Кубанские Новости
Спорт
Елена Кириченко

Летящие по волнам: в Краснодаре прошло первенство России по аквабайку и гидрофлайтингу

Летящие по волнам: в Краснодаре прошло первенство России по аквабайку и гидрофлайтингу
Фото: Антон Приходько
В очередной раз кубанская столица стала площадкой для Всероссийских соревнований по аквабайку. Они завершили сезон 2021 года.

По Кубани с ветерком

Скорость, брызги воды, адреналин – все это неотъемлемая часть езды на водных мотоциклах, которые становятся все более популярными в последние годы среди любителей здорового образа жизни и острых ощущений. Аквабайк – довольно молодая спортивная дисциплина. В России первенства городов и различные Кубки по езде на гидроциклах начали проводиться с конца 90-х годов, а уже в 2000 году состоялся первый чемпионат страны. Спорт этот очень зрелищный, и он постепенно завоевывает сердца болельщиков во всем мире.

У Кубани есть все условия для развития этой дисциплины – два теплых моря, довольно мягкий климат. Даже в Краснодаре есть идеальная площадка для занятий водно-моторным спортом – русло реки Кубань в районе парка «Солнечный остров», которое традиционно принимает множество соревнований разного уровня круглый год.

– В соревнованиях приняли участие 46 спортсменов из разных регионов, – рассказал организатор турнира Евгений Кравченко. – Радует, что это гораздо больше, чем приезжало к нам весной. Но в условиях пандемии, к сожалению, поучаствовать в состязании могут далеко не все. Среди городов, которые прислали своих спортсменов в этот раз, Москва, Санкт-Петербург, Воронеж, Екатеринбург, Пермь, Ижевск, Казань.

На воде и в воздухе

Соревновались аквабайкеры в нескольких дисциплинах – традиционных кольцевых гонках и слаломе и совсем новых, фристайле и гидрофлайтинге. Кольцевые гонки на аквабайках предусматривают общий старт всех участников и прохождение ими водной трассы с буйками на скорость. Слалом – скоростная гонка по сложной дистанции, которую участники соревнований проходят поочередно. Наиболее зрелищным считается фристайл. Во время таких состязаний можно полюбоваться на самые неординарные акробатические трюки различной сложности.

Ну а гидрофлайт на реке Кубань болельщики увидели впервые, этот вид стал включаться в программу соревнований совсем недавно. В 2019 году гидрофлайт был внесен во Всероссийский реестр видов спорта Министерства спорта Российской Федерации, а в 2020-м в Московской области прошел первый официальный национальный чемпионат по гидрофлайту в рамках чемпионата России по аквабайку и новым дисциплинам. «Воздушные байкеры» взлетают над водной гладью при помощи специального оборудования, присоединенного к аквабайку, и движутся по сложной траектории благодаря реактивной тяге потока нескольких водяных струй.

Справка «КН»

Гидроцикл – тот редкий случай, когда техника изобреталась именно как спортивная. Первый в мире водный мотоцикл выпущен «родителем» снегохода, компанией Bombardier в 1968 году. Целью изобретателей было создание самоходных водных лыж, а получился водный мотоцикл – с сиденьем для водителя и пассажиров, электрическим стартером, рулевой колонкой и плоским днищем. Но агрегат так и не был запущен в производство, так как в нем не нашли практического и функционального применения, и в 1970 году разработка гидроциклов была остановлена. Японская компания Kawasaki Heavy Industries первой наладила коммерческий выпуск гидроциклов для езды стоя в 1972 году под маркой Jet Ski. Они оказались настолько популярными в США, что название стало нарицательным для гидроциклов вообще.

