Кубанские Новости
Общество

Лукоморье раскрывает тайны

Во время путешествия по реке Кубань нашего корреспондента посвятили в моряки, напоили соленой водой, прокатили по бездорожью и о

Условия:

Место: лиманы станицы Благовещенской и открытое Черное море

Транспорт: легковая «машина-танк» и пограничный сторожевой корабль

Время: апрель – разгар весны

За год «Эстафета «КН» прошагала, проехала, проплыла и проскакала вдоль всей Кубани. Наши корреспонденты побывали на Эльбрусе, откуда река берет начало, в Гулькевичском и Белореченском районах, где она неспешно несет свои воды по равнинам, поднялись к притокам в Гуамке и Мезмае и увидели, как Кубань плавно сливается с Азовским морем в Темрюке. Кажется, пройдено все. Но есть в крае особое место, история которого не менее тесно переплетается с извилистой рекой. Финальная точка нашей эстафеты – анапская станица Благовещенская.

Любвеобильная река

Благовещенская у меня, как наверняка и у большинства жителей края, а тем более туристов, всегда ассоциировалась с пляжами, довольно чистым морем, кайтингом и виндсерфингом. Какие тайны может раскрыть курортный поселок, о чем расскажут местные жители, разве что рецептом шашлыка или чурчхелы поделятся? – ломала я голову, пока ждала Владислава Брусника – нашего гида по станице и ее окрестностям.

– А вы знаете, что сейчас мы находимся в самом настоящем Лукоморье? – с ходу огорошил Владислав.

– Как у Пушкина? У Лукоморья дуб зеленый.., – улыбаюсь в ответ, – а причем здесь река?

– Станица Благовещенская – место особое, стоит между Черным и Азовским морями, на границе Анапского и Темрюкского районов. И река Кубань напрямую связана с этим местом. Раз вспомнили Пушкина, давайте, как у него, по-сказочному. Есть красивая легенда. Тысячи лет Кубань поила своей водой Черное море и подкармливала его осетриной. Но однажды увидела она и всем сердцем полюбила молодого и красивого Азова. И стала потихоньку бегать к нему на свидания. А когда любовь воспылала так, что стало совсем невтерпеж, бросила ветреная Кубань прежнего возлюбленного и ушла из Черного моря в Азовское.

Легенда не лишена реальной основы. Действительно, чуть более полутора веков назад Кубань впадала в Черное море у станицы Благовещенской. Один из речных рукавов – Старая Кубань – направлял половину ее вод в Кизилташский лиман, а оттуда – в море.

– Когда зимой вода в Кизилташском лимане подмерзает, до сих пор видно, как по нему протекало старое русло Кубани, – рассказывает Владислав Брусник, – все изменилось к 1814 году, когда наши предприимчивые предки-казаки захотели опреснить воду в азовских лиманах и прокопали новый рукав – Казачий Ерик, повернув Кубань в Азовское море.

Раньше в Кизилташском и соседних Витязевском и Бугазском лиманах вода была прозрачной и пресной. Старожилы называют ее сладкой. И не только потому, что можно было пить. В лиманы заплывали пеленгас, камбала, сельдь и кефаль. Рыбу ловили голыми руками. Но после вмешательства человека вода стала стремительно уходить, а русло – зарастать камышом. В середине XX века речной проход к морю попытались возродить, проведя по нему опреснительный канал. Лиманы вновь зарыбили, запустив новых обитателей. Сегодня здесь водятся амур, карась, щука, судак и толстолобик.

Дары Кубани

Река щедро делилась с людьми не только рыбой. Самым ценным ее даром стал песок. Да-да, не удивляйтесь. Знаменитые дюны и пляжи, каждое лето привлекающие в Благовещенскую сотни туристов, появились благодаря реке. Особый состав дна черноморских лиманов – еще один подарок Кубани. Лечебные грязи, обогащенные сероводородом – гордость местного курорта.

