Кубанские Новости
Туризм
Иван Карасев

Как будет развиваться активный туризм в Краснодарском крае

Об этом шла речь на деловой площадке фестиваля активного отдыха «Лагонаки 2018», где побывал наш корреспондент.

Над гнездом сапсанов

Мероприятие проводится уже четвертый год подряд министерством курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края. Но впервые в этом году, помимо обширной развлекательной программы, прошел развернутый форум по вопросам развития активных видов туризма.

Живописнее места встречи специалистов туротрасли, экспертов и предпринимателей, наверное, не найти. Плато Лагонаки в Апшеронском районе, к юго-западу от станицы Даховская, это выше Азишской пещеры. Здесь на базе турбазы «Лаго-Наки», на высоте более 1750 метров над уровнем моря, и прошел в минувшие выходные форум. Интересно, что по соседству с этим местом немало удивительных достопримечательностей – легендарные горы Большой Тхач и Фишт, водопады Руфабго, Скифское святилище, перевал Чертовы ворота и знаменитый памятник природы Каменное море.

У всех участников фестиваля, а в этом году событие собрало рекордные для него 5000 гостей, при желании была возможность ознакомиться со многими из этих топовых объектов показа. А вечером гостей ждала концертная программа с участием краевых и российских исполнителей, творческих коллективов, работающих в различных музыкальных жанрах. Первый фестивальный день завершился горной вечеринкой Open air на высоте. Хедлайнером «Лагонаки 2018» стала популярная российская рок-группа «Мураками».

В рамках досуговой программы в течение двух дней работали зоны активного отдыха, интерактивные тематические и концертные площадки. У всех была уникальная возможность принять участие в мастер-классах по пешеходному и горному туризму, турнире по фрисби, попробовать свои силы на скалодроме и батутах, испытать себя в приключенческой игре геокешинг. А известные блогеры и путешественники провели для участников фестиваля познавательные семинары и открытые уроки по искусству тревэл-фотографии.

А если кто проголодался, что, признаться, не мудрено на свежем воздухе и при таком активном досуге, мог заглянуть в фудкорт-зону. Там под открытым небом прошли дегустации блюд кубанской, кавказской и европейской кухонь, приготовленных прямо на огне. И не уезжать же с пустыми руками? А для этого нужно что? Правильно – побывать на выставке-ярмарке. Пройтись по рядкам с торговыми палатками и найти сувенир по душе – настоящий шаманский варган, коврик из душистых трав, бочонок ароматного меда из альпийских высокогорий и головку овечьего сыра с закопченной корочкой. Кроме того, можно было побывать в роли кузнеца, ударить молотом по раскаленному докрасна металлу, или – гончара, изготовив кувшин и другую глиняную посуду.

Даешь ЭНОЖ!

– Вот все привыкли к такой аббревиатуре, как ЗОЖ (здоровый образ жизни), но сейчас все более популярным становится еще один термин – ЭНОЖ (эмоционально насыщенный образ жизни).

С этой фразы, которую произнес профессиональный путешественник Александр Елисеев, и началась деловая программа фестиваля «Лагонаки 2018».

Впервые в рамках этого мероприятия, проводимого с 2015 года, состоялся форум по вопросам развития активных видов туризма в Краснодарском крае и России – в целом. Участниками стали представители властей Краснодарского края и Республики Адыгея, муниципальных образований Кубани, турбизнеса, институтов поддержки предпринимателей, общественных организаций, федеральных и региональных СМИ, российские трэвэл-блогеры, ученые и путешественники.

Началось все с пленарного заседания «Развитие активных видов туризма на территории Краснодарского края», которое прошло в двух секциях – «Механизмы поддержки субъектов туриндустрии» и «Современные методы продвижения активных видов туризма».

Христофор.jpg
Христофор Константиниди
– Индустрия активного отдыха – это один из стратегических приоритетов в развитии туризма на территории Кубани, – обратился к собравшимся министр курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края Христофор Константиниди. – Это отражено в Концепции развития санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края до 2030 года, утвержденной руководителем региона Вениамином Ивановичем Кондратьевым. Кубань – один из регионов-лидеров активного (в том числе горнолыжного) туризма в России, предлагающий широкий спектр услуг, комплексно и эффективно использующий уникальный рекреационный потенциал региона.

По словам министра, нерешенных вопросов немало. Например, несовершенство законодательства в сфере организации прохождения туристами таможенного и пограничного контроля, отсутствие единых регулирующих документов по целому ряду видов активного отдыха –джипинг, рафтинг, дайвинг… Много задач, которые предстоит региону решать самостоятельно. Так, Кубани предстоит разработать комплексный туристский продукт, включающий сочетание активных видов туризма и дополнительных услуг для каждого из сезонов.

В прошлом году для продвижения турпотенциала горно-предгорных территорий Краснодарского края, активных видов туризма, а также организации доступного, качественного отдыха на Кубани министерством курортов края создана и реализуется маркетинговая программа «Отдых с видом на горы».

Кроме того, по инициативе минкурортов региона запущен специальный кредитный продукт «Отельер». Новый вид займа, предоставляемый Фондом микрофинансирования края, призван увеличить доступ к финансовым ресурсам предпринимателям, работающим в туристской индустрии.

