Кубанские Новости
Спорт

Быстрые, как кометы

В станице Кущевской уже 50 лет существует мотобольная команда, не раз становившаяся призером России. В юбилейный год мы побывали

В станице Кущевской уже 50 лет существует мотобольная команда, не раз становившаяся призером России. В юбилейный год мы побывали в их штаб-квартире и выяснили, как сейчас живет клуб и какие у него планы на будущее.

Резкий запах бензина и машинного масла бьет в нос, как только заходишь на тренировочную базу «Кометы». Этот запах сразу возвращает меня в детство, когда в гараже отец ковырялся в машине, а я с важным видом подавала ему нужный гаечный ключ для починки «копейки». Но здесь совсем не автомобили, а мотобайки. Они выстроились в ряд по обе стороны от дверей, пронумерованные, как беговые лошади, и ожидающие своего часа. Позади, в дальнем углу, «скучковались» зеленые деревянные шкафчики, заваленные шинами. На выкрашенных наполовину в бирюзовый цвет стенах нашли свое место плакаты и календари спортивных состязаний прошлых лет. Время их заметно потрепало: отклеившиеся уголки и потертости, как и обвалившаяся штукатурка на потолке, «кричат» о давно забытом ремонте. На широких полках возле входа друг на дружке сложены потертые мячи-«переростки»: они раза в два больше, чем футбольные. В дальней комнате-мастерской в полусумраке расположился «стреноженный» мотобайк, в полуразобранном состоянии. При щелчке выключателя вместе с тусклым светом врубается радио. По небольшой комнатушке разносится припев песни «Ласкового мая» «Седая ночь». С появлением освещения в комнате можно разглядеть набор вещей из типичного гаража советского мужчины: потертое кресло, кинескопный телевизор, запчасти, железный шкафчик с приклеенными журнальными картинками, канистры, лейки и другое барахлишко. Выбиваются из этого «натюрморта» только блестящие кубки и грамоты, выставленные на подвешенных полках. По ним можно понять, что именно здесь – сердце мотобольной команды «Комета».

На въезде в Кущевскую меня встречает президент районной детско-юношеской общественной организации «Слава Спорт» и бывший игрок мотокоманды Михаил Назлымов. Сегодня он мой гид по истории мотобола в кубанской станице. Поэтому начинает с ходу:

– Ну что вам рассказать? Что интересно?

– А давайте о себе, – отвечаю я и открываю блокнот.

Как, оказалось, играть Михаил Назлымов начал в 1984 году. По счастливой случайности, его соседом был игрок тогдашней «Кометы» Анатолий Игнатов, который сейчас занимает должность главного механика команды. И первый мотоцикл Михаилу собрал именно он – легенда Кущевской.

– Помню, было мне лет 14. Брали с пацанами футбольный мяч и гоняли на поле. Тогда оно еще не было заасфальтировано, мотались по земле, по грязи, били по воротам, как могли. Тогда и «заболел» этой игрой. Но играть в мотобол – это не так просто: ты должен мастерски управлять мотоциклом и еще одной ногой вести мяч на ходу, – говорит Михаил.

Пока мы ехали до тренировочной базы кущевской «Кометы» – почти на окраину станицы, Михаил Назлымов рассказал, с чего все начиналось.

Мотобольную команду собрали в 1965 году. Первопроходцем в этом виде спорта был Юрий Черкесов, именно он и привез в станицу идею игры. Через год команда уже участвовала в чемпионате края и розыгрыше кубков. Гоняли тогда на обыкновенных дорожных мотоциклах К-175 – «Восход». В 1973-м завоевали бронзовые медали первенства юга России и чемпионата РСФСР. Но в конце 70-х команда распалась, из нее по состоянию здоровья ушел Юрии Черкесов. Вторую жизнь «Комета» получила уже в начале 80-х, когда «старички» собрали новых игроков, которые тоже достигли пьедесталов в чемпионатах края. Но развал Советского Союза застопорил развитие многих мотобольных команд.

– Тогда все испытывали трудности, не только мы. Раньше этот спорт был популярен: только в чемпионате Краснодарского края участвовали 27 команд, и три из них играли в высшей лиге. А потом это все опять распалось, – рассказывает Михаил Назлымов.

Мы свернули к въезду в автошколу, на территории которой вот уже полвека базируется «Комета». Все в том же двухэтажном здании из красного кирпича, что и в 1965 году. Здесь 15 лет назад началось возрождение клуба. Занимается этим и по сей день сам Михаил.

– В 2000 году решили снова собраться. Мальчишки постоянно тренировались и практически жили на базе. А через два года ребята взяли "золото" на чемпионате России среди команд первой лиги. С этого момента у нас пошел подъем. Купили тогда им новые мотоциклы, участвовали везде, где только было можно, находили спонсоров для покрытия расходов, старались пацанов «накатать».

По словам Михаила Назлымова, чтобы вырастить полноценного спортсмена, требуется 7 – 8 лет, только потом он начнет побеждать. Но главное – это желание самого ребенка стать мотоболистом.

– Никогда не давали объявлений о наборе детей в команду. Обычно они сами к нам приходят, особенно после игр, на которых бывают. Набираем энтузиастов. Так, через год после создания детской команды «Слава», она стала серебряным призером России, на следующий год – чемпионом. В ней сейчас тренируется 21 ребенок от 12 до 17 лет. «Слава» – это резерв «Кометы».

Тренируются ребята два раза в неделю. В межсезонье заниматься на улице холодно, поэтому ходят в бассейн или спортзал. Готовятся к Кубку России, который пройдет в мае следующего года.

– Тренером, помимо меня, является мой ученик – двукратный чемпион Европы Максим Довбня, – говорит Михаил Назлымов. – Некоторые талантливые ребята уехали, кто-то бросил, кто-то играет за другие команды, где зарплата больше, но Максим остался – полдня работает в офисе, полдня на базе. В принципе, как и я: просто мотобол – это наша страсть.

Мотобол – один из видов мотоспорта, представляет собой игру в футбол на мотоциклах.

В 60-х мячи для мотобола, сшитые из кожи, весили по 3 кг. Сейчас мяч весит всего 800 граммов.

Один взрослый мотоцикл стоит порядка 8000 евро, детский – в два раза дешевле.

В мотобол играют впятером: 4 полевых игрока и 1 вратарь.

Тамара СИМОНОВА.

Фото автора.

Simonova@kubnews.ru