Оборудование для аквабайка и гидрофлайта достаточно дорогое. По словам Евгения Кравченко, цена на самый простой гидроцикл стартует от 300 тысяч рублей и может доходить до семи миллионов. Аквабайки делятся на две группы в зависимости от расположения спортсмена во время прохождения гоночной дистанции. В классах «ски дивижин» и «фристайл фри» спортсмены управляют гидроциклами стоя, а в классах «ранэбаут» располагаются на сиденье мотоциклетного типа. Аквабайки для профессионалов отличаются от тех, которые предлагаются на отдыхе туристам. Спортивные машины имеют меньший вес, меньшие размеры, более мощный двигатель и только одно место – для спортсмена. Скорость байка может достигать 120 км/ч.

– Имеет значение не только конструкция гидроцикла и работа техников, которые готовят его к соревнованиям, но и мастерство спортсмена. Без хорошей физической подготовки в этом спорте делать нечего, – считает Евгений Кравченко.

Пока не олимпийский

На соревнования в Краснодар приехали спортсмены самых разных возрастных категорий. Самым юным стал участник из Екатеринбурга Лев Ивако, ему всего девяь лет. Так же, как и его отец Михаил, мальчик не впервые участвует в состязаниях и неизменно показывает хорошие результаты. На этом турнире ровесников у Льва не было, он выступал вне зачета. А вот Михаил Ивако стал третьим в классе «ски дивижн», где спортсмены соревнуются стоя. В классе «ранэбаут», когда состязаются сидя, первым стал москвич Эдуард Саркисян.

Краснодарский край представлял только один спортсмен – организатор соревнований Евгений Кравченко. Он стал вторым в классе «ски дивижн». Спортсмен постоянно выступает за Кубань на различных турнирах – например, на одном из последних Кубков России, который проходил в Москве, Евгений занял второе место.

– Аквабайк – очень дорогой вид спорта, немного энтузиастов, которые готовы не только серьезно тренироваться и выступать на соревнованиях, но и имеют на это финансовые возможности, – прокомментировал Евгений. – Кроме того, здесь необходима хорошая физическая подготовка. На Кубани пока нет школы аквабайка, к сожалению, видам, которые не являются олимпийскими, очень непросто развиваться. Однако я вижу большую поддержку со стороны краевого министерства физической культуры и спорта, без него бы не удалось провести эти соревнования на таком высоком уровне.

В следующий раз аквабайкеры соберутся на соревнования уже весной 2022 года.

Что нужно, чтобы добиться успехов в водно-моторном спорте?

Согласно базовым требованиям начальной спортивной подготовки, начинающие спортсмены должны развивать вестибулярную устойчивость, координацию, выносливость, гибкость, мышечную силу. В этом помогут простые упражнения.

  • Упражнения на развитие вестибулярного аппарата
  1. Исходное положение: лежа на животе. Медленно отведите голову назад. Перевернитесь на спину, медленно наклоните голову вперед, попытайтесь подбородком коснуться груди. Повторите упражнение 4-5 раз.

  2. Исходное положение: лежа на спине. Расслабьтесь и, не напрягая мышцы шеи, покачайте головой то вправо, то влево в течение 2-3 минут.

  3. Исходное положение: сидя на стуле. Зафиксируйте взгляд на какой-либо точке перед собой, затем максимально отведите глаза вправо, влево, вверх и вниз. Повторите упражнение 5-6 раз.

  4. Исходное положение: сидя на стуле. Держите голову неподвижно, вращайте глазами сначала по часовой стрелке (5-6 раз), а затем столько же раз против часовой стрелки. Повторите упражнение 2-3 раза.

  5. Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч. Медленно наклоняйте голову вперед так, чтобы подбородок уперся в грудь, а затем делайте наклон назад, насколько это возможно. Выполните 6-10 раз.

  • Упражнения на координацию
  1. Передвижение по квадрату.

    Поставьте ноги чуть шире плеч, наклонитесь вперед и поставьте руки на пол. Одновременно оторвите от пола правую руку и левую ногу, разверните корпус вправо, перевернитесь животом к потолку и опустите левую стопу на пол, а правую руку поставьте за спиной. Затем повторите то же самое в обратную сторону. Поднимите левую руку и правую ногу, разверните корпус вправо и выйдите в исходное положение.
  2. Выпады с прыжком и стойка бегуна.

