Кубанские Новости
Туризм

Монастыри оделись в золото

Старейший в крае комплекс скал, с которым неразрывно связано развитие кубанского альпинизма, называется Монастыри. 

Монастыри оделись в золото
Старейший в крае комплекс скал, с которым неразрывно связано развитие кубанского альпинизма, называется Монастыри.
Это историческое место, при упоминании о котором старшее поколение скалолазов ностальгически роняет слезы. Впервые любители экстрима пришли сюда еще в начале 60-х годов прошлого века, и с тех пор появились на Монастырях «поименованные» скальные маршруты: «Дед», «Парус», «Мусоропровод», «Корячка», «Серп», «Унитаз», «Поцелуйчик» и другие. Раньше здесь проходили тренировки почти каждые выходные. Альпинистские секции привозили на Монастыри новичков сразу после осеннего набора.
Неописуемую красоту скал дополняют водопады с чашами чистой воды, высокие деревья по берегам ручья, чистый воздух и полное отсутствие мобильной связи. Есть известные бардовские песни, посвященные этим удивительным скалам. Попасть сюда человеку неподготовленному необычайно трудно.
Наш проводник — профессиональный ориентировщик. Григорий Максименко с юности увлекался туризмом и прекрасно знает все горные тропинки Новороссийска и Геленджика. О Монастырях всегда рассказывает с упоением, восторгаясь их оригинальностью.
— Попасть туда можно со стороны Абинска, но мы пойдем своим путем, — готовит он группу. — Находятся Монастыри на северном склоне горного хребта Коцехур, у подножия горы Тхаб. Доезжаем транспортом до «радаров» — части ПВО, расположенной на хребте Коцехур, оставляем машины — и вперед.
Еще с полкилометра по хребту, почти до вершины Тхаба, и неприметная тропинка уводит нас вправо, к спуску с горы. Через несколько минут начинаешь понимать, что тело по отношению к земле приняло какое-то странное положение, а ты, непрерывно двигаясь, спускаешься практически на пятках. Остановиться невозможно. Ухватившись за ствол дерева, отдышавшись, понимаешь, что двигаться все равно надо, и вновь летишь вниз. Кто-то коротко хохотнул, и вот уже вся группа с визгом и хохотом несется куда-то вниз.
Короткий привал, и путь продолжается по узкой горной дороге, окруженной невысоким корявым буковым лесом. Монастыри появляются перед тобой неожиданно, и ты наконец-то видишь перед собой остатки мощной монастырской стены, давшей название этим местам.
— Скалы сложены из плотного песчаника темного цвета, более стойкого к процессам разрушения, чем окружающие их горные породы, — рассказывает наш проводник, и мы зачарованно любуемся этим потрясающим чудом природы. — Длина гряды более трех километров, высота колеблется от 15 до 50 метров. Монастыри являются уникальным скальным полигоном с самыми разнообразными маршрутами. Здесь есть относительно короткие маршруты, которые проходят с верхней страховкой, и длинные, где работают в связках, со специальным альпинистским снаряжением. Есть участки, являющиеся подъемами высшей категории сложности, и поэтому на Монастырях часто проводят чемпионаты по альпинизму.
Разлапистые, необычайно живописные сосны гнездятся в расщелинах Монастырских скал, и тысячи небольших, средних, а иногда и огромных валунов лежат у подножия гряды. В некоторых местах можно забраться на гребень и какое-то время пройтись по вершине гряды, любуясь открывающимся горным пейзажем.
Среди тренирующихся альпинистов неожиданно узнаю известного новороссийского художника Владимира Аксенова.
— Ты же серьезно альпинизмом занимаешься, что на Монастырях забыл?
— А это — дань традиции, — отвечает он. — На гребне «Деда» или на стене «Разрядных» можно серьезно отработать связки. Особенно хорош маршрут «Смерть империализму» — сложный нависающий участок, преодолеть который можно только с хорошими альпинистскими навыками. Впервые на эти скалы краснодарские альпинисты пришли в середине прошлого века. С тех пор даже названия местных стоянок веют стариной: Спартаковские, Трудовские, Буревестник, Кубань. Маршруты на Монастырях по большей части не пробиты. В других, более современных районах, их бы даже не включили в перечень, однако именно здесь необорудованность — это не недоработка, а правило, особенность района. В конце 90-х появилась мода отламывать уши шлямбуров после ухода. Но даже если шлямбура есть, то в большинстве своем они старые настолько, что довериться им может разве что самый отчаянный экстремал.
Шлямбуры, оттяжки, скайхуки, стопперы, cемечки, френды, гри-гри — слова все незнакомые, а на деле какие-то железки, крючки, веревки, без которых в горы никто не ходит.
— Экипировка — вообще отдельная песня, — смеется Володя. — Здесь важно все: от объема рюкзака до качества кроссовок.
— А гитара с собой?
Да, без нее Володя в горы не ходит. Договорились встретиться у водопада, на привале, и мы продолжили свое путешествие. Привал раскинули у искристого водопада, покрытого мхом. Пока суетились с припасами, резали колбасу, открывали консервы, к нам присоединились альпинисты. Через некоторое время мы уже знали, что это не единственные скальные «монастыри» на Кубани. Есть Старомингрельские монастыри, Желтые монастыри, Уютные монастыри… Рассказали нам и старинную легенду о черкешенке-богатыре Редеде, которая жила в этих местах и слыла непобедимым воином, о том, что Монастыри считаются аналогом знаменитых Красноярских столбов и среди альпинистов называются Краснодарскими столбами. Потом Володя взял гитару, ребята спели знаменитую бардовскую песню «Монастыри оделись в золото…». И кто бы мог подумать, что она именно про наши, кубанские Монастыри. Дело в том, что здесь 7 ноября собираются все альпинисты нашего края. И пусть этого советского праздника уже нет, но скалы-то остались! А осенние Монастыри — это нечто. Грибов море, лес желтым отливает, тепло.
В последние годы Монастыри уже не так популярны. Во многом в связи с усложнившейся транспортной доступностью. Раньше особо активные «лазуны» умудрялись из Краснодара на выходные «сбегать» на эти скалы, а сейчас грунтовая дорога от поселка Нового, по которой раньше ходили на Монастыри, в очень плохом состоянии. Молодежь освоила новые районы, более современные, оборудованные, близкие к цивилизации. Однако, как считают бывалые альпинисты, забывать о Монастырях нельзя. Это невероятно красивое место, обладающее традициями и великолепными ресурсами для лазания.
Бывалые альпинисты готовы возрождать славу Монастырей — реставрировать классические линии и пробивать новые маршруты. А то, что дойти сюда сложно, — так ведь никакое, тем более альпинистское, счастье легко не дается!
Людмила ШАЛАГИНА,СОБКОР.

Краевая газета «КУБАНСКИЕ НОВОСТИ", выпуск№129, 08-08-2014.
НА СНИМКАХ: такие разные старые Монастыри.