Кубанские Новости
Общество

Мифы Смаглюка

Кубанский мастер раскрывает журналисту «КН» свои секреты.

Вы слышали, Михаил скрипку сделал? А вы видели его картины, написанные землей? А говорят, его ювелирную работу – пасхальные яйца в духе Фаберже – в Лувре выставили!.. Каких только слухов не ходит о Михаиле Смаглюке. Да он просто овеян мифами! Или вот недавняя новость – ювелир «вытворил» виолончель.

Ну, это уже последняя капля, решили мы с фотокором и отправились к художнику в его «логово» – реставрационную мастерскую Краснодарского исторического музея – на личную беседу.

Спускаемся по ступенькам в прохладу подвала. Чего тут только нет! Молоточки, кисточки, ножички, баночки, линеечки и встроенные во всю эту красоту арт-объекты: ножницы-перья, светящаяся голова-лампа, разрезанная на части керамическая чашка на желтом блюдце, то и дело подскакивает вверх какой-то мешочек на пружинках, крутится шарик со словами «Я» и «Ты»…

– Мифы? – улыбнулся мастер. – Да пусть болтают, на каждый роток не навесишь платок. Если я стану их опровергать – значит, буду оправдываться.

Но кое-что выяснить нам все же удалось.

Миф 1. Его признали даже в Лувре

– Дело было так. Меня пригласила известная французская ювелирная фирма, которая тесно сотрудничает с этим парижским музеем, но работать у них я не стал – мне тут же начали диктовать, что делать, как, сколько. А я сегодня хочу скрипку делать, а завтра кольцо, допустим. Мог бы там, конечно, хорошо подзаработать (улыбается), но этими потенциальными деньгами я как бы расплачиваюсь за свою теперешнюю свободу. Вот она, значит, сколько стоит.

Конечно, побывал я тогда и в святая святых – мне устроили экскурсию по мастерским Лувра. Что сказать? Умельцы хорошие есть и у них, и у нас. А вот техническое оснащение у французов, конечно, на высоте. Но ведь и мы с руками – если мне нужен какой-либо инструмент, делаю его сам. К примеру, я смастерил себе станок для гильоширования металла. Он очень пригодился мне, когда я создавал реликварий с капсулой кубанской земли – символ власти Краснодарского края.

Миф 2. Смаглюк – кубанский Фаберже

– Уф, не люблю это сравнение. Я действительно сделал пасхальные яйца из серебра, две миниатюры: войсковой собор святого Александра Невского и памятник императрице Екатерине II – еще в то время, когда у властей города и мыслей не было восстанавливать эти достопримечательности Екатеринодара. На каждое яйцо у меня ушло около двух лет. В этих работах я использовал все техники ювелирного искусства. Я сознательно это делал, чтобы «оттопыриться» – показать, на что я способен. Но это «яйца» Смаглюка! И точка.

А вот прозвище «Фаберже» приклеилось к художнику еще и потому, что Михаил был награжден почетным знаком мемориального фонда Карла Фаберже.

Миф 3. Мастер никому не продает свои работы. Никогда

– Вот я сделал композицию «Утекающее время»: лист растения гинкго из серебра, по которому стекает капля, а в нее встроен часовой механизм, тут же сидит божья коровка. Даже двустишие у меня родилось: «Божья коровка не знает, когда стечет капля». Это же вещь! Продать – значит получить деньги. А на кой они мне? Что я, этих бумажек не видел? А «яйца» или скрипки – это класс! Даже золото мне не нужно. Вы знаете, я ведь принципиально с ним не работаю. Потому что сам металл дорогой. А мне очень важно, чтобы ценили не материал, а мою работу…
Единственное, что продаю, – это свои картины. Вон их сколько накрасил – девать некуда. Вообще, считаю, что в желаниях нужно быть минималистом. Единственное, на что стоит тратить деньги, – на благотворительность. Вот я купил помещение, делаю там сейчас ремонт. Хочу, чтобы в этом зале проходили бесплатные выставки, была художественная студия для детей. Назову ее созвучно своей фамилии – «Арт-глюк».

Миф 4. Михаил – наш Страдивари

Многие спрашивают: «Почему ты вдруг начал делать скрипки?» Отвечаю: для меня все едино – и живопись, и виолончели, и ювелирные работы. Я – как механизм, который кто-то когда-то завел, шестеренки крутятся, я дергаюсь, и получается то, что вы видите. А когда пристают – продай скрипку, говорю, что не могу, так как делаю квартет (смеется).

И для меня нет понятия «современное искусство». Если вещь, изготовленная в Древнем Египте, находит отклик в моем сердце, для меня она современна. И я принципиально отказываюсь быть судьей кому-либо – время всех рассудит.

Миф 5. Его благословил сам Сальвадор Дали

– Ну, глупость это, конечно. Но когда в советское время мне «из-под полы» показали его альбом с арт-объектами, я, конечно, был поражен. Я ведь уже тогда создавал их тоже. Но нас, безусловно, сравнивать нельзя. Дали – звезда.

Но и у Михаила есть арт-объекты и даже ювелирные украшения с подтекстом. К примеру, очки со стразами, с дужками – крючками от уличных туалетов, которые он называет «небо в алмазах». В этом же духе есть и позолоченная серьга в виде пробки от шампанского. Так автор, как он сам говорит, постебался над гламуром. Или «поэтическая» вещь: на шарике попеременно показываются слова «Я» и «Ты»: «Ты не догонишь меня, а я тебя», – объясняет Смаглюк. Или «Железный занавес» – мастер его сделал из старой печной заслонки – одного из символов советской эпохи.

– Вот про деньги мы говорили, есть у меня такое «изобретение»: мешочек с крыльями на пружинке – как пришли деньги, так и ушли. Это аэродинамика, кстати. Названия для арт-объектов беру либо из произведений Ильфа и Петрова, либо придумываю сам: «След, тобой оставленный, жажду утолит мою» – это о пролившейся жидкости из стаканчика. «В тиши глади зеркальной вслед за тобой иду» – о зеркале с рыбками…

– Адреналин получаю от работы, – говорит Смаглюк, – мне ведь в этом году 65 уже, а чувствую себя на 24!

Фото Михаила СТУПИНА.