Белые корпуса-коробки в лучших традициях советского санкура соседствуют с уникальным особняком царской России. Время пощадило архитектурный облик двухэтажного здания. Удивительным образом сохранились смотровая башня, лестничные балюстрады, фрагменты лепнины и резная дубовая терраса. Над главным входом можно разглядеть выбитый на кирпичной кладке год постройки – «1899».
К сожалению, до сих пор неизвестен архитектор, построивший этот особняк на берегу Черного моря. Зато доподлинно удалось установить имя того, кому он принадлежал. Это дворянин, выдающийся русский инженер и ученый-механик Николай Петров. Именно благодаря его открытию – теории гидродинамической смазки – железные дороги сегодня являются самым безопасным в мире транспортным способом передвижения.
– Николай Петров единственный, кто на практике смог доказать теорию, основанную на законе вязкого трения Исаака Ньютона. Фактически благодаря его открытию был создан идеальный тормоз для железнодорожных составов, сводящий к минимуму вероятность крушений. Кроме того, Николай Павлович был тем, кто ввел институтский курс сопротивления поезда, положивший начало развитию российской железнодорожной науки, – рассказала об ученом экскурсовод из Туапсинского района Ирина Шарипова.
Талантливый ученый возглавлял Инженерный совет Министерства путей сообщения. При его управлении протяженность российских железных дорог увеличилась вдвое. Николай Петров принимал непосредственное участие в строительстве Уссурийской и Транссибирской железнодорожных магистралей. Но есть в биографии Николая Павловича факт, оказавший прямое влияние на развитие кубанской железной дороги. Благодаря его настойчивости и профессионализму была построен путь от Армавира до порта Туапсе.
– Сам император Николай II одобрил это начинание, хотя в то время рентабельность железной дороги Армавир – Туапсе вызывала сомнения в министерских кругах. По этому поводу велись жаркие дискуссии. Многие считали, что дорогостоящий проект попросту не окупит себя, – отметила Ирина Шарипова.
Но, вопреки всем кривотолкам, железная дорога была построена в рекордные по тем временам сроки – всего за шесть лет. Для этого Николай Петров спроектировал целую систему тоннелей, виадуков и мостов, в том числе уникальный петлевой тоннель, позволяющий тяжелым составам плавно преодолевать сложные участки подъема. Это инженерное сооружение до сих пор является единственным в своем роде в нашей стране.
Николай Петров был не только выдающимся ученым, но и общественным деятелем. Кроме того, он живо интересовался искусством и поддерживал молодые таланты, среди которых был Илья Репин. Позже, в благодарность, уже ставший знаменитым мастер изобразил Николая Павловича на своей картине «Торжественное заседание Государственного совета».
Инженер-механик общался со многими известными людьми своего времени. Некоторые были постоянными гостями в его дачном особняке в Шепси. К примеру, здесь не раз останавливался выдающийся ученый Дмитрий Менделеев с супругой Анной Михайловной. Кстати, жена химика была талантливым пейзажистом. Несколько картин она написала именно в Шепси.
Особую притягательность особняка Петрова и местности вокруг него оценил и врач-терапевт, один из основоположников бальнеологии и курортологии в России Федор Пастернацкий. В своей книге «Климатолечебные пункты на Черноморском побережье» он написал:
– Посетили усадьбу Николая Петрова, расположенную на береговой возвышенности с прекрасным видом на море. Повсюду видна правильная террасовка местности, а на террасах, живописно спускающихся к морю, ущелью, расположены сад и парк. Небольшая дача, состоящая из нескольких комнат, соединяет в себе условия для удобной перезимовки в ней. Людям, которые ищут для себя тихий уголок с чудным видом на море, которые не боятся одиночества, нельзя рекомендовать лучшего «убежища».
Кстати, кипарисовая аллея, ведущая от особняка к морю, сохранилась до сих пор. По ней любят прогуливаться гости пансионата.
Какой старинный особняк без загадочных историй? Есть они и у дачи Николая Петрова. Здание несколько раз чудом избежало печальной участи. Сам Николай Павлович приобрел его недостроенным у министра финансов России Ивана Вышнеградского и доделал по собственному проекту. Уже в советские годы, когда вокруг особняка выросли корпуса пансионата, возник проект по сносу дачи. Но здание вновь уцелело.
Архитектор, который приехал в Шепси, чтобы оценить масштабы переделки, понял всю историческую и архитектурную ценность особняка и добился пересмотра проекта. В третий раз опасность над зданием нависла больше десяти лет назад, когда обнаружилось, что стала протекать крыша здания. К счастью, это вовремя заметили и предприняли меры.
Сотрудники пансионата верят, что сам дух Николая Петрова охраняет это место, которое сегодня является дачей-музеем выдающегося русского инженера. На территории пансионата сегодня проходят групповые экскурсии. Естественно, на память делаются снимки. По словам сотрудников, они не раз замечали, что на фото отображается силуэт человека в мундире. Этот же образ как-то явился и в гостиной особняка.
А еще в Шепси приезжают известные люди. Среди них – член Союза писателей России, профессор, преподаватель нескольких православных школ в Москве отец Артемий Владимиров. Побывав в особняке, он сказал, что здесь присутствует светлый дух его хозяина, который оберегает это место.
В свою очередь в Туапсинском районе делают все, чтобы помочь сохранению особняка Николая Петрова. Благодаря руководству пансионата «Шепси» была отремонтирована крыша и отреставрированы две комнаты на первом этаже здания. Сейчас здесь проходят поэтические вечера и музыкальные гостиные. К реставрации готовят еще одну комнату. В ней будет создана экспозиция, посвященная детям Николая Павловича, которые, кстати, также стали известными людьми.
Старший сын инженера Николай Николаевич вырос талантливым онкологом. Его именем был назван исследовательский институт в Санкт-Петербурге. А младший, Михаил Николаевич, пошел по стопам отца и был железнодорожным инженером.
В этом году готовится к реставрации дубовая веранда. Специалисты обещают полностью сохранить ее уникальную резьбу. А после планируется привести в порядок второй этаж здания. И кто знает, какие еще тайны сможет открыть реставраторам старинный особняк.