Кубанские Новости
Елена Кириченко

Солнце, виноградники и немного магии: первый в России кооператив объединил более 70 виноградарей и виноделов со всей страны

Солнце, виноградники и немного магии: первый в России кооператив объединил более 70 виноградарей и виноделов со всей страны
Фото: Антон Приходько
В городе-курорте Анапе, неподалеку от станицы Гостагаевской, вот уже шесть лет работают несколько десятков энтузиастов-виноделов

Винная деревня

Идею позаимствовали у иностранцев, немного адаптировав ее под Россию, – к примеру, такие же «винные деревни» есть в Австрии. Преимущества этой формы работы очевидны: общими усилиями гораздо проще покупать дорогостоящую технику для обработки виноградников, для крупного кооператива более доступна государственная помощь.

Сегодня далеко за пределами Краснодарского края знают имена основателей и первых членов кооператива – Геннадия Опарина, Вадима Бердяева, Сергея Дубинина, Александра и Дмитрия Литавщуков и многих других. Кто-то построил винодельни прямо здесь, а кто-то везет урожай для переработки домой – за сотни, а то и тысячи километров. Ведь в Анапе выращивают виноград энтузиасты из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода и даже Тюмени. И вино у каждого получается свое, непохожее на другие, даже из выросших на одном поле ягод. Потому что виноделие похоже на магию – на конечный результат влияют и мастерство винодела, и частичка души, которую он вкладывает в свои напитки.

Фото: Антон Приходько

На территории в 150 гектаров раскинулись семейные виноградники, и земля стала постепенно возрождаться – она пустовала много лет после того, как во времена «сухого закона» здесь вырубили подчистую тысячи гектаров лозы. Сейчас любой желающий может вступить в кооператив и взять в аренду либо уже высаженные виноградники, либо пустующую землю и начать все с самого начала, с нуля.

– Чтобы дать первый серьезный урожай, кусту винограда надо расти не меньше четырех лет, – рассказывает винодел-технолог винодельни № 14 Фируз Фазлыев. – И в первый год придется приложить немало усилий, чтобы молодые саженцы прижились. Взрослые кусты, корни которых уходят на глубину до 40 метров, найдут воду в любую засуху, а «малышей» нужно целый год поливать. Да и уход за лозой – это целая наука, виноград вообще очень болезненный, без обработки погибнет. Лучше всего не доводить дело до болезней и постоянно проводить профилактику. Кроме того, в течение лета надо два раза подрезать лозы по бокам и сверху – тем самым приостанавливается рост и быстрее начинает накапливаться сахар в ягодах. Словом, новички, которые начинают заниматься виноградарством на больших площадях в качестве хобби, порой понимают, что не рассчитали свои силы. И тут на помощь может прийти кооператив – у нас есть специальная квалифицированная мехбригада, которая возьмет на себя большую часть работ.

Время перемен

Дмитрий Литавщук вспоминает, что до 2014 года у него было несколько неудачных попыток начать развивать свое дело – законодательство этого виноделам просто не позволяло. Все изменилось тогда, когда внесли изменения в федеральный закон о государственном регулировании производства и оборота алкогольной продукции.

– Государство наконец официально признало, что в стране есть фермеры-виноделы. И это было огромным шагом вперед, которого мы долго ждали. Да, законодательство потом неоднократно уточнялось, корректировалось, но отправной точкой для развития виноделия в России был именно 2014 год. Маленькие хозяйства получили возможность работать и составлять конкуренцию даже крупным заводам, история которых насчитывает десятки лет. Самой оптимальной формой работы мы посчитали кооператив, – рассказал Дмитрий.

Сообща можно более эффективно решать самые разные задачи: например, закупку саженцев, шпалеры, бочек. Заказывать высококачественный посадочный материал всего на один гектар дорого и невыгодно, а привезти фуру на несколько десятков гектаров – совсем другое дело. То же касается и механизированных работ – покупать отдельный трактор для обработки пары гектаров мало кто решится, для кооператива же это экономически обоснованно. Объединение, кооперация на примере анапских виноделов доказали свою эффективность, уверен Дмитрий Литавщук.

