Кубанские Новости
Галина Петрова

Новые горизонты сотрудничества: как на Кубани собирают белорусскую сельхозтехнику

Новые горизонты сотрудничества: как на Кубани собирают белорусскую сельхозтехнику
Фото: Юрий Ходзицкий
В Краснодарском крае открываются совместные предприятия по производству сельскохозяйственной техники.

С введением антироссийских экономических санкций и уходом с рынка иностранных компаний развитие отечественного производства тракторов, уборочных машин и сеялок стало особенно актуальным. Ведь без современной техники невозможно получать высокие урожаи с низкой себестоимостью.

«Беларусы» на Кубани

Обновлению сельскохозяйственного парка на Кубани уделяется большое внимание. Ровно год назад в станице Староминской начал свою работу цех по сборке тракторов «Беларус». Его открыли на производственной площадке Торгового дома Минского тракторного завода (МТЗ), где имеются все необходимые условия: производственные цеха, фирменный магазин запасных частей, склад, торгово-выставочная площадка и сервисная зона.

Главная задача производственной площадки в станице Староминской – обеспечить аграриев Кубани надежной, долговечной, эффективной сельхозтехникой.

Важно отметить, что тракторы «Беларус» в Краснодарском крае составляют более 60 процентов от всего парка сельскохозяйственной техники. По словам директора филиала Торгового дома МТЗ в Краснодаре Андрея Клюкина, организация выпуска белорусской техники на Кубани имеет ряд плюсов. Во-первых, это возможность получить субсидию до 15 процентов от краевого министерства сельского хозяйства. Второй момент – развитие региона с точки зрения промышленности: модернизация производства, новые компетенции, дополнительные рабочие места и так далее.

Сборочное производство тракторов «Беларус» на Кубани стартовало в июле прошлого года. В Староминскую из Беларуси поступают машинокомплекты, из которых собирается будущий трактор.

С конвейера – в поле

Процесс сборки тракторов проходит на конвейере, состоящем из нескольких постов. На каждом этапе работают несколько слесарей-механосборщиков в зависимости от сложности операции.

Сначала соединяются крупные узлы: мосты, коробка, муфты сцепления и двигатель. Дальше начинается кропотливая работа с мелкими деталями: трактор «обрастает» трубками, шлангами, рычагами. Затем устанавливается кабина, модель заправляется тосолом и другими жидкостями.

После первой заводки двигателя, проверки рулевого механизма, гидросистемы и остальных узлов устанавливаются капот и колеса. И трактор выезжает на обязательную двухчасовую обкатку, проверяется на разных режимах, передачах, заднем ходу, при торможении, на уклоне. Последний этап – финальные регулировки после обкатки.

В настоящее время на предприятии по лицензионному договору выпускают две наиболее популярные модели трактора «Беларус». Создано 15 новых рабочих мест: сборщики, маляры, обкатчики. Непосредственно в сборке задействовано 11 человек.

Фото: Юрий Ходзицкий

За качеством работы внимательно следит начальник участка сборки Сергей Гайдаров. Он не только отвечает за каждого слесаря-механосборщика, но и при необходимости может подменить и прийти на помощь.

С первого дня здесь трудится Владимир Учаев. Он в прошлом тракторист с 30-летним стажем. Соответственно, знаком с устройством этой техники не понаслышке.

– Работа на сборке кропотливая, надо внимательно все делать, чтобы потом трактористы не вспоминали плохим словом, – сказал Владимир.

По желанию заказчика на тракторы устанавливаются кондиционеры как дополнительная опция.

Собирают и экспериментируют

За год работы российско-белорусское предприятие в Староминской показало положительную динамику производства.

– В прошлом году планировали с июля по декабрь выпустить 250 тракторов, но фактически сделали 275, так как в конце года был повышенный спрос на модель «Беларус-1221». Два месяца работали в усиленном режиме, надо было выполнить заказ. В этом году наша цель – 650 единиц, с начала года уже собрали около 300, – отметил Андрей Клюкин.

На территории предприятия ровными рядами выстроены новенькие тракторы, ярко-красные и синие модели сверкают на солнце. Своего покупателя на площадке ждет техника как кубанской, так и белорусской сборки, но внешне она абсолютно не отличается. Аграрии могут выбрать из десяти различных моделей мощностью от 8 до 350 лошадиных сил те, что им необходимы для работы. Востребованность техники высокая.

Фото: Юрий Ходзицкий

Руководство российско-белорусского предприятия нацелено на модернизацию производства. Здесь постоянно думают о том, как в имеющихся условиях сделать выпускаемые тракторы еще более комфортными, безопасными, удобными в работе. Осуществляются серьезные разработки, испытания.

