, что и через 20, и через 30 лет будем конкурентоспособны. В годы перестройки и после многие считали, что наше госучреждение не выживет. Но, как видите, мы работаем, используем новейшие технологии и методы. И уверены в будущем, – отметила Людмила Беспалова.

Без орошения никуда

В Национальном центре зерна также занимаются и производством семян кукурузы.

– Будут ли работать иностранные семеноводческие фирмы на российском рынке, никто сейчас достоверно сказать не может, – отметил заведующий отделом селекции и семеноводства кукурузы Национального центра зерна Анатолий Супрунов. – Если их уход все же случится, то для того, чтобы развернуть производство семян, выдать нашим предприятиям необходимое количество родительских форм для получения гибрида первого поколения, потребуется от двух до трех лет. И такое производство надо планировать уже сегодня.

А пока центр отталкивается в работе от привычных цифр: в этом году заложено 8,5 тыс. га участков гибридизации местной селекции. В результате будет получено от 16 до 20 тыс. тонн семян первого поколения. Но эти семена уже заказаны партнерами – как кубанскими, так и из других – северных и южных – регионов России.

Для того чтобы успешно решить проблему увеличения объемов произведенных семян кукурузы, Национальному центру зерна необходимо увеличить количество орошаемых участков под получение родительских форм, так как при засухе, что случается нередко в последние годы, происходит значительный недобор семян. Особенно по тем дефицитным гибридам, которые популярны на Кубани. Например, «краснодарский 291 АМВ» – это среднеранний гибрид, ничем не уступает иностранным гибридам по зерновой продуктивности, дает урожайность от 80 до 90 ц/га. Он ценится, на него огромные заявки, но засуха не дает добирать необходимые объемы семян родительских форм этого гибрида.

– Поэтому наша задача сегодня – расширить площади орошаемых земель под возделывание родительских форм, но это связано с определенными трудностями. Насколько это возможно, решаем проблему своими силами. В этом году уже перестроились: семена родительских форм наиболее дефицитных гибридов кукурузы размещаем на имеющихся орошаемых участках, приобрели оросительное оборудование, – подчеркнул Анатолий Супрунов.

Комплексно, на уровне страны

– Во-первых, в крае необходимо создать семенной фонд, – отметил заведующий отделом кукурузы Анатолий Супрунов. – Формироваться он должен именно по государственному заданию. Во-вторых, проблему надо решать комплексно. Считаю, нужно создать координационный штаб на уровне края или даже России, который будет рассматривать долгосрочные вопросы, разработает стратегию, изучит возможности селекционных компаний, будет им помогать в вопросах организации полива, приобретения удобрений, средств защиты растений.

Основная задача отдела кукурузы НЦЗ – выращивание родительских форм зерно-силосных гибридов кукурузы. Кроме того, здесь ведут семеноводство по 20 гибридам кукурузы – строго в соответствии с заявками. Выращивается достаточно большой объем родительских гибридов, но собственного завода для этого нет.

В настоящее время обсуждается вопрос о приобретении в Беларуси кукурузо-калибровочного оборудования. Если он решится, Национальный центр зерна сможет значительно нарастить объемы производства семян кукурузы.

– Сегодня у нас есть определенные запасы семян, – отметил Анатолий Супрунов. – В текущем году мы полностью обеспечили кубанских потребителей, но на следующий год трудно пока давать прогнозы.

Что касается сахарной кукурузы, то ее семена завозятся практически полностью из-за границы. Хотя в этой культуре большая востребованность, на Кубани работают шесть заводов, производящих из сахарной кукурузы консервы. Для НЦЗ, специализирующегося на зерно-силосных гибридах, эта культура побочная, неосновная. Хотя при наличии заказа здесь готовы развернуть производство семян двух гибридов сахарной кукурузы и одного лопающегося – попкорна.

Подсолнух отвоевывает рынок

О том, что предпринимается в регионе в плане импортозамещения семян масличных культур – подсолнечника, сои, горчицы, рапса и льна, рассказала заместитель директора по научной работе ведущего в России селекционного учреждения «Всероссийский научно-исследовательский институт масличных культур им. В. С. Пустовойта» Марина Трунова:

– Что касается Кубани, то в текущем сезоне проблем и ажиотажа не было. Недостающие объемы семян сельхозпредприятия смогли приобрести у нас. Уверена, проблем с посевным материалом масличных культур на Кубани не будет и в 2023-м, и в 2024 году. Так как, чтобы избежать дефицита семян, институт предпринимает определенные шаги.

