Кубанские Новости
Туризм
Михаил Рыбак

«И вас вылечат»: зачем Александр Клячин инвестирует в санаторно-курортный отдых

«И вас вылечат»: зачем Александр Клячин инвестирует в санаторно-курортный отдых
Карантин и ограничения на путешествия за рубеж вскрыли многие больные места российской туристической отрасли.

Об этом рассказали Александр Клячин, Елена Лысенкова и другие эксперты туристической отрасли.

Несмотря на пандемию и потери турбизнеса, которые на пике достигли 50 процентов, в российских санаториях и пансионатах в минувшем году отдохнуло более 4 миллионов человек, заплатив в среднем за сутки 2,22 тысячи рублей.

Хотя доходы в 2020 году в отрасли сократились на 31 процент, а загрузка оказалась минимальной за последние пять лет – всего лишь 29,5процента – эксперты сходятся во мнении, что избежать катастрофы все же удалось за счета роста спроса на внутренний туризм и мер господдержки, об этом говорили на ежегодном форуме «Инвестиции в развитие здоровой страны. Лучшие корпоративные практики-2021», который прошел в Москве. По итогам 2021 года, подсчитали в Ассоциации оздоровительного туризма и корпоративного здоровья, рынок все же пойдет в рост и достигнет 85 – 90 процентов от уровня доковидного 2019-го. Но для этого потребуются инвестиции.

В Ростуризме и АОТ считают, что для дальнейшего развития отрасли нужно сделать ставку на так называемый check-up. Председатель Комитета по туризму «Деловой России», инвестор Александр Клячин, уверен, что развитие санаторно-курортного отдыха потребует значительной перестройки и самих санаториев, и пересмотра предлагаемых ими услуг.

Александр Клячин
Александр Клячин

По данным медицинского директора АОТ Михаила Данилова, в России чуть больше 20 процентов частных и государственных санаториев с качественной инфраструктурой и номерным фондом и хорошим уровнем сервиса. «Мы это видим по санаториям, вошедшим в отраслевой рейтинг ТОП-100 российских здравниц», – говорит Данилов. – У остальных же пока сохраняются проблемы в виде морального или физического износа инфраструктуры».

Татьяна Мамонтова, управляющий партнер здравницы «Лагонаки», считает, что, для того чтобы туристы поехали в санатории, прежде всего необходимо улучшать не только качество обслуживания, но и профессионализм процедур, повышать уровень подготовки врачей, поваров, горничных. А инфраструктура и номерной фонд должны соответствовать, как минимум, турецко-египетским стандартам 3 – 4 звезды. Серьезная модернизация необходима, убежден и Александр Клячин, основатель международной сети отелей Azimut Hotels.

Кроме этого, в санаториях нужно увеличивать количество диагностов, внедрять новые методы лечения, активнее развивать «пакетные предложения», такие как детокс, антистресс и чек-ап, развивает мысль Клячина замглавы Ростуризма Елена Лысенкова. Чек-ап важно и нужно развивать, согласна Мамонтова, поскольку это может быть интересно не только россиянам, но и жителям стран СНГ и бывших союзных республик. «Если чек-ап будет неотъемлемой частью реабилитационного или профилактического лечения, то это станет значимым и привлекательным элементом поездки», – говорит эксперт.

В идеале чек-ап должен стать такой же обыденной процедурой, как и прохождение обязательного техосмотра для автомобиля, считает Елена Лысенкова. Чек-апы в московских медицинских центрах, в зависимости от возраста пациента, стоят 35 – 70 тысяч рублей, есть чек-апы уже и в некоторых санаториях, но пока это все же не очень распространенная услуга, хоть цены на нее в несколько раз ниже, чем в тех же медклиниках.

По статистике, средний возраст отдыхающего в санатории россиянина – 52 года, до 40 процентов приезжают туда в одиночку. Большая часть туристов, покупающих путевки в санаторий на побережье Черного моря, фактически использует санаторий как гостиницу или отель и вообще не планирует лечение.

По экспертным оценкам, в среднем на отдых в санатории сейчас приходится 11 дней, максимум 14 – и это критически мало, считают врачи. В советское время санаторно-курортная смена длилась 21 – 24 дня, что среднему россиянину просто не по карману. Такая длительность путевки была 100-процентно правильной с точки зрения физиологии человека, говорит Мамонтова, но стандартизация программ без индивидуального подхода при массовом санаторном лечении малоэффективна, если говорить именно о лечении, профилактике и реабилитации даже хронической усталости. «Санаторное лечение должно соответствовать запросам времени и отвечать потребностям стрессовых и травматичных ситуаций нашей жизни, – поясняет Мамонтова. – С этим могут справиться новые направления психологии в синтезе с инновационными технологическими и ручными методами реабилитации и профилактики».

По статистике, средний возраст отдыхающего в санатории россиянина – 52 года, до 40 процентов приезжают туда в одиночку. Большая часть туристов, покупающих путевки в санаторий на побережье Черного моря, фактически использует санаторий как гостиницу или отель и вообще не планирует лечение (в Сочи в сезон, по данным туроператоров, таких до 65 процентов). Но эта тенденция будет меняться, считают эксперты, поскольку в России развивается тренд на здоровый образ жизни. Специалисты предсказывают и серьезное «омоложение» отдыхающих из-за продолжающихся пандемийных ограничений, а значит, рынок будет расти за счет молодых путешественников, предполагает Александр Клячин. В ноябре 2020 года компания Клячина купила сеть отелей «РЖД-Здоровье» – это 19 санаториев общей площадью 100 га в разных регионах страны.

В прошлом году Ростуризм запустил программу возврата части средств при покупке туров по России, выделив на нее 15 млрд рублей, из которых 8,5 млрд перешли на 2021 год. Не исключено, что программа будет продлена в 2022-м – с такой просьбой к правительству месяц назад обратились представители Российского союза туриндустрии. Кроме того, в этом году в России появилась спецпрограмма по развитию системы медицинской реабилитации, всего на нее в ближайшие 5 лет заложено около 60 млрд рублей. Также в расходах на ОМС учтена и постковидная реабилитация (30 млрд на 2021 год), в которой санатории могли бы гораздо активнее участвовать, если бы не законодательные ограничения ряда регионов. «Сейчас для всех очевидно, что пациент в санатории все-таки не больничный пациент в остром периоде, а отдыхающий в период собственного отпуска. Для него важно, чем занято его время вне процесса лечения, но при этом очень важно сохранить именно оздоровительное качество такого отдыха», – говорит Михаил Данилов из АОТ.

Потенциал санаторно-курортного рынка просто колоссальный, ведь пандемия заставила очень многих людей по всему миру изменить свое отношение к здоровью. Пока же в профилактических целях такой вид отдыха выбирает очень небольшой процент россиян.