– Одно из наших изменений – вынос распределителя гидросистемы из-под кабины в заднюю часть трактора. Так оператору удобнее подключать различное навесное оборудование. При этом управление процессом осуществляется новыми рычагами, которые удобно расположены под рукой у оператора. Это усовершенствованная модель, которую мы показали покупателям на выставке в Усть-Лабинске. И им понравилось – то, что надо! Также есть идеи по дальнейшей модернизации тракторов, – отметил Андрей Клюкин.

Директор краснодарского филиала Торгового дома МТЗ рассказал и о других планах староминского предприятия. В их числе расширение модельного ряда за счет сборки моделей тракторов, предназначенных для обработки садов и виноградников.

В настоящее время на завершающей стадии – подписание соглашения с акционерным обществом «Росагролизинг» о введении тракторов кубанской сборки в государственную лизинговую программу.

Укрепляя партнерство

Еще одно совместное российско-белорусское предприятие по производству сельхозтехники, на котором побывали корреспонденты «КН», располагается в Усть-Лабинске. Это завод по сборке комбайнов и жаток. Он работает всего три месяца, но и за этот небольшой срок удалось добиться определенных успехов.

– Решение о создании совместного производства сельскохозяйственной техники было принято на встрече властей Краснодарского края и Республики Беларусь, – рассказал заместитель директора комбайнового завода «Кубань» Александр Никитенко. – В дальнейшем вместе с руководством открытого акционерного общества «Гомсельмаш» – крупнейшего белорусского завода по производству комбайнов – была разработана дорожная карта по укреплению партнерства в сфере промышленности. По ней последовательно осуществлялось создание производства на базе дилерского центра в Усть-Лабинске. Три месяца назад российско-белорусское предприятие начало свою работу и уже выпустило более десятка зерноуборочных комбайнов трех моделей.

Фото: Михаил Ступин

Выпуск сельхозтехники происходит следующим образом: Гомельский завод поставляет в Усть-Лабинск машинокомплекты будущих комбайнов и жаток, а кубанские специалисты их собирают. Для этого полностью подготовлен и оборудован цех площадью около 600 кв. метров. В процессе сборки задействовано девять человек. Завод также осуществляет испытание техники, ее сервисное сопровождение.

Важно сказать, что комбайны из Гомеля, как теперь и собранные на кубанской земле, всегда пользовались большим спросом у растениеводов. Они конкурентоспособны в сравнении с сельхозмашинами других производителей, в том числе и зарубежных, а также получают гарантированное сервисное обслуживание. Кроме того, более доступны по цене, так как продукция Усть-Лабинского завода планируется к введению в государственную лизинговую программу акционерного общества «Росагролизинг».

В рамках отраслевой госпрограммы развития краевой промышленности доступно субсидирование от 10 до 15 процентов на компенсацию скидки для конечных потребителей. Такая поддержка позволяет сельхозпредприятиям региона обновлять основные фонды и развивать производство.

На пути к расширению

Агрокомплекс Кубани заинтересован в том, чтобы локализация белорусских сельхозмашин в регионе только росла.

Комбайновый завод в Усть-Лабинске последовательно выходит на увеличение производства. В планах по расширению – увеличение производственных площадей и модельного ряда комбайнов. Соответственно, появятся и новые рабочие места. Согласно разработанной ранее дорожной карте, до конца этого года на кубанском заводе соберут до 100 единиц сельхозтехники.

– На дальнейшую перспективу мы планируем строительство цеха по сборке комбайнов, запчастей для них и склада, а также открытие сервисного центра с мобильными ремонтными бригадами, которые будут на выезде обслуживать предприятия, что позволит сократить простой техники во время сезонных полевых работ, – отметил Александр Никитенко.

Фото: Михаил Ступин

В рамках реализации этого проекта количество рабочих мест к 2025 году вырастет до 24.

Помимо моделей зерноуборочных комбайнов, завод планирует расширить и ряд выпуска жаток: для зерновых культур, сои, для уборки подсолнечника, кукурузы, а также подборщики зерновые.

Модели комбайнов и жаток нового завода постоянно участвуют в различных выставках, что, несомненно, помогает продвигать их на рынке. Так, в мае текущего года в Усть-Лабинске проходила агропромышленная выставка «Золотая Нива 2023». На ней в числе экспонатов была зерноуборочная техника Гомельского, Брянского и Усть-Лабинского заводов. Кроме того, она выставлялась в июне этого года в Сочи. А в ноябре продукция нового российско-белорусского производства примет участие в Международной сельскохозяйственной выставке «ЮГАГРО 2023», которая пройдет в Краснодаре.