– В Кизилташском лимане грязи залегают практически по всему дну, – рассказал Владислав Брусник, – в русле Старой Кубани они тоже есть, в отличие от серых, лиманных, эти грязи, сульфидные, черного цвета. Но польза от них не меньше. В 80-х годах XX века такие грязи даже добывали в промышленном объеме.

Кстати, лечебные свойства грязи из реки и лиманов Владиславу довелось испытать на себе.

– Сильно поранил руку. Стал грязь прикладывать. Зажило все через 3 дня. Даже следа не осталось.

А еще местные лиманы и старое русло Кубани давно облюбовали разнообразные пернатые. Здесь можно встретить самую большую чайку Краснодарского края – черноголового хохотуна, а в мае прилетают и вьют гнезда пеликаны.

Хранитель прошлого

Скифы, миоты, казаки. Ученые утверждают, что район нынешней станицы Благовещенской был обжит еще 2 тысячи лет назад. В конце XIX века археологи обнаружили здесь каменный склеп с саркофагом, датированный III веком до нашей эры. Саркофаг венчали позолоченные фигурки нимф и воинов, а внутри лежали женские украшения. А в XVII веке у берегов станицы струги донских казаков нападали на турецкие суда. Эти места помнят и суворовские походы.

– Знаете поговорку «Пуля – дура, штык – молодец»? Так вот, под Благовещенской я не раз находил и штыки, и картечь, и даже ядра на косе Голенькой, она сегодня отделяет Кизилташский лиман от моря. А еще фрагменты амфар, украшений, скифский меч, – поделился Владислав, – да вы и сами можете что-нибудь отыскать, поехали!

И мы поехали… с препятствиями. Хоть старое речное русло уже давно не судоходное, но после дождей дорога размывается так, что без машины с хорошим сцеплением не обойтись. Нашим транспортным средством стал не джип, а обычная японская легковушка Владислава, но «танк», как называет ее за проходимость хозяин, не подкачал.

– Держимся, держимся! – подбадривал Владислав, когда автомобиль подскакивал на рытвинах и ухабах.

Полчаса тряски, и мы на месте. Перед глазами раскинулись лиман и тонкая светлая полоска песчаной косы, которая врезается в морской залив. Спускаемся вниз.

– Здесь после приливов выносит на берег много интересных находок, – показывает Владислав.

И правда, за какие-то пару минут я выловила у кромки воды несколько фрагментов красновато-рыжего цвета.

– Это или древнегреческий период – около полутора тысяч лет или осколок казачьей крынки, тоже неплохо – лет 200, – рассматривает мои находки Владислав.

Самое время познакомиться с нашим героем поближе. Наверняка вы решили, что он ученый или археолог. Ничего подобного. Владислава Брусник – предприниматель, по образованию экономист. 12 лет назад приехал в Благовещенскую из Комсомольска-на-Амуре и «заболел» здешними лиманами.

– У нас есть небольшая семейная гостиница, – рассказывает Владислав, – решали, чем оформлять в ней столовую. Было два варианта – купить и навешать морских раковин или сделать зал в кубанском казачьем стиле. На нем и остановились. Тем более, у меня в роду забайкальские казаки, прадед и дед прошли две войны – Первую мировую и Великую Отечественную.

У Брусника появились казачьи костюмы, прялки и домашняя утварь. А потом, незаметно, уголок стал разрастаться. Скоро экспонатам стало тесно в столовой и они переехали в отдельное помещение. Так, в Благовещенской открылся свой частный музей – любой крупный город позавидует. Владислав отвез нас туда и показал свое детище. По музею можно бродить часами, рассматривая обручальные колечки-стуканки, которые казаки надевали на пальчики невестам сотни лет назад, окаменевшие водоросли, суворовские штыки и пули. И все это можно потрогать и подержать в руках. В каком еще музее разрешат такое!

