Этого никто не ожидал! Ни от меня, ни я сам. Впервые за много лет я изменил своей привычке и вместо традиционной поездки «на юг» во время зимних каникул, я поехал в противоположном направлении — на север.
Это решение действительно было очень неожиданным и далось оно непросто. Неясная еще мысль изменить свои планы возникла месяца за полтора до Нового года и вплоть до конца декабря не давала мне покоя, вызывая внутреннюю борьбу интересов — что же делать? Ехать в годами «проверенный» и любимый Крым, или на свой страх и риск поехать в город, о котором я ничего, кроме его существования, не знаю? В результате упорной борьбы победила жажда приключений и жажда «чего-нибудь новенького».
Каменск-Шахтинский. Что вы знаете об этом городе? Думаю, что многие о нем не знают ничего, или знают совсем немного — ну вроде есть такой городок в Ростовской области, жизнь которого, судя по его названию, как-то связана с угольной промышленностью. Возможно кто-то даже проезжал мимо, так как город находится на автотрассе М4 Дон и поэтому, двигаясь в сторону Черного моря, проехать мимо Каменск-Шахтинского практически невозможно.
Вот и мои познания были примерно на таком же уровне. И я даже представить не мог, что у меня возникнет желание ехать в город, о котором я практически ничего не знаю. Сомнения в правильности этого решения не оставляли меня ни на минуту, начиная с того момента, как я его принял. Довольно тяжелая дорога под дождем и мокрым снегом, а также отвратительный прогноз погоды на ближайшие дни эти сомнения только усиливали.
В общем, ехал я со стойким ощущением, что совершил ошибку, пытаясь утешать себя мантрами типа «ну в Крыму ты был уже много раз, а здесь хоть что-то новенькое увидишь». И тем ярче на этом фоне оказались мои впечатления от увиденного, и тем неожиданнее оказалось мое желание поделиться ими.
Итак, прежде чем я продолжу рассказ об удививших меня достопримечательностях Каменск-Шахтинского, нужно дать небольшую справку о самом городе, который ведет свою историю аж с 1671 года, когда на берегу местной речушки Малая Каменка возникло небольшое казачье поселение.
С момента своего образования поселение несколько раз перемещалось с одного места на другое — сначала с берега Малая Каменка в устье реки Глубокая, затем на левый берег реки Северный Донец и лишь в 1817 году поселение было перемещено на высокий правый берег Северного Донца, который не подтапливался в половодье.
Территория окончательного обоснования станицы Каменской была указана генералом от кавалерии, атаманом Донского казачьего войска М. И. Платовым. В дальнейшем Каменская отстраивалась по прямоугольной планировке в соответствии с генеральным планом архитектора Ф. П. Деволана, который являлся, в частности, первым архитектором столицы области войска Донского — Новочеркасска. В 1927 году станица получила статус города с названием Каменск, а в 1929 году город получил двойное наименование — Каменск-Шахтинский.
Сегодня Каменск-Шахтинский — это город с населением чуть меньше 90 тыс. человек, расположенный в 140 км от Ростова-на-Дону и в 930 км от Москвы. Расстояние от Краснодара, откуда началось мое путешествие, чуть более 440 км по трассе М4. Здешний климат Википедия описывает как умеренно континентальный, степной, с относительно мягкими зимами и жарким летом, которое длится 4 месяца. В общем, ничего экстремального — с точки зрения погоды город вполне комфортный для посещения в любое время года.
И если вы планируете поездку на Юг, или наоборот с Юга по автотрассе М4 Дон, то я настоятельно рекомендую остановиться в Каменск-Шахтинском хотя бы на один день, в течение которого вы сможете почувствовать мощь русского оружия, окунуться в эпоху СССР и даже попасть в сказку. Поверьте, вам понравится!
«Легенды СССР» — так называется музей, в котором собраны разнообразные предметы быта советской эпохи. И это первая достопримечательность города, с которой я рекомендую ознакомиться, тем более мимо нее проехать невозможно — музей расположен прямо на трассе М4 Дон.
Этот необычный музей был открыт в 2016 году по инициативе и на средства местного предпринимателя. Безусловным «гвоздем» экспозиции музея считается коллекция советских автомобилей разных времен и разных классов — от маленького автомобильчика, получившего в народе имя «инвалидка», до огромного правительственного ЗИЛа из «Кремлевского» гаража, который когда-то обслуживал последнего генсека ЦК КПСС Горбачева М.С. и его супругу (о чем свидетельствует официальный документ).
Все коллекционные автомобили находятся в прекрасном техническом состоянии. Мало того, все они «на ходу», несмотря на свой солидный возраст. И этот факт весьма красноречиво говорит об отношении сотрудников музея к своему детищу — поддерживать автомобили в таком состоянии — это дело очень трудоёмкое и дорогое.
Помимо машин в музее представлены и более демократичные, а потому и более популярные и распространенные в СССР средства передвижения — велосипеды, мопеды, мотороллеры.
Но наиболее широко представлена коллекция предметов советского быта — от неуклюжих чугунных утюгов до ажурных золотых женских часиков, от патефона первых советских лет до первого советского катушечного видеомагнитофона (да-да, были и такие), от простеньких радиоприемников начала 20-30-х годов прошлого столетия до огромных музыкальных комбайнов, о существовании которых я раньше даже не догадывался.
Магнитофоны, холодильники, телевизоры, фотоаппараты, кинопроекторы, пылесосы, печатные машинки, арифмометры и еще много-много других бытовых приборов и механизмов... Когда-то они обеспечивали определенный уровень комфорта жителям Советского Союза, были желанными, некоторые были очень дефицитными, а сегодня просто вызывают у посетителей музея довольно широкую гамму чувств — от ироничной улыбки до глубокой ностальгии.
Те, кто постарше наверняка встретят здесь предметы, которыми они пользовались во времена СССР и это, безусловно, вызовет у них массу воспоминаний. Ровно так же, как это было со мной — вот увидел радиоприемники VEF и «Ленинград», и тут же вспомнил, как по ночам пытался «поймать» какую-либо радиостанцию с зарубежной музыкой. Взгляд упал на «веломоторчик» — моментально из памяти во всех деталях всплыл случай, как мы с братом с него упали. Коньки и клюшка вызвали целый ворох воспоминаний о наших детских хоккейных баталиях... А вот еще у нас был такой магнитофон… А вот с этим телевизором был такой случай… О, а у меня когда-то были такие часы... И вот так ходишь от стенда к стенду, а вслед за тобой тянется та-а-кой густой шлейф воспоминаний.
Но, естественно, экспозиция музея будет интересна не только старшему поколению, желающему поностальгировать. Молодые люди, которые лишь понаслышке что-то знают об ушедшей советской эпохе, посетив музей смогут немного больше узнать о жизни своих родителей или дедов. И, возможно, не только узнают что-то новое, но и поменяют свое отношение к истории страны.
И вообще, я думаю, что в этот музей надо ходить семьями. Ведь детям будет безумно интересно услышать от родителей какие-нибудь забавные истории, в которых одним из героев может быть тот или иной экспонат. И мне кажется, что эти истории могут сослужить хорошую службу в деле выстраивания семейных отношений.
Вторая достопримечательность Каменск-Шахтинского, рекомендуемая к посещению — музей под открытым небом «Парк «Патриот». Он тоже расположен в непосредственной близости от трассы М4 Дон, буквально напротив через дорогу от музея «Легенды СССР». Кстати, «Парк «Патриот» создан и поддерживается за счет средств того же предпринимателя, который создал и музей «Легенды СССР», но вход в данном случае бесплатный.
«Патриот» открылся в мае 2018 года. Здесь на территории площадью больше гектара собрана довольно большая коллекция советской и российской военной техники — пушки, танки, боевые машины пехоты, бронетранспортеры, самолеты и вертолеты.
Есть даже настоящий бронепоезд! А еще здесь есть действительно уникальный экспонат — первый серийный советский танк Т-18, который рядом со своими более молодыми собратьями Т-72 и Т-80 выглядит как игрушечный.
Помимо боевой техники на открытой площадке парка выставлена военная инженерно-строительная техника. Огромные и технически сложные механизмы для рытья траншей, наведения мостов и переправ, строительства и обустройства многих других инженерных объектов, без которых невозможно обойтись во время боевых действий — эти необычные машины редко где можно увидеть, хотя по уровню инженерной мысли и технических решений они будут даже намного интереснее некоторых боевых машин.
Все экспонаты снабжены информационными табличками, в которых указаны подробные сведения — годы выпуска и тактико-технические характеристики.
Еще на территории музея есть два весьма оригинальных арт-объекта, неизменно притягивающие к себе удивленные взгляды посетителей. На преобладающем серо-зеленом и камуфляжном фоне большинства экспонатов, БМП и пушка, раскрашенные под «хохлому» смотрятся настолько интересно и необычно, что мимо них не проходит ни один посетитель.
В общем, музей не оставит равнодушными ни мальчишек, ни взрослых «дядек». Да и девушкам, думаю, будет интересно посмотреть на настоящие мужские «игрушки».
Ну и наконец главная причина и собственно основная цель моей поездки в город Каменск-Шахтинский — ландшафтный парк «Лога». В моем рассказе он идет третьим по счету, но по своему содержанию и по своей уникальности это безусловный лидер в списке достопримечательностей города.
Именно этот парк заставил меня пересмотреть свои планы на новогодние каникулы и отправиться не в Крым, а совершенно в другую сторону — на север, за 440 км от Краснодара. И, забегая вперед, могу однозначно сказать, что парк «Лога» смог меня изрядно удивить. Все те впечатления, которые я изначально получил от фотографий парка, увиденных в одной из социальных сетей, оправдались с лихвой.
В отличие от первых двух достопримечательностей, описанных выше, «Лога» находится километрах в десяти от трассы М4 — в хуторе Старая Станица. Хутор фактически является пригородом Каменск-Шахтинского, хотя именно здесь город и берет свое начало как казачье поселение на реке Каменка.
Создан парк в 2012 году и назван в честь Логовой балки, в пойме которой он и расположен. К моменту начала работ по обустройству парка Логовая балка представляла собой обширную стихийную мусорную свалку на станичной окраине. И перед тем как начинать работы пришлось вывезти несколько сотен (а сотрудники парка говорят про 3 тысячи) грузовых машин с мусором и провести большой объем работ по рекультивации территории.
В целях дальнейшего обустройства и содержания парка были созданы столярная и кузнечная мастерские, деревообрабатывающий цех, мастерские по художественной росписи, изготовлению витражей.
Благодаря немалым усилиям строителей, архитекторов, ландшафтных дизайнеров, садовников, оформителей и многих других сотрудников парка, бывший пустырь в донских степях стал настоящим шедевром садово-паркового искусства. И тем удивительнее, что произошло это не в столице, не в крупном промышленном городе, а в глубокой российской провинции.
И, что еще более удивительно, этот парк тоже создан по частной инициативе и содержится на личные средства уже другого местного предпринимателя. Согласитесь — нечасто такое встречается, когда в одном провинциальном городе два бизнесмена вкладывают личные средства в такие масштабные и дорогостоящие проекты, буквально из ничего создавая крутые туристические объекты.
Я не знаю, чем руководствовались эти люди, что ими двигало, зачем они добровольно взвалили на себя такие расходы и хлопоты? Да, наверное, это и не важно. Важно, что еще не оскудела земля русская филантропами и меценатами. И это радует.
Но вернёмся к парку. Его концепция опирается на русский фольклор и традиции. Территория парка, огороженная крепостными стенами, оформлена в духе народных сказок и наполнена многочисленными замысловатыми скульптурами сказочных и мифических персонажей.
На территории парка есть своя река, несколько небольших прудов с рыбами, каскадные водопады, множество цветников, ухоженные газоны, уютные места для отдыха, бесплатная пикниковая зона с мангалами, более сотни уникальных скульптур ручной работы, декоративные мостики, крепостные стены и башни.
Все постройки сделаны или из камня, в виде средневековых зданий, или из дерева в традиционном русском стиле — с богатой, очень качественно выполненной, резьбой. В темное время суток тысячи фонариков и гирлянд красочно и изящно подсвечивают парковые фигуры, тропинки, деревья и строения, придавая парку еще более сказочный вид.
В парке работает минизоопарк «Птичий двор», в котором можно увидеть более 50 видов птиц и животных, сувенирная лавка, несколько точек «быстрого питания» и полноценных ресторанов. Недавно еще открылся «Экзотариум» с экзотическими животными.
Изначально парк занимал площадь 16 гектаров, но уже сейчас расширился до 22-х. Несмотря на фактически уже завершенный вид, парк продолжает расширяться и территориально, и содержательно. Работы по оформлению парка идут ежедневно. В ближайшем будущем планируется открытие гостевых домов, игровой зоны с детскими аттракционами. Заканчивается строительство большого колеса обозрения. В планах значится боулинг и аквапарк.
Парк способен каждого удивить и восхитить своим размахом и красотой. Это настоящая сказка для детей и взрослых. Передать эмоции и впечатления словами довольно сложно. Чтобы понять всю красоту и волшебство парка, его нужно увидеть своими глазами, причем сделать это нужно как минимум два раза. Но можно и больше.
Во время первого посещения парка эмоции от количества, многообразия, красоты и необычности элементов его оформления накроют вас с головой. Вам непременно захочется увидеть «всё» и побыстрее. Вы захотите выпить этот «коктейль» залпом, пропуская при этом все нюансы и оттенки вкуса. Но зато во второй и последующие разы вы сможете внимательно изучить все детали парка и его структуру, восхититься замысловатостью многочисленных скульптур и безграничной фантазией оформителей парка. Почувствуете любовь, которую сотрудники проявляют к своему детищу, оцените объем труда, вложенного в создание парка, и поймете его уникальность, особенно с учетом того, что эта рукотворная сказка доступна для всех — вход в парк бесплатный.
Надо отметить, что слава о парке уже давно вышла и за пределы города, и за пределы Ростовской области. Он стал любимым местом отдыха для местных жителей и популярным экскурсионным объектом для туристов, которые приезжают либо самостоятельно, либо в составе специальных туров из Ростова, Волгограда и других городов. Парк стимулировал развитие гостиничного бизнеса — даже в хуторе Старая Станица стали открываться гостевые дома и мини-гостиницы, рассчитанные именно на тех, кто приезжает в парк.
Вот так неожиданно для самого себя я и открыл Каменск-Шахтинский — небольшой провинциальный городок, ставший новой интересной точкой на туристической карте России.
И надо заметить, что эти три городские достопримечательности, о которых я рассказал, далеко не всё, чем может заинтересовать этот город. Я знаю точно, что в этом городе, как и во многих других российских городах, есть еще немало мест, достойных внимания. И чтобы их увидеть надо просто путешествовать. Путешествовать по России и внимательно смотреть по сторонам...