– Одна из основных проблем Анапы как курорта – в четко выраженной сезонности. Приехали летом туристы, покупались в море, позагорали – и все. Как вам удается расширить рамки туристического сезона?
– В последние годы в Анапе все более популярен отдых в межсезонье. Прежде всего он ассоциируется с выгодными предложениями на проживание и лечение в здравницах курорта. Здесь можно полноценно отдохнуть в комфортных условиях, поправить здоровье и набраться впечатлений на целый год.
В этом году мы продолжаем реализацию полюбившихся туристами проектов «Зимуй в Анапе». На пляжных территориях обустроили зоны отдыха – беседки и лавочки, деревянные настилы. В любое время года и в любую погоду здесь можно прогуливаться и комфортно проводить время у моря. Лаунж-зона на Центральном пляже – одна из главных точек притяжения. Здесь проходят развлекательные мероприятия, работают фотозоны, декоративная подсветка.
В этот непростой год значительной мерой поддержки отдыхающих стала программа «Кешбэк» Ростуризма, благодаря которой отдыхать в России стало еще выгоднее. В программе «Кешбэк» приняло участие более 350 объектов размещения Анапы, здесь отдохнули порядка 600 тысяч человек. По программе детского кешбэка отдохнули около 30 тысяч детей со всей России в 19 детских здравницах.
► С начала года Анапу посетили свыше 3 млн туристов, турпоток вырос в 1,6 раза к аналогичному периоду 2020 года.
► В курортный сезон функционировало порядка 1500 объектов размещения, это 160 тыс. мест.
► В 2021 году емкость курорта увеличилась на 2300 мест за счет шести новых отелей четырех и пяти звезд.
► 23 пляжа Анапы прошли классификацию: 16 пляжей 1-й категории «Синий флаг», три пляжа 2-й категории «Зеленый флаг», четыре пляжа 3-й категории «Желтый флаг». Пять пляжей курорта готовят документы на международную классификацию «Голубой флаг» в 2022 году.
► На базе анапских санаториев оздоровилось свыше 200 тыс. человек.
► В детских здравницах поправили здоровье около 60 тыс. детей со всей России.
Нашим гостям должно быть интересно в Анапе круглый год. Для этого мы проводим большое количество мероприятий. Например, фестиваль «А.Морефест» с винным марафоном, эногастрономической ярмаркой, мастер-классами, выступлениями российских и мировых артистов, кинопробами и кинопоказами. А наш фестиваль воздушных шаров стал одним из самых зрелищных событий в масштабах России. Мы умышленно организовали его весной, чтобы раздвинуть рамки сезона и дать старт летнему отдыху на месяц раньше обычного – и у нас это получилось, такого открытия курортного сезона в Анапе никогда раньше не было.
Также мы активно работаем над новогодним комплексом мероприятий. К сожалению, сложная эпидобстановка пока не позволяет проводить массовые фестивали и другие культурные мероприятия. Но мы надеемся, что в ближайшее время ситуация изменится в лучшую сторону, и сейчас готовимся делать то, что хорошо умеем: радовать и удивлять наших гостей.
В настоящее время ведем работу по созданию новых общественных пространств и точек притяжения. А еще готовим торжество, посвященное дате, которую раньше никогда не отмечали, – 15 декабря исполнится 175 лет со дня подписания императором Николаем I Указа о присвоении Анапе статуса города-порта. По сути, это и есть день основания Анапы. Празднование этой даты запустит череду новогодних и рождественских мероприятий.
Кроме того, мы подготовили свежее яркое новогоднее оформление, которое обязательно запомнится и жителям, и гостям Анапы. В этом сезоне город украшен по-особенному и в едином стиле. Так что обязательно приезжайте и посмотрите!
– Какие оздоровительные программы предлагают в межсезонье в городе-курорте?
– Анапа традиционно славится большими возможностями санаторно-курортного лечения. У нас – первоклассные врачи, которые успешно лечат любые заболевания. Нашими специалистами разработано и внедрено в практику более 400 медицинских методик. Среди них есть те, которые не имеют аналогов не только в России, но и в мире. В Анапе лечат болезни опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистые, кожные, легочные заболевания. И что актуально: ряд санаториев реализуют программы реабилитации после коронавируса. Это – важное и своевременное предложение, учитывая, что значительная часть жителей России переболевают COVID-19 в тяжелой форме, и им такая реабилитация остро необходима.
Осенью и зимой наши здравницы традиционно организуют разнообразные акции. Многие санатории существенно снижают стоимость путевок, в том числе, что касается лечения. Также пользуются спросом туры выходного дня, специальные предложения для семей с детьми. Сейчас наши средства размещения запустили новогодние и рождественские туры, на которые уже можно забронировать путевки.
Условия размещения и проживания курорта радуют отдыхающих: обновленные номера, разнообразная программа лечения, шведский стол и богатое меню – подняли российские санатории на новый уровень.
– Летом в Анапу едут, в первую очередь, ради моря. А что бы вы порекомендовали посмотреть зимой?
– Ну, во-первых, то же море. Оно прекрасно в любую погоду и в любой точке нашего побережья. Зимние прогулки по берегу – это особое настроение, умиротворение, если хотите.