Отдельное место занимают экспонаты времен Первой мировой и Великой Отечественной войн. Здесь первые советские бронежилеты, больше похожие на средневековые кирасы, пулеметы, противотанковое ружье, гранаты. И даже походный немецкий блиндаж.

– Смотрите – складная кровать, печка-буржуйка под форму котелка, даже защиту на уши фашистским офицерам выдавали, чтобы они зимой не мерзли, – показывает Владислав, – эти вещи лучше всяких исторических справок доказывают, насколько наши враги подготовились к войне и насколько не были готовы к ней мы. Тем большая гордость берет за наших дедов и прадедов, которые одержали Победу благодаря отваге и огромной любви к Родине. Таким и должен быть настоящий патриотизм.

Три года назад в музее Владислава было около 200 экспонатов. Сегодня он их уже не считает. Многие еще хранятся в коробках и ждут своего часа. Небольшая комната просто не в состоянии вместить столько вещей. Мечта благовещенского энтузиаста – оформить большую экспозицию на открытом воздухе.

– У меня во дворе есть 3-метровый памятник Ленину, который мне передал один из анапских санаториев, винты самолетов времен Великой Отечественной и еще много чего. Муниципалитет мог бы выделить небольшой участок под этот музей. Это будет интересно всем. Если у взрослых загораются глаза при виде всего этого, представляете реакцию детей! И, кроме того, это помощь в развитии внутреннего туризма. Отдыхающие должны знать, что Благовещенская – не только море и шашлыки, а станица с богатой историей.

Будем надеяться, что, прочитав эту статью, в администрации Анапы поддержат интересный и, безусловно, выгодный курорту проект.

Здесь гремела война

Наша следующая героиня – Вера Бондаренко – родилась и живет в Благовещенской 97 лет. Аккуратненькая и не по годам бойкая старушка встречает нас шуткой.

– Ай-ли снимать будете, тогды «мерседеса» моего нужно прибрать пока, – кивает на ходунки и присаживается на диван.

В 30-е годы прошлого века станица была богатая. Вера Ивановна рассказывает, как здесь работали масло- и винзаводы, колхоз. Были детский сад, школа и даже свой парфюмерный магазин.

– Мазило, красило, духи, все покупали, – улыбается станичница, – хлопцы на девушек заглядывались.

А потом пришла война. Вере Бондаренко было всего 13.

Станица, а вместе с ней и семья Веры Ивановны, пережила авианалеты и румынскую оккупацию.

– Фашистские «мессера», ох, и бомбили нас, хотели изничтожить нашу станичку, а мы с сестрой под кроватью прятались и считали, сколько заходов проклятые сделали. А потом румыны пришли. Заставляли нас траншеи рыть прямехонько у Старого русла.

Вера Ивановна вспоминает, что союзники Гитлера зверствовали наравне с фашистами. Но были и другие, очень редкие, случаи. Часть женщин и детей из станицы в те годы угоняли в Германию. Перед очередной отправкой за семью Бондаренко вступился румынский офицер, который квартировался в их доме.

– Мамка, прячь детей, говорит. Нас и вывели в окоп на лимане. Мы затаились, всю ночь на земле пролежали. Так и миновала беда. Выручил родной лиман.

Как вчера, помнит Вера Бондаренко освобождение Благовещенской.

– Десанты советские с 3 сторон заходили, тихо так. Только над лиманами со стороны русла разносился женский голос, протяжно так: «Сю-да, сюда…» Через час в нашу дверь раздался стук. Я испугалась, открываю, на пороге парень чернявый стоит. Думала, румыны вернулись опять. А оказался – наш боец, грузин. Мы победили! Я как стояла, так и сползла по косяку дверному, ноги подкосились. А потом, конечно, радость была. Солдаты угощали чаем, делились с нами, детьми своим сухпайком.

