Кубанские Новости
Туризм
Светлана Голуб

Кубанские альпинисты готовятся установить флаг Победы на вершине Эвереста

О том, как проходит подготовка к экспедиции, которая должна войти в историю, «КН» рассказал ее руководитель альпинист с 40-летни

Кубанский альпинист Иван Аристов 20 лет назад первым покорил Эверест в новом тысячелетии. В этом году как у руководителя экспедиции у него другие планы: установить на самой высокой вершине мира флаг в честь 75-летия со дня Победы в Великой Отечественной войне. То же самое он планирует проделать на четвертом по высоте 8-тысячнике – Лхоцзе.

Но, в отличие от Эвереста, гора Лхоцзе, а в особенности ее южная стена, гораздо более опасна для альпинистов: здесь многие сильнейшие восходители сдавались и уходили ни с чем, а некоторые оставались там навсегда…

Про задачу

– Все восхождение команда запланировала пройти без помощи шерпов – высотных носильщиков и с минимальным количеством кислородных баллонов.

Главная задача – не только зайти на вершину, но и отдать дань памяти участникам Великой Отечественной войны, показать другим путешественникам, что мы этот день помним и чтим. Ведь на Эвересте работает тысяча людей из разных стран. Помню, в 2000 году мы находились на отметке 6400 метров. Пришли туда 9 Мая. В лагере находились представители Австрии, Германии, Италии, Америки. Мы принесли туда бутылку вина, красной икры и сказали: «Ребята, сегодня великий день – праздник!» И они искренне удивились: «Какой?» Казалось бы, взрослые люди, но никто не знал про День Победы.

Про команду

– К восхождению готовится команда из 12 человек – три четверки, одна из которых будет работать по максимальному плану. Они поднимутся на Эверест, установят там флаг Победы и, если позволит физическое состояние, совершат двойное восхождение: спустятся по стандартному маршруту до отметки 8 тысяч метров и продолжат восхождение на вершину соседнего 8-тысячника – Лхоцзе. Прохождение траверса Эверест – Лхоцзе является весьма редким событием в мире высотного альпинизма. Выполнить его смогли не более ста человек во всем мире.

Окончательный состав, который совершит двойное восхождение, определится на следующем тренировочном сборе. Он состоится через месяц на Эльбрусе. Точно туда войдут Александр Елисеев – за год он совершает порядка 18 восхождений с клиентами на Эльбрус и Николай Кадочников – в 2017 году он одним из первых поднялся на восьмой по высоте 8-тысячник Манаслу без кислорода. Помимо опыта и профессионализма, важно, чтобы человек был управляем. Именно поэтому все наши экспедиции всегда успешны. Например, на Эверест в 2000 году мы зашли всей командой в составе 12 человек, и это стало рекордом Книги Гиннесса. Из Пекина, за пять тысяч верст, даже приезжали корреспонденты, чтобы взять у нас интервью.

У нас все-таки многое еще осталось от советского образа формирования команд, поведения. Мы составляем общий план действий и все ему подчиняемся. Один из основных законов – желание сделать как можно больше для всей команды. Люди не должны ждать, когда им сверху что-то скажут, они сами проявляют инициативу.

Про подготовку

– К восхождению на Эверест и Лхоцзе команда готовится на Эльбрусе. Погода зимой там полностью имитирует условия восхождения где-то после семи тысяч метров в Гималаях. Например, внизу на двух тысячах метров было минус 15. Можете себе представить, что бы было на пяти тысячах? Минус 35–40, не меньше. Когда мы 20 лет назад ходили на Эверест, там на высоте 8300 метров было минус 50. Во время сборов мы тестируем новое снаряжение, экипировку. Тренируемся даже, как одеться. Потому что чуть-чуть надел на себя лишнего – идешь потеешь, оделся полегче – замерзаешь. Важно рукавицы правильные подобрать, маску на лицо. Малейшая щелочка – и можно получить обморожение лица, носа. А изменить уже ничего нельзя – ты уже пошел. Порой в процессе восхождения невозможно на ветру даже достать другую маску из рюкзака, снять рукавицы – это большая проблема. Достаточно пять минут побыть с голыми руками – все, обморожение. Надеть «кошки» – тоже мастерство. Будешь долго возиться, пальцы точно отморозишь. Или потом придется идти и махать руками как минимум час, чтобы они отошли.