Этот кредитный продукт содержит одни из наиболее выгодных условий среди предоставляемых организацией финансовых программ и учитывает специфику деятельности малых и средних предприятий санаторно-курортного и туристского комплекса. Микрозайм с процентной ставкой шесть процентов годовых и суммой до трех миллионов рублей предоставляется сроком от трех месяцев до трех лет.

– Сегодня в крае построено и открыто немало отелей разной звездности, но отдыхающие стали привередливы, – подчеркнул Христофор Константиниди. – Сегодня турист хочет получить новые впечатления, новые эмоции. И в этом особую роль играет организация активного отдыха.

Античными тропами

В своем выступлении начальник отдела развития активных видов туризма минкурортов края Георгий Груша напомнил, что в прошлом году сразу две награды престижного журнала National Geographic завоевали курорты Кубани – в номинациях «Российский оздоровительный отдых» и «Российский горнолыжный отдых».

По мнению экспертов, вручение этой премии еще раз подтверждает, что курорты Кубани вышли на качественно иной уровень. Они стали конкурентоспособны, привлекательны для туристов из разных регионов страны и зарубежья.

В этом году в крае появился новый туристический маршрут – «Античная тропа», который станет частью глобального межрегионального проекта «Золотое кольцо Боспорского царства». Проект реализуют южные регионы России – Краснодарский край, Республика Крым, город Севастополь и Ростовская область.

В настоящее время в проект уже включено около 30 объектов туристского показа четырех регионов юга страны. Профильные ведомства этих территорий проводят сбор информации о древних исторических памятниках, музеях, достопримечательностях, связанных с античностью, а также других объектах туристического показа, средствах размещения, транспортных маршрутах, которые также можно включить в проект. Предполагается, что маршрут «Золотое кольцо Боспорского царства» можно будет пройти как морским, так и сухопутным путем.

– Маршруты «Через горы – к Черному морю» впервые появились еще в советское время и хорошо себя зарекомендовали, – добавил к сказанному председатель комитета Адыгеи по туризму и курортам Инвер Калашаов. – Сегодня опять становится модно быть здоровым, спортивным, активным. Наша республика должна совместно с Краснодарским краем кооперироваться и бороться за туриста на глобальном рынке услуг. Нужно больше пропагандировать среди отдыхающих такую идею – помимо пляжного отдыха, есть не менее интересные и увлекательные путешествия по горным тропам и рекам. Рост интереса к активным видам отдыха – мировой тренд. За последние 20 лет число желающих побывать на горнолыжных курортах выросло в 10 раз.

О развитии инфраструктурных объектов, новых точках роста, сложностях, связанных с поиском инвесторов, о подготовке рабочих кадров, занимающихся активными видами туризма и экскурсионной деятельностью, рассказали представители муниципальных властей предгорных территорий Кубани.

По мнению главы Апшеронского района Романа Германа, нужно сделать так, чтобы туристы тратили больше денег на Кубани. А для этого власти на местах будут предлагать больше интересных и качественных услуг отдыхающим. Работа в этом направлении уже идет и есть положительная динамика.

За «мурашками»

За экстримом далеко ходить не надо, полагают эксперты. Чудеса – рядом, только к ним нужно внимательно приглядеться и хорошенько, как говорится, пропиарить. А с маркетинговой наукой сейчас туго не только в южных курортных регионах, где удивительных мест хоть отбавляй.

Об одном таком феномене рассказала замглавы Лабинского района Галина Цымбал:

– В нашем районе есть озеро Круглое, памятник ЮНЕСКО. По легенде у этого водоема нет дна. Когда плывешь по зеленоватой глади и знаешь, что рассказывают об этом месте старожилы, дух захватывает, а по спине бегут мурашки.

На этот рассказ тут же отреагировали присутствующие: «О, путешествие за мурашками – это что-то новенькое!»

Есть что показать и Северскому району. Там много уникальных природных и исторических памятников – место стоянки первобытного человека и Дарьин водопад, горы Митридат и Собер-Оашх, Запарожские источники и Красные скалы… И каждая достопримечательность овеяна легендой.

Безусловно, главной достопримечательностью горных и предгорных районов Кубани являются его уникальный ландшафт и удобные места для отдыха. Благодаря этому такие территории привлекательны для капиталовложений в развитие курортно-туристского бизнеса.

У всех районов Кубани и Адыгеи есть возможность предоставлять широкий спектр туристских услуг. Это и лечебно-оздоровительные процедуры, и экстремальные виды активного отдыха – скалолазание, дельтапланеризм, кайтсерфинг, дайвинг, парапланеризм, спелеотуризм.

– Для современного туриста сегодня важны не только красивые виды, но, в первую очередь, инфраструктура и индустрия развлечений. Поэтому необходимо создавать новые турпродукты, новые бренды, – резюмировал Христофор Константиниди.

На фестивале «Лагонаки 2018», который продлился два дня, специалисты обсудили немало перспективных тем. Это лучшие практики, меры по увеличению турпотока в низкий сезон, создание новых экскурсионных маршрутов... Специалисты рассказали о краевых маркетинговых программах, мерах инвестподдержки предпринимателей и о новом для края турпродукте – глэмпинге. Это, грубо говоря, «гламурный кэмпинг», отдых на дикой природе со всеми удобствами… Но об этом мы расскажем уже в следующий раз.