Говоря об этой операции, принято вспоминать чисто военные детали: где и чьи войска стояли, каков был баланс сил, какие потери понесли стороны, чтить героев. Но крайне редко можно услышать о тех, чья роль в победе не менее значима, чем бойцов на передовой – о чекистах.
Готовиться к борьбе, чекисты, которыми с 20 июля 1941 года по Указу Президиума Верховного Совета СССР об объединении НКВД и НКГБ СССР в единый народный комиссариат внутренних дел, могли считаться сотрудники обеих ведомств, начали еще задолго до оккупации.
Для руководства агентурно-оперативной и диверсионной работой в тылу противника приказом НКВД СССР от 25 августа 1941 года № 001151 оперативные группы НКВД-УНКВД республик, краев, областей по борьбе с парашютными десантами, диверсантами противника в прифронтовой полосе были реорганизованы в 4-е отделы НКВД-УНКВД. В Краснодарском крае этот отдел возглавлял майор госбезопасности Владимир Яковлевич Головлев, его заместителем был майор госбезопасности Николай Андреевич Иванов.
Уже 1 сентября 1941 года 4-й отдел начал формировать разведывательные резидентуры и диверсионные группы. Эта работа длилась вплоть до оккупации до 9 августа 1942 года. Согласно отчету для работы в тылу противника было подготовлено 230 диверсионно-разведывательных резидентур с количеством агентуры в 885 человек.
Дополнительно было приобретено 47 конспиративных квартир, в том числе в Краснодаре - 8, в Новороссийске - 5. Для руководства диверсионно-разведывательной работой выделены оперативные работники, которые прошли специальную подготовку. Все они были закреплены за районами на случай занятия их противником и прошли в этих районах трехмесячную стажировку.
Разведывательные и разведывательно-диверсионные группы состояли, как правило из 3-5 человек, которые либо прежде жили в местах предполагаемой заброски, либо имели на тех территориях хорошие связи. Готовились тщательно: проходили специальную подготовку, изучали методы и правила ведения разведывательной работы в тылу противника, осваивали минное дело, зубрили легенды и так далее.
Начальник управления НКВД майор госбезопасности К.Г. Тимашенков подписал приказ о составлении оперативных планов работы «по заброске агентуры в тыл противника для разведки сил врага в районах края, оккупированных немецкими войсками, а также с целью проведения диверсионной работы в тылу противника и организации террора над предателями и изменниками Родины из числа бывших советских граждан». Сразу же были созданы пять оперативно-чекистских групп в количестве 25 человек, которые должны дислоцироваться в следующих населенных пунктах Сочинского, Шапсугского и Адлеровского районов:
Далее, и вплоть до освобождения Кубани, чекисты усиливали свою работу, поставляя бесценные сведения о противнике. Так, в начале февраля 1942 года группа агентов, вернувшись с территории противника на участке Таганрог-Мариуполь дала исчерпывающий отчет о состоянии обороны фашистов.
За время пребывания в тылу врага разведчики изучили 22 населенных пункта и обнаружили: 6 действующих аэродромов (в донесении содержалось не только количество, но и марки самолетов), 11штабов воинских частей, 15 складов с боеприпасами, 40 артиллерийских батарей. Были установлены численность гарнизонов в населенных пунктах, система связи между ними, местонахождение постов береговой и штабной охраны, прожекторных и пулеметных установок, казарм солдат и офицеров, автопарков и так далее.
Эти разведанные уже тогда позволили командованию нашей 56-й армии провести несколько совместных с кораблями Азовской флотилии операций с высадкой десантов на вражеские плацдармы.
Таким же образом стало известно, что противник готовит десант на Азовское побережье Кубани, наши разведчики узнали, что фашисты проверяют, смогут ли танки передвигаться по льду залива, а у населения изымают коньки и белую материю для маскировки.
Уже 4 октября 1942 года начальник Управления издает директиву, в которой, подводит итоги: «Можно сделать вывод, что отдельные группы (Краснополянская, начальник - Бабайцев, Солохаульская - начальник Занин, «Кубанцы», возглавляемая «Батько»), правильно поняв поставленные перед ними задачи, добились известных результатов в разведывательной работе на территории противника. Разведывательные данные, полученные от перечисленных групп, представляют определенный интерес и заслуживают внимания военного командования».
О том, что эти люди служили не ради наград и славы свидетельствует следующий приказ о поощрении: «На протяжении августа, сентября и первой половины октября месяца 1942 года, ряд оперативных групп УНКВД, находясь непосредственно у линии фронта, провели большую работу по разведке в тылу противника, переброске агентуры в тыл, а также по проведению диверсионных актов на коммуникациях врага….
За достигнутые результаты начальникам Салохаульской, Хадыженской, Краснодарской, Шапсугской и Краснополянской оперативных групп объявлена благодарность, произведено премирование каждого из них часами и 500 рублями». Также денежными премиями в размере 300 рублей были поощрены 15 оперативных работников.
Работа оперативных групп за период с 1 октября 1942 года по февраль 1943 года характеризовалась следующими показателями: установлена связь с 14 резидентурами и несколькими десятками агентов-одиночек, оставшимися в тылу у немцев, связь с которыми временно была утеряна. Одновременно в тыл врага было переправлено 545 агентов и несколько десятков армейских разведывательных групп, насчитывающих в своих рядах не одну сотню военных разведчиков.
Оперативно-чекистскими группами через агентуру и другие каналы было выявлено 24 действующих аэродрома противника, 71 штаб воинских частей и соединений, 38 складов с боеприпасами, 25 складов с военным имуществом и продовольствием, 17 автобаз и автопарков, 6 авторемонтных мастерских, 6 минированных полей, 5 стационарных и передвижных радиостанций, 109 пунктов сосредоточения крупных сил противника. Было разоблачено 30 немецких агентов в процессе фильтрации лиц, задерживаемых при пересечении линии фронта.
После освобождения в 1943 году районов Кубани от немецких оккупантов сотрудники оперативно - чекистских групп 4-го отдела УНКВД Краснодарского края вернулись к исполнению своих служебных обязанностей.
За период с 1943 по 1945 год органами государственной безопасности Кубани было арестовано свыше 12 тыс. агентов немецких разведывательных и контрразведывательных органов, старост, полицейских, предателей Родины и их пособников. Из них 11 072 были привлечены к уголовной ответственности судебными органами.
По материалам архива краевого управлений ФСБ России по Краснодарскому краю