В команде обязательно идет медик. В штате это отдельная единица. Как правило, это Игорь Романов – заслуженный спасатель России, который работает в Адыгейской спасательной службе МЧС. Он поднимается с альпинистами до второго лагеря – это уже достаточно высоко, порядка шести тысяч метров. Но его задача не залезть на вершину, а следить за состоянием здоровья всех участников.

Про выносливость

– В высоких горах многие факторы несовместимы с жизнью человека. Прежде всего – недостаток кислорода. Его в два-три раза меньше, чем внизу. Организм начинает использовать кислород очень экономно. Для переваривания пищи его требуется много, поэтому есть практически не хочется. Из-за плохого кровообращения мерзнут ноги и руки. Огромный расход воды. Воздух очень сухой, и за день альпинисты теряют как минимум четыре литра. А водный баланс надо постоянно восстанавливать. Если этого не сделать – кровь густеет, что чревато образованием тромбов. Если акклиматизация идет неправильно, есть большая вероятность отека легких, мозга. Плюс бешеный ультрафиолет, разряженная атмосфера. Здесь люди получают радиации на 70 процентов больше, чем внизу.

Я уже не говорю об очень низких и высоких температурах. Бывает, ты идешь внизу по леднику и изнываешь от жары. Ставишь палатку, потому что акклиматизация не позволяет и ты не можешь идти дальше. И в этой палатке невозможно сидеть, она просто «жарится»! Но, как только солнце садится, температура резко падает. От +30 до -30. И все это происходит в течение часа. Надо постоянно топить воду и восполнять запас. А вода практически дистиллированная, так как мы ее топим из снега. Поэтому выживание в таких условиях – большое испытание для всего организма, и он должен быть к этому готов.

Про адаптацию

– В общей сложности экспедиция продлится 50 дней – с 10 апреля по 30 мая, это самый благоприятный период для восхождения. Как минимум 16 дней понадобится, чтобы добраться туда и обратно, 30–34 дня – на всю работу с учетом резервных дней на непогоду.

Бывает так: у тебя все готово, ты акклиматизирован, а в запасе всего неделя времени – потом тебе улетать. И вдруг в последние 5–6 дней не везет с погодными условиями. И в итоге ты уезжаешь ни с чем.

Многое зависит и от того, насколько каждый из команды готов идти дальше. Ведь в горах все относительно: для кого-то это ужасная погода, а для кого-то можно идти. Кому-то требуется для акклиматизации 20 дней, а для кого-то и 15 достаточно. Поэтому, чем выше степень подготовки каждого участника, его профессионализм, умение правильно оценить свои возможности, тем успешнее экспедиция. И самое главное – адекватность.

Надо понимать приоритеты, потому что жизнь человека – это самое главное. Конечно, гораздо проще ездить самостоятельно, для своего удовольствия, как это делают 98 процентов альпинистов. Мы же постараемся максимально использовать свои возможности. Это недешевое мероприятие, надо отвечать за свои обещания и слова. Экспедиция осуществляется за счет средств краевого бюджета.

В этом плане наш губернатор Вениамин Кондратьев реализовывает уникальную программу. Даже бывшие советские республики не могут представить свои национальные команды в таких экспедициях. Альпинистов России финансируют всего один-два человека. А у нас – всю команду! Плюс в крае четыре года работает школа альпинизма в Гуамке: люди, которые хотят заниматься альпинизмом, но не знают как, приходят к нам. Мы бесплатно их обучаем основам безопасного поведения в горах. Ждем всех желающих в возрасте от 18 лет.