На Кубани расположены музеи под открытым небом, где установлены танки, самолеты, паровозы и другая техника, напоминающая о героизме кубанцев в годы Великой Отечественной войны.
Посещение таких туробъектов – важная составляющая исторического туризма, который активно развивается в Краснодарском крае.
Особое место здесь занимает музей военной техники в Темрюкском районе. Он находится на въезде в курортный город, на потухшем грязевом вулкане Миска. Музей был открыт в 1983 году по инициативе кубанских ветеранов. В нем собрано около 100 экспонатов. Здесь есть военные машины всех родов войск, аналогов которым в России больше не найти. В музее можно увидеть сухопутную технику – танки, бронемашины, пушки, посмотреть на транспортный самолет, истребители и даже железнодорожный паровоз с вагоном времен войны. Рядом с кратером находятся морские экспонаты, среди которых военный корабль. На вершине кