Приехав в Туапсе, обязательно побывайте в этом уникальном месте, которое считают визитной карточкой города
Скала Киселева – памятник природы на территории Туапсинского района. Отвесная гладкая стена достигает 46 метров в высоту, это сравнимо с 15-этажным домом. Ее ширина около 60 метров. Скала находится на берегу Черного моря в 4 км к северо-западу от Туапсе, между мысом Кадош и устьем реки Агой. Вместе с расположенными в 700 метрах севернее Мышиными Норками (скалами, главная особенность которых – небольшие проемы в стенах, больше похожие на жилища грызунов) входит в состав охраняемого лесопарка Кадош. Здесь растут сосна пицундская и крымская, более 30 видов деревьев и кустарников, 7 видов лиан. Море тут невероятно чистое, а пейзаж, открывающийся с каменистого берега, завораживает и удивляет.
Ученые утверждают, что сформировалась скала Киселева несколько миллионов лет назад. Именно тогда, в верхнемеловое время, образовалась толща мелководных морских отложений. Каменистый трехгранный утес, выдающийся в море, состоит из тонких пластов мергелей и песчаников, стоящих вертикально. Скала Киселева – уникальный памятник природы, единственное место на всем черноморском побережье, где при горообразовании слои осадков, развернувшись, приняли вертикальное положение.
А ведь около 100 лет назад скала могла исчезнуть с лица земли. Ее спас архитектор Александр Мухин, приезжавший к друзьям в Туапсе на отдых, в 1926 году. До этого вместе с известным архитектором Алексеем Щусевым он принимал участие в разработке плана реконструкции Туапсе. Однажды, гуляя вдоль моря, Мухин увидел, что рабочие собираются разрушить скалу на камень для строительства. Это было указание сверху. Забыв об отдыхе, архитектор помчался в Москву к Щусеву и попросил его использовать все свое влияние и сохранить уникальный памятник природы. Через некоторое время в край поступил звонок из правительства – скалу Киселева не трогать!
Есть несколько вариантов попасть к скале Киселева. Самый простой – доехать на такси из Туапсе. Расстояние в 9 км можно преодолеть за 15–20 минут. Если ехать на своем автомобиле, в Кадошский лесопарк идет шоссе «А-147». Ориентиром для поворота налево (по дороге из Туапсе) служит городская свалка, расположенная у трассы. Но к самому побережью проехать не удастся, часть путь придется проделать пешком через сосновый бор.
Самый долгий путь – пешком. Он может занять несколько часов. От центральной площади Туапсе нужно пройти по Приморскому бульвару в западном направлении. Далее по улице Горького и Фрунзе добраться до пешеходного моста через реку Паук. Затем вдоль правого берега реки подняться вверх до лестницы на следующий уровень. Далее – найти лестницу, ведущую на вершину холма. Она может служить еще и отличной смотровой площадкой – с нее как на ладони видны морской порт, набережная и корабли. Потом, преодолев 3 км по асфальтированной дороге, на развилке нужно повернуть в сторону моря и пройти еще 500 метров. Вы окажетесь на самом краю скалы. В ущелье можно спуститься по очень крутой тропинке.
Скала получила свое название в честь русского художника-передвижника, мастера пейзажного жанра, профессора Петербургской Академии художеств Александра Александровича Киселева. Картины «Кадошские скалы», «Окраина Туапсе», «Спуск к морю» кисти Киселева посвящены этой природной достопримечательности.
В конце XIX века на Кавказском побережье правительством России по невысокой цене раздавались участки земли с условием, чтобы на них были построены жилища. Киселев выбрал участок недалеко от Туапсе, на высоком берегу у скалы Кадош. У моря в те времена не селились – боялись малярии.
С большими затруднениями, войдя в долги, художник построил одноэтажный домик-дачу и, путешествуя по всему Кавказу, стал бывать там каждое лето. Целая серия этюдов и картин его посвящена Туапсе и окрестностям. На даче живописца бывали Максим Горький, Иван Айвазовский, Александр Серафимович и другие известные деятели культуры.
В Гражданскую войну дачи, среди которых находился домик Киселева, были разрушены. Остатки одной стоят на западном склоне горы Паук. В двух уцелевших дачах – на месте современной турбазы «Туапсе» – после Октябрьской революции были организованы поочередно сельскохозяйственная коммуна, армянский колхоз, Дом отдыха московских трамвайщиков. Во время Великой Отечественной войны там находился штаб Черноморского флота и тыла.
Легенды Кавказа сохранили и другое название скалы Киселева. Говорят, что когда-то она была скалой Слез. Вот что рассказывали в старину адыги.
У богатого адыгского князя была красавица дочь. Звали ее Гуаш. К ней сватались первые женихи округи: состоятельные старцы, молодые сыновья князей. Но всем отказывала красавица, потому что ее сердце принадлежало небогатому джигиту по имени Дышеек из соседнего аула.
Родители были против такого союза. Влюбленным приходилось встречаться украдкой, под покровом ночи. Однажды Гуаш назначила местом свидания скалу у моря и решила испытать отвагу и мужество своего избранника. Светильник у ее ног должен был указать место встречи любимому в кромешной тьме. Девушка привязала светильник к бревнам и отправила их плыть по волнам.
Джигит разглядел огонек, качающийся в море, и, не раздумывая, бросился в пенные волны. Он был силен и отважен, но в море начался шторм и мокрая одежда тянула на дно. Едва успел обессиленный Дышеек доплыть до светильника, как его поглотили волны. Красавица же, сидя на камнях, долго ждала, когда Дышеек выйдет на берег. И лишь потом поняла, что натворила.
С тех пор Гуаш стала печальной и потеряла радость жизни. Часами она простаивала на берегу, глядя в морскую даль, и лила реки слез. А потом, не выдержав разлуки, бросилась с высокой скалы в пучину волн. Старики рассказывают, что в темные штормовые ночи можно услышать плач Гуаш у прибрежных скал и увидеть мрачную фигуру джигита, выходящего из моря.
Скала Киселева вдохновляла не только живописцев. Это место съемок известной сцены рыбалки в кинофильме Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука» с участием Юрия Никулина и Андрея Миронова. Именно здесь по сценарию находилась Белая скала. По воспоминаниям участников съемок, эпизод снимали в июле 1968 года. Вот что рассказывал сценарист Яков Костюковский:
– Когда снимали сцену, в которой Папанов под водой нанизывает рыбу на крючок удочки Никулина, вода была довольно холодной. По вине кого-то из технических работников съемочной группы что-то там не ладилось и приходилось снова и снова переснимать. После очередного дубля разгневанный Анатолий Дмитриевич Папанов, высунувшись из воды, рявкнул в сердцах на этого ассистента: «Идиот!..» И это так замечательно прозвучало, что Гайдай вставил эпизод в картину, только адресовалось это уже Геше – Миронову…
Попали съемки и в поле внимания кубанских журналистов. Газета «Советская Кубань» опубликовала в 1968 году статью Сергея Милюкова с рассказом о том, как все было. Речь идет о сцене, где герой Миронова брел по воде и дал пинка мальчику.
«Уютный, спрятавшийся за скалой уголок черноморского побережья близ Туапсе. Ослепительное июльское солнце. Лазурное море. Нежный освежающий ветерок. И тишина. Вдруг совсем рядом душераздирающий крик: «SOS! SOS! Спасите! Помоги-и-и-те! Мамочка ро-о-о-одная! SOS!» На крошечном островке мечется мокрый взлохмаченный человек. Энергично размахивает палкой с тряпкой на конце, истошно вопит.
Курортники, загорающие на пляже в 2 км отсюда, тревожно поглядывают в море. Спасательный катер стрелой понесся к месту происшествия. Но едва приблизился к острову, над морем загремел усиленный мегафоном сердитый голос: «Назад, товарищи! Вы же въехали в кадр! Здесь киносъемка!» Выругавшись: «Только людей пугают!» – и облегченно вздохнув: «Слава богу, не утопленник, а киношники…», спасатели поворачивают обратно. А актер по команде режиссера вопит еще громче, еще естественнее – так, что холодеет душа, и наконец неуклюже плюхается в море, поднимая фонтан сверкающих брызг. Затем все повторяется снова…»
После путешествия к скале Киселева будет непростительным не посетить музей этого художника. Он находится в городе Туапсе. В 4 залах музея – рабочем кабинете, музыкальной гостиной, столовой и мастерской – воссоздана обстановка дома, в котором жил и работал художник.
В экспозиции музея представлены картины и этюды Александра Киселева, а также подлинные вещи семьи художника: фотографии, документы, письма, предметы быта. Фонды музея составляют около 5 тыс. единиц хранения, среди них – 14 живописных работ Киселева, которые были переданы дому-музею внуком художника Сергеем Владимировичем Киселевым.
Экскурсоводы расскажут о непростой судьбе известного художника: не сложившейся карьере финансиста, долгих годах безденежья, семерых детях-«киселятах», дружбе с Чеховым и огромной, одержимой любви к искусству, которую Киселев пронес через всю свою жизнь.
Неподалеку от музея установлен памятник художнику. Двухметровый монумент изготовлен московскими скульпторами Виталием Шановым и Дарьей Успенской. Он изображает художника в процессе создания нового пейзажа. Мастер сидит с этюдником в руках и смотрит вдаль.
Экскурсоводы расскажут о непростой судьбе известного художника: не сложившейся карьере финансиста, долгих годах безденежья, семерых детях-«киселятах», дружбе с Чеховым и огромной, одержимой любви к искусству, которую Киселев пронес через всю свою жизнь.
Неподалеку от музея установлен памятник художнику. Двухметровый монумент изготовлен московскими скульпторами Виталием Шановым и Дарьей Успенской. Он изображает художника в процессе создания нового пейзажа. Мастер сидит с этюдником в руках и смотрит вдаль.
Как в любом приморском городе, главной точкой притяжения туристов в Туапсе является набережная. По Приморскому бульвару любят гулять жители и гости города. Во время прогулки можно полюбоваться фонтаном «Каменный цветок» и музыкальным фонтаном, солнечными часами в виде паруса, скульптурами «Моряк» и «Максимка». Особого внимания заслуживает знаменитая диспетчерская Туапсинского морского порта. Это 70-метровое сооружение, похожее на мачту корабля, конец которой венчает стеклянный шар, где, собственно, и размещается сама диспетчерская. Ее видно из любой точки набережной и даже из других районов города.
В 60-х годах на этом месте возвели мемориальный комплекс – с Вечным огнем, Памятником неизвестному солдату и памятными табличками. Именно тогда возвышенность и получила свое название. А в довоенные годы на этом месте в центре Туапсе, именовавшемся тогда Пионерской горкой, стояла церковь, хорошо заметная издалека и потому служившая городским ориентиром. Во время войны храм был разрушен, а стратегически важную возвышенность заняли зенитки, из которых велась ожесточенная стрельба в попытках отстоять город.
Историко-краеведческий музей Туапсе располагается в центре города, в двухэтажном особняке 1893 года постройки. Посетители могут ознакомиться с флорой и фауной черноморского побережья, увидеть интересные археологические находки, сделанные на территории региона, узнать о жизни и быте адыгов и других народов, населявших эту местность. Отдельный зал музея расскажет об истории Туапсе в годы Великой Отечественной войны.