Главное достояние Анапы – ее песчаные и галечные пляжи. В этом году впервые они встретили туриста обновленными. Все пляжи выполнены в едином архитектурном облике и бело-голубых тонах. Современное пляжное оборудование, детские площадки, новые фотозоны радуют отдыхающих.
Кстати, в этом году на наших пляжах введены беспрецедентные меры безопасности. На Центральном пляже курорта установили современные спасательные вышки, а по периметру – интеллектуальные камеры с многократным зумом. Все лето на пляже курорта несли службу дроны-спасатели. При любой нештатной ситуации беспилотник в считанные секунды доставляет спасательный жилет утопающему в море.
Еще бы посоветовал Кипарисовое озеро в Сукко. Почти столетние деревья, растущие прямо из воды, никого не оставляют равнодушными. Еще одна потрясающая локация – видовая площадка «Ласточкины гнезда» и расположенная рядом лестница 800 ступеней. Есть много и других замечательных мест: Утриш, Витязево, Бугазская коса. И каждое из них нужно посетить, чтобы в полной мере ощутить красоту анапской природы.
В историческом центре можно совершить прогулку по остаткам античного города Горгиппия. Это настоящий археологический музей под открытым небом! Или отправиться по туристическому маршруту «Золотое кольцо Боспорского царства». Активно развивается агротуризм. Самобытные подворья и винодельни принимают гостей не только летом, но и в межсезонье.
Ну и, конечно, обязательна к посещению наша набережная. Кстати, мы планируем ее продолжить в двух исполнениях: деревянном и каменном. В сторону Витязево и Супсеха. Так что в будущем прогулки станут еще более комфортными и интересными.
Курорту есть чем удивить даже самых искушенных путешественников. У нас разработано 25 экскурсионных маршрутов по Анапе и более 50 – по Краснодарскому краю и регионам. На территории курорта работают 28 объектов туристического показа, которые на 1 октября 2021 года приняли более 700 тысяч туристов.
– Расскажите, пожалуйста, о перспективах развития курорта в целом.
– Здесь, в первую очередь, мы продолжаем выполнять задачу, поставленную губернатором края по наведению порядка в градостроительной сфере и
созданию четких правил развития территории. Знаете, имея несколько десятков километров пляжей, замечательное море, лечебный климат и ряд других рекреационных факторов, преступно застраивать город сотнями многоэтажек, как было раньше. Туристы, которые к нам приезжают, должны видеть море, любоваться пейзажами, а не спотыкаться о новостройки. Именно поэтому мы сейчас активно работаем над тем, чтобы запретить строительство многоэтажных жилых домов, апарт-отелей и комплексов апартаментов в 500-метровой зоне от Черного моря.
Вторая задача – привлечение инвестиций в курортную сферу. На питерском Международном экономическом форуме Анапа заключила семь соглашений на общую сумму более 45 миллиардов рублей. Для нашего курорта такие инвестиции беспрецедентны. Проекты предусматривают развитие как детского и семейного отдыха, так и бальнеологической составляющей и спортивной сферы. Некоторые из проектов уже реализованы. Так, на днях состоялось подписание соглашения на использование брендов одной из известных мировых компаний в двух новых пятизвездочных отелях на территории курорта. Это очень важное событие для развития Анапы. К нам все больше приезжает туристов, привыкших к высоким стандартам организации отдыха. И нам важно, чтобы они захотели вернуться снова. А открытие в Анапе отелей под мировым брендом усилит привлекательность курорта, его востребованность и статус, повысит конкурентность и качество гостиничного сервиса в целом. Анапа должная стать курортом для всех. В том числе удовлетворять потребности этого сегмента наших гостей.
Анапа обладает огромным потенциалом. И наша задача – максимально его раскрыть, сделать курорт круглогодичным. Сегодня в Анапе проклассифицировано более 600 здравниц. Отели черноморского побережья с каждым годом совершенствуются и в скором времени не будут уступать иностранным. Увеличилось количество отелей, работающих по популярным системам «все включено» и «ультра все включено». На сегодняшний день таких в Анапе около 50, и это рекорд среди российских курортов.
– Недавно Вы говорили о том, что Анапа должна стать центром энологического туризма России. Какие шаги в этом направлении уже сделаны?
– Сейчас наши усилия направлены на формирование образа Анапы как винной столицы. Многие наши винодельни уже стали объектами агротуризма и расширили сеть туристских маршрутов.
В поселке Виноградном появился Центр энологического туризма с винодельческим комплексом, туристическим центром, музеем, конгресс-холлом, концертной площадкой, стадионом. Кроме того, на базе предприятия мы создали агентство по продвижению российского вина на внутреннем и международном рынках.
Еще один перспективный проект – «Винная деревня». Его реализует первый в России винодельческий кооператив. Здесь упор сделан на местный колорит. И уже в следующем году там будут проходить различные тематические мероприятия.
– Подводя итоги нашего разговора, скажите, какой Вы видите Анапу через пять лет?
– Я уверен, что это будет, в первую очередь, всесезонный курорт, предоставляющий качественные услуги с развитой санаторно-оздоровительной базой. Мы создаем все условия, чтобы туристу захотелось возвращаться сюда снова и снова. Поэтому одной из важнейших своих задач вижу в том, чтобы сделать Анапу столицей событийного туризма Юга России.