Целеустремленности этой девушки можно только позавидовать: за три года в легкой атлетике она установила рекорд России в эстафете, получила мастера спорта сразу на трех дистанциях, подписала контракт с известной спортивной фирмой. А уже этим летом девушка впервые выйдет на международный олимп, где покажет себя на первенстве Европы в Венгрии, а после – на юношеских Олимпийских играх в Аргентине.
«КН» встретились с Дженнифер Акиниймика и узнали о секрете ее успеха.
На беговой дорожке Дженнифер трудно с кем-то спутать – она мулатка. Ее отец Айоделе Виктор родом из Нигерии. В Краснодар приехал учиться, здесь встретил любовь всей жизни и будущую жену – Людмилу и остался навсегда. 13 апреля 2001 года, в пятницу, на свет появилась будущая звезда легкой атлетики.
– Мои родители не связаны со спортом, мама работает в магазине, папа по профессии врач, но работает хореографом – преподает этнические африканские танцы. Дедушка в свое время работал учителем физкультуры в школе, где я сейчас учусь. Но профессионально спортом никогда не занимался. Сейчас он мой главный болельщик, частенько ездит со мной на соревнования.
Как признается девушка, в ее семье сразу два командира: папа и бабушка. Одна пытается внедрить ей русское воспитание, другой – нигерийское.
– Я понимаю, что у всех народов нужно почитать старших, но в Нигерии это святое. К примеру, папе я должна приготовить поесть, убрать за ним, даже если нахожусь в другой комнате или сплю. Тогда он кричит мне: «Дженнифер, иди и убери за мной тарелку!» Это смешно рассказывать, но, когда все происходит на деле, это ужасно. Я обычно делаю недовольное лицо и, чтобы не было никаких скандалов, выполняю все, чего он хочет. Мама за меня заступается, на что папа отвечает: «Вот если ее никто не возьмет замуж, будешь сама с ней жить!» (Смеется.)
– Парень у тебя уже есть? – спросила я ее и таким образом вогнала девушку в краску.
– Есть… Точнее – нет… Ну, сложный вопрос. Это личное.
Тренируют Дженнифер семейная пара – Елена и Алексей Коротаевы. С ними она познакомилась во время школьных соревнований по легкой атлетике. Несмотря на то, что девушка тогда не отличалась особыми результатами и техникой, смотрели на нее словно на элитную иномарку в автомобильном салоне, которой необходим качественный апгрейд.
– Сразу заметили, что она особенная и у нее есть определенные способности, в первую очередь – биомеханические: хорошие рычаги, пропорции тела, плюс она метиска – это указывало на сильные связки, хорошее природное проталкивание, которое отсутствует у русских спортсменов, – вспоминает Алексей. – Да, техники у нее не было, но природная сила чувствовалась.
Однако подойти сразу к Дженнифер тренеры не решились – были наслышаны о ее сложном характере, о том, что она пропускала тренировки, иногда отказывалась выполнять задания. Многие тренеры пытались с ней работать, но не сходились психологически. В итоге Елена и Алексей наблюдали за девушкой около года. За это время она успела потерять интерес к легкой атлетике и отправилась на баскетбольную площадку.
– Помню, пришли мы в школу № 2, а она там летнюю практику проходила, – говорит Елена. – Сидит на клумбе и траву выдирает, Алексей Григорьевич к ней подошел, все рассказал. Она заинтересовалась.
– Дженнифер надо уметь мотивировать: если человек не пользуется авторитетом и не может четко растолковать, что и для чего нужно делать, она не будет тренироваться, – объясняет Алексей. – Наша мотивация заключалась в тренировках, они у нас проходят по специально разработанной методике: биохимия плотно привязана к тренировочному процессу. В основу закладываем создание мышечной ткани. Четко понимаем, что такое работать над силовыми качествами и как вырабатывать выносливость. Выстраиваем всю технологическую цепочку: правильные тренировки, правильное восстановление, питание, психологическая подготовка. В итоге 3,5 года уже вместе.
Дженнифер Акиниймика, 17 лет
Мастер спорта на трех дистанциях – 60, 100 и 200 метров. Рекордсменка России в эстафете 100 + 200 + 300 + 400.
В 2017 году установила личный рекорд на 100 метров, показав в финале результат 11,55.
В беге на 200 метров она пробежала быстрее рекорда России в помещении среди девушек до 18 лет – 23,79. Но ее рекорд еще не утвердили.
Входит в состав сборной России по легкой атлетике.
Хотя поначалу и с новыми тренерами у Дженнифер не все так гладко складывалось. Алексей и Елена видели в ней классическую 400-метровичку – за счет ее природной выносливости, мощного сердца, физиологических параметров, а она сама мечтала о спринте.
– Мы с ней полгода поработали, и она на краевых соревнованиях выиграла 400 метров. Но, чтобы расти дальше, надо было терпеть, однако у Дженнифер эта дистанция начала вызывать отчуждение. Долго мучились, у нас чуть ли не до конфликта доходило, в итоге пошли ей навстречу. Но я ее предупредил – проделываем работу, после чего ты должна выйти на определенное время, если этого у тебя не получится, то возвращаемся на 400 метров. И, видимо, она настолько не хотела возвращаться к своей дистанции, что начала выигрывать на 100 и на 200. В этом году среди девушек до 23 лет она заняла 2-е место по России. И при этом еще была не на пике своей формы.
– Думаю, у меня немного сложный характер, немного эгоистичный. Перед стартом стараюсь концентрироваться только на себе, не обращать внимания на соперников, мне главное – показать хорошее время, результат, а не пытаться кого-то обогнать. Но не думаю, что меня настигла звездная болезнь. Ведь серьезных стартов еще не выигрывала, гордиться особо не чем. Да, личный рекорд есть – он неплохой, но этого результата недостаточно, чтобы соперничать на международном уровне. Моего возраста спортсменки США и Ямайки бегут быстрее. Нужно летом прибавлять, чтобы можно было с ними соперничать.
Девиз Дженнифер звучит так: подчиняй свои действия под воображаемый финал. То есть делай все для достижения цели: выкладывайся на тренировках, полностью отдавай себя своему делу.
– Спорт – это хороший способ добиться популярности, – рассуждает она. – Ведь почему я выбрала легкую атлетику? Это индивидуальный вид спорта, а в баскетболе, чтобы тебя заметили, нужна сильная команда. Она у нас была так себе. Поэтому я решила уйти и полагаться на саму себя. Моя цель – выступать на международном уровне. Тренеры мне еще в начале наших тренировок рассказали, как нужно питаться, что можно есть, что нельзя. Но жестких ограничений нет. Могу съесть сладкое или фастфуд. Главное – есть в правильное время: если съем сладкое до тренировки, то, соответственно, это сожгу, и ничего страшного не случится.
Питается юная легкоатлетка на протяжении 3,5 года строго по меню, которое ей разработали тренеры: на завтрак овсянка на воде, яйцо, тосты и какао. На обед курица с овощами, брокколи, стручковая фасоль или каша с овощами. Все – вареное на пару, разрешается протушить, но ни в коем случае не жарить. Однако здорового питания придерживается не вся семья.
– Они едят много сладкого, не всегда ко мне прислушиваются. Я им говорю, что с утра не нужно есть борщ, как, например, это делает дедушка, меня это дико раздражает (смеется). Я его вообще не ем. Готовлю все сама, иногда мама и бабушка. Но, несмотря ни на что, моя семья – это поддержка и опора, они верят в меня и всегда подбадривают перед соревнованиями.