Лоза с российской пропиской

На благодатной анапской земле приживаются абсолютно разные сорта винограда. А территория, на которой расположился кооператив, хороша сразу несколькими особенностями: земля здесь находится под уклоном, постоянно дуют ветра, поэтому вода не застаивается, что спасает от гнили и плесени, а солнечные лучи попадают на каждый куст. Начинали кооператоры-виноделы с высадки классики – Совиньон, Каберне, Мерло, Шардоне. Саженцы искали как у признанных мастеров виноделия из Италии, Сербии, Франции, так и в России.

Фото: Антон Приходько

– Импортозамещение в этом направлении только начинает развиваться, но у него, на мой взгляд, есть хорошие перспективы, – рассказал Фируз Фазлыев. – Мы работали с крымским институтом виноградарства и виноделия, взяли у них Буковинку, Уни-блан, Красностоп, Ливадийский черный, Гурзуфский розовый. Могу сказать, что неслучайно в последнее время становятся очень популярными российские сорта-автохтоны, гибриды советской селекции. Они не только имеют хорошую урожайность, но и более устойчивы к болезням. Кроме того, плюс этих старых проверенных советских разработок в том, что осенью или весной после обрезки черенки можно сразу сажать, и не надо покупать саженцы. С европейскими сортами так дело не пойдет. Они неустойчивы к болезням. Поэтому все, что мы везем из Европы, привито на чубуки других сортов, устойчивых к различным заболеваниям.

Творчество в бокале

Определить, когда начинать сбор урожая, – дело непростое. Виноград должен не просто поспеть, а набрать определенное количество сахара. Чтобы потом получилось правильное вино, метод определения сахара «на глазок» не подойдет, и это касается не только крупных агропромышленных предприятий, но и владельцев маленьких виноградников. Ведь для сухих вин количество сахара должно быть минимум 18 процентов, для полусухих и полусладких – уже не меньше 25 процентов. Определяют этот показатель ручным рефрактометром либо сдают образцы в лабораторию.

– И даже при скрупулезном соблюдении всех необходимых параметров вина каждый раз получаются абсолютно разными, – признался Фируз Фазлыев. – Это творчество, у каждого винодела, как у художника, получится своя картина. Именно возможность экспериментировать и привлекла меня в работе на маленькой винодельне.

Фируз Фазлыев
Фируз Фазлыев
Фото: Антон Приходько

Фируз родом из Башкирии, учился там на технолога, но уже на третьем курсе понял, что в родном регионе работать можно разве что на одном из двух крупных заводов. А там – однотипная работа каждый день, в течение восьми часов. Возможно, процесс созревания вина так никогда и не увидишь, будешь много лет на линии розлива стоять. Поэтому на практику он приехал в Краснодарский край, а потом и совсем решил перебраться на Кубань, ведь здесь производят почти половину всего российского вина и уж точно есть где приложить силы молодому специалисту.

– Сейчас я работаю на общей винодельне, сюда могут сдавать продукцию те члены кооператива, которые пока не могут построить свой цех или просто хотят ограничиться только выращиванием винограда. Сорта в работу попадают разные, и это очень интересно. Через меня проходят все этапы рождения вина: брожение, отстаивание, выдержка, осветление. В течение всего процесса я могу проводить дегустацию и понимать, как вина себя ведут в тех или иных условиях. Объемы мы можем увеличивать, для этого есть все ресурсы. В прошлом году переработали около 200 тонн, но тот сезон, если помните, был не очень удачным – год был дождливым и крайне неурожайным, техника не могла зайти на поле для обработки, и много ягоды просто сгнило. Не хочу загадывать, но надеюсь, что в этом году все будет гораздо лучше, – говорит Фируз.

25 оттенков красного

Дмитрий Литавщук может пользоваться услугами кооперативной винодельни, но он пошел более сложным и более интересным путем: решил делать вино сам.

– Кооперативная винодельня, конечно, имеет свои преимущества – это сильный бренд, большие объемы, вино может поступать в какие-то сетевые магазины. А в своей небольшой винодельне мы создаем авторские, штучные напитки. Полноценное творчество в этом деле возможно, только если ты все делаешь сам и никто не вмешивается. В нашей основной линейке сейчас около 25 наименований, за каждой позицией необходим ежедневный контроль, и это довольно сложно. Но результат стоит затраченных усилий.

Семейный бизнес Дмитрий и Александр Литавщуки начинали в не самое простое время – это была эпоха формирования отрасли малого виноделия, и пришлось тогда несладко, признаются фермеры. Но они знали, на что шли.

Александр Литавщук
Александр Литавщук
Фото: Антон Приходько

– У Дмитрия за плечами два высших образования и аспирантура, он не винодел по профессии, но однажды все бросил и занялся новым делом, – рассказал отец и совладелец бизнеса, Александр Литавщук. – Моя жена все сокрушалась: «Это ж надо, столько учиться, чтоб потом надеть резиновые сапоги и пойти работать в грязь». Сначала ведь здесь все было заросшее, заброшенное. Но была цель, к которой мы шли. Сын очень тонко чувствует и понимает все, что связано с вином. Наверное, это где-то на генном уровне заложено – наш род происходит из исконно винных мест на границе Молдавии и Украины. И хотя сначала виноделием начинал заниматься я, сейчас с гордостью могу сказать, что сын превзошел меня в мастерстве.

С многолетней выдержкой

С 2014 года хозяйство Литавщуков прошло немалый путь. Ежегодно оно дает около 15 процентов роста – расширяются площади виноградников, сейчас они растут на 11 гектарах, увеличивается линейка вин. Появляется и новая продукция: помимо вина, семья производит соки, варенье, компоты. Кроме виноградников, на арендованной земле Дмитрий заложил небольшой сад – яблоки, груши, айва, сливы, малина. Купил собственный трактор и копит деньги еще на один – с полным приводом и культиватором для междурядной кустовой обработки.

– Мы изначально планировали создать хозяйство полного цикла, от производства до продажи. Ставка была на качество. Мы думали: будем делать качественную продукцию, а рынок сам подскажет цены и эффективность. Ставка была правильная, потому что продукция очень востребована. А сейчас, в связи с необходимостью импортозамещения, вообще бум запросов, – рассказал Дмитрий.

Фото: Антон Приходько

Основной сбыт продукции идет при винодельне. Также законодательство разрешило открывать небольшие магазины по своей фермерской лицензии, и предприниматели собираются этим воспользоваться. В крупные магазины вина «гаражных» производителей не попадают по банальной причине – практически ни у кого нет условий для хранения таких товаров.

– Кроме того, в начале этого года приняли очень интересный закон о развитии выставочной деятельности, – огромное спасибо администрации Краснодарского края и Законодательному Собранию нашего региона, которые боролись за это. В мае в Анапе прошла первая в России официальная винная выставка-ярмарка, и это может стать новым, очень перспективным рынком сбыта. Для нас, небольших производителей, это очень привлекательно, – рассказал Дмитрий Литавщук.

Точка притяжения

Ну а у администрации города-курорта Анапы на винную деревню под Гостагаевской тоже очень большие планы. Ее собираются развивать как новый центр эногастрономического туризма Краснодарского края. На территории уже построена башня, которая стала символом туристического объекта виноделов-«гаражников». На ее первом этаже находится водохранилище на 100 тонн, предназначенное для полива виноградников и хозяйственных нужд, на втором и третьем этажах – дегустационные залы вместимостью 40–50 человек, на четвертом этаже – круговая панорама с красивейшим видом на молодые виноградники, откуда также просматривается вид на Черное море в Витязевском заливе.

В винную деревню планируют добавить новые локации: площадь для концертных мероприятий, смотровую площадку, прогулочную аллею, зону отдыха и многое другое. На территории нового центра туризма будут проводиться экскурсии, на которых гости смогут пообщаться с виноделами, узнать об их продукции, продегустировать и купить понравившиеся вина, сыры и другие фермерские продукты. Реализация проекта пройдет в несколько этапов.