    Выполните два прыжковых выпада со сменой ног. Затем переведите впереди стоящую ногу назад и поставьте ее на носок, наклонитесь с прямой спиной и коснитесь пола рядом с опорной ногой противоположной рукой. Вторую руку отведите назад, за спину. Для начала потренируйтесь в медленном темпе, чтобы усвоить движение, а затем увеличивайте скорость выполнения.
  3. «Конькобежец» из выпада.

    Выполните выпад назад, выйдите из него с подскоком. Затем снова опуститесь в выпад, а на выходе прыгните в сторону свободной ногой. После приземления не опускайте вторую ногу на пол – сразу же прыгайте обратно и повторяйте упражнение с начала. Старайтесь прыгать в сторону как можно дальше, сопровождайте движение руками. Выполните нужно количество в одну сторону, а затем поменяйте ногу и сделайте то же самое в другую.
  4. Хамелеон.

    Сядьте на корточки и поставьте руки на пол. Пройдите руками по полу до упора лежа, но не выпрямляйте колени. Не выходя из упора лежа, сделайте шаг вперед правой ногой и левой рукой, и опуститесь в отжимание. Затем выжмите себя вверх, сделайте шаг правой рукой и левой ногой и снова опуститесь в отжимание. На каждом шаге касайтесь грудью пола, старайтесь поставить согнутую ногу ближе к тазу.
  5. Кувырок с выходом в «пистолет».

    Это упражнение прокачивает и координацию, и чувство баланса, и силу ног. Выполните кувырок вперед, выйдите на одну ногу, а вторую вытяните вперед. Поднимитесь из «пистолетика» и повторите еще раз, на этот раз вставая с другой ноги.

Советы начинающим аквабайкерам

Вождение гидроцикла – дело не очень сложное, с ним справится даже начинающий. Главное, быть в хорошей физической форме – ведь тело байкера такой же инструмент управления мотоциклом, как и руль. Есть несколько секретов, которые помогут неопытным байкерам избежать распространенных ошибок и получить от катания максимум удовольствия.

  • Совет первый. Как избежать «дельфинирования»

«Дельфинирование» – это эффект, вызывающий колебательные движения вверх-вниз, из-за чего гидроцикл постоянно скачет на воде, а не устойчиво скользит. Чаще всего проблема в том, что водитель сидит слишком далеко назад. Чтобы избавиться от этого эффекта, нужно просто пододвинуться вперед на сиденье, переместив вес на нос гидроцикла. Если вы собираетесь резко стартовать с места и начать разгон, будьте готовы к тому, что передняя часть захочет прыгнуть из воды. Подготовьтесь к этому: опустите сопло водомета, поставьте ноги дальше назад и наклоните туловище вперед, чтобы нос гидроцикла не «улетал» вверх. Позже можно вернуться в привычное положение за рулем и отрегулировать угол наклона сопла водомета для оптимального хода на крейсерской скорости.

  • Совет второй. Как избежать потери управления.

Еще у первых моделей гидроциклов потеря управления и скольжение на крутых поворотах было частым явлением. Нередко водители оказывались в воде, пытаясь справиться с машиной – не всем удавалось вовремя сконцентрироваться и отклонить корпус в нужную сторону. Современные гидроциклы более устойчивы, но и они могут подкидывать сюрпризы.

Одно из лучших и самых простых решений этой проблемы – научиться правильно ставить ноги во время поворота. Внутреннюю стопу (ту, которая располагается с внутренней стороны поворота) нужно поставить подальше, а внешнюю стопу подвинуть назад, немного уперевшись на нее. Это поможет сохранить контроль над кормой и проходить поворот на большей скорости и под более резким углом.