Морячка Женя

Сегодня людям впору отдавать лиманам и морю долги – беречь камбалу-калкана и пеленгаса, а заодно охранять водные рубежи. Это дело пограничников. Команда сторожевого корабля «Рубин» ежедневно патрулирует акваторию. Его палуба стала финальной точкой нашей эстафеты. Вместе с пограничниками в открытом море мы подняли километр браконьерских сетей и выпустили на волю больше дюжины камбал и скатов.

На обратном пути к берегу командир Сергей Шкумаев охотно рассказал о пограничных морских традициях. Оказалось, что названия драгоценных камней носили сторожевые корабли Северного флота в годы Великой Отечественной войны. Один из них «Рубин». Это имя в 2010 году перешло по наследству нынешнему кораблю.

– Другие традиции у нас, как и у всех моряков. Например, родился у кого-нибудь из экипажа сын – новоиспеченному папе отдают весь дневной запас масла. Его щедро мажут на целый батон или буханку хлеба. И будь добр это съесть за здоровье своего чада. Ну а если родилась дочь – купаться за борт, в любое время года.

– А как в моряки посвящают?

– Сейчас сами и проверите, вы же на пограничном корабле первый раз, так что процедуру абсолютно законно пройдете! – загорелся командир. И тут же отдал приказ.

– Экипажу строиться на палубе для посвящения в моряки!

На корабле засуетились. Пытаюсь расспросить пробегающих мимо пограничников, что за церемония посвящения такая. В ответ только хитрые улыбки. Не иначе где-то подвох.

Через полчаса стою на палубе в окружении команды. Сергей Шкумаев собственноручно подносит целый плафон (часть светильника, которая крепится на стену, на корабле плафоны устанавливают для освещения кают. – Авт.) забортной морской воды. Вот оно испытание – выпить до капли! Не меньше полулитра. Осторожно пробую воду губами, от соли сразу защипало в носу и на глаза навернулись слезы. Может, отказаться? И опозориться перед десятком моряков. Ну, нет! Корреспонденты «Кубанских новостей» не сдаются! И, выдохнув, залпом выпиваю весь плафон.

В награду удивленные лица, дружные аплодисменты и документ за печатью командира – теперь я официально посвящена в морячки.

P. S.

Мы не могли уехать, не показав найденные на косе Голенькой глиняные фрагменты специалистам анапского археологического музея «Горгиппия». Андрей Новичихин, заместитель директора по научной работе, подтвердил – это греческая керамика, IIIIV века нашей эры. Вот так находка для нашего музея «Кубанских новостей»! А еще Андрей Новичихин рассказал малоизвестную теорию о русле Кубани.

– У российских и немецких археологов есть интересная версия о том, что в древности русло Кубани могло представлять единый пролив, по которому греки проходили из Черного в Азовское море. В районе Анапы нашли расписной килик (древнегреческий сосуд) конца VII века до нашей эры, и такие же находки идут в районе Таганрога. Это подтверждает, что в древности мореплаватели не пользовались Керченским проливом, а выходили напрямую через Кубанскую дельту из Черного моря в Азовское и обратно.

Это еще раз доказывает, что русло Старой Кубани и черноморские лиманы скрывают немало тайн и древних артефактов, которые обязательно откроются пытливым и любознательным.

Кстати:

- Кизилташский лиман находится в дельте реки Кубань и имеет неправильную круглую форму. Название его переводится как «Красный камень». Этот лиман считается самым крупным на юге России. Его площадь – 137 квадратных километров.

- Река Кубань в течение тысяч лет впадала в Черное море через Кизилташский лиман у станицы Благовещенской. Но в начале XIX века казаки-переселенцы направили воды реки по искусственному руслу в азовские лиманы, чтобы их опреснить. Из-за этого река изменила свое русло. Поэтому сегодня Кубань впадает в Азовское море.

- Станица Благовещенская была основана казаками-переселенцами в 1836 году. Названа в честь праздника Благовещение, на который закладывалась.

Фото Юрия ХОДЗИЦКОГО.