В этом году здесь заложено в десять раз больше участков размножения родительских линий, чем за последние 20 лет. Разместив затем семена родительских линий на участках гибридизации, будет получен объем семян минимум на 5 млн га земли. На наш край семян хватит даже при самом пессимистичном прогнозе.

В Краснодарском крае сельхозпредприятия выращивают в основном крупноплодные сорта подсолнечника. Институт увеличил в два раза площади элитного семеноводческого материала этой культуры. Полученные семена могут быть в дальнейшем репродуцированы, по объемам их будет достаточно, чтобы засеять более 7 млн га площадей. Плюс к этому со следующего года институт запускает производство крупноплодного сорта подсолнечника, устойчивого к заразихе – это растение-паразит, которое живет на корнях подсолнечника и очень вредит. Такой сорт подсолнечника востребован среди кубанских предприятий.

Если говорить о сое, горчице, озимом и яровом рапсе, льне масличном, площади под семеноводческими посевами увеличены в три раза. И по этим культурам регион без семян не останется.

– Важно, что наш институт вкладывает большие средства в увеличение производственных площадей, – подчеркнула Марина Трунова. – Рассчитываем в этом плане на поддержку государства, гарантии и госзаказ.

Свекольная история

Ситуация в селекции и семеноводстве сахарной свеклы складывалась в течение многих лет, когда растениеводам было проще купить импортные семена, чем найти подходящие отечественные и уж тем более самим заняться их производством. Сегодня администрация Краснодарского края субсидирует 70 процентов затрат производителям, которые приобретают семена отечественной селекции. Это важный шаг к импортозамещению семян сахарной свеклы в регионе.

Кроме того, власти Кубани разрабатывают новую программу, которая поможет семеноводам полностью заменить отечественными сортами свеклы зарубежные аналоги. Комплекс мероприятий в ее рамках разрабатывает Первомайская селекционно-опытная станция сахарной свеклы. Это учреждение занимается селекцией и первичным семеноводством, выращивает родительские формы этой культуры.

Власти Кубани разрабатывают новую программу, которая поможет семеноводам полностью заменить отечественными сортами свеклы зарубежные аналоги. Комплекс мероприятий в ее рамках разрабатывает Первомайская селекционно-опытная станция сахарной свеклы.

Директор госучреждения «Первомайская селекционно-опытная станция сахарной свеклы» Алексей Логвинов так прокомментировал вопрос импортозамещения семян свеклы:

– На сегодняшний день из 100 семеноводческих хозяйств по всей России, которые ранее занимались семеноводством сахарной свеклы, не осталось ни одного. Да, на Кубани предпринимаются все усилия, чтобы исправить это положение. При технической поддержке краевого министерства сельского хозяйства мы разрабатываем региональную программу по развитию семеноводства сахарной свеклы. Мы увеличили производство элитных семян и на сегодня имеем объем, необходимый для Краснодарского края. Но чтобы произвести из них семена и закрыть потребности не только нашего региона, но и всей России, необходимо как минимум два года, так как сахарная свекла – культура двулетняя.

Планируется, что с учетом всех принимаемых мер в 2024 году Кубань существенно нарастит объемы производства семян сахарной свеклы собственной селекции.

Алексей Логвинов уверен, что систему семеноводства надо восстанавливать комплексно. Один интересный факт: для возрождения семеноводства сахарной свеклы в России требуется 3 млрд рублей, тогда как на приобретение семян импортной селекции страна ежегодно расходует 9 млрд.

Временные трудности

А вот что говорят об обеспеченности семенами руководители кубанских предприятий.

Ольга Олейникова, главный агроном, Армавир:

– Мы работаем исключительно с семенами отечественной селекции. Еще два года назад пришли к этому, нашли соответствующие отечественные сорта, надежных поставщиков, и проблем в этом плане у нас нет. От импорта семян ушли совсем.

Юрий Чубарец, руководитель фермерского хозяйства, Приморско-Ахтарский район:

– В этом году использовали импортные семена подсолнечника и кукурузы, запаслись ими заранее и обошлись имеющимися объемами. Свеклу из севооборота убрали, так как в прошлом году была нерентабельна. Что касается пшеницы, рапса и гороха, то самостоятельно выращиваем семена отечественных сортов. В следующем году, если не будет импорта, посеем крупноплодный отечественный подсолнечник, кукурузу также заменим на российские сорта.