Если же хотите дать корме скользить, попробуйте переместить вес внутрь поворота и вперед к носу гидроцикла, выходя из некрутого поворота и резко открывая дроссель. Иногда таким образом можно развернуться на 180 градусов или проскользить по водной глади.

  • Совет третий. Как избежать тряски на волнении

Даже лучшие современные гидроциклы не могут гарантировать отсутствие тряски и постоянных подпрыгиваний на неспокойной воде вдали от берега. В этом случае лучше встать с сиденья и попытаться использовать сильные мышцы ног в качестве амортизаторов, которые будут смягчать тряску и удары об волны. Также такое положение даст хороший обзор, и можно будет заранее подготовиться к самым крупным волнам впереди. Ездить по волнению стоя в течение долгого времени, конечно, утомительно, но таким образом вы точно спасете свою спину.

Правила безопасности для профи и новичков

  • Готовясь к поездке на скутере, обязательно наденьте спасательный жилет. Без него нельзя ездить ни новичкам, ни профессионалам. Каким бы опытным ни был водитель, удар волны или другие форс-мажорные ситуации могут выбить его из «седла», причем на очень большое расстояние. Удар о воду при этом может быть довольно мощным, а его последствия – самыми плачевными. Кстати, жилеты для водных мотоциклов шьются из спецматериалов, плотно прилегают к телу и не мешают езде.

  • Все свои вещи лучше оставить на берегу. Шляпу, очки, обувь, полотенце брать с собой за руль не стоит. Желательно избавиться от всего, что может отвлечь ваше внимание от наводной езды.

  • Проверьте, плотно ли закреплен браслет ключа на запястье. В случае если вы случайно отпустите руль, или вообще свалитесь с гидроцикла в воду, ключ должен остаться на вашей руке, а не в замке зажигания. Тогда водный мотоцикл остановится, и вы легко сможете вернуться за руль. В противном случае мотоцикл будет бороздить водные просторы, пока у него не кончится топливо.

  • Сев на аквабайк, не спешите жать газ до отказа. Дело в том, что основой двигателя является пропеллерный мотор, который находится в задней нижней части гидроцикла. Лопасти хоть и небольшие, но на мелководье все же могут задеть дно, тем более что при старте мотоцикл немного «встает на дыбы». Поэтому легко повредить двигатель, ремонт которого потом выльется в копеечку. Также аккуратно стоит и возвращаться к берегу: газ необходимо отпустить еще на глубине, а приближаясь к суше (на расстоянии примерно в 5-7 метров от берега) и вовсе необходимо заглушить гидроцикл. Силы инерции вам вполне хватит, чтобы аккуратно и красиво припарковаться.

  • Оказавшись за рулем гидроцикла в первый раз, не поддавайтесь обманчивому ощущению легкости управления. Этот скоростной транспорт, как и любой другой, не потерпит ошибки водителя. Наводная скорость отличается от скорости наземной. Учтите, что резкий газ с легкостью может выбить вас из равновесия. Сначала почувствуйте, как набирает скорость гидроцикл, какое он оказывает давление на вас при ускорении, при поворотах, и только когда освоитесь и поймете, как подстраиваться под скорость «скакуна», начинайте газовать.

  • Не противьтесь течению – ехать с большой скоростью против волн не желательно. Помните элементарные законы физики: гидроцикл будет прилегать к поверхности воды меньшей плоскостью днища, от чего его начнет швырять то вверх, то вниз, то вправо, то влево. На высокой скорости байк начнет прыгать по волнам, как взбесившийся конь. Приземляться с первого раза получается далеко не у всех, а значит, возрастает риск вашего падения в воду.

  • На воде придерживайтесь всем известных правил дорожного движения. Пловцы в воде – как пешеходы на дорожной зебре. Людей необходимо либо объезжать на минимальной скорости (без газа), либо пропускать, если ваши маршруты пересеклись. Случаи наезда гидроцикла на человека в воде нередко приводят к летальному исходу, а ответственность водителя здесь будет такая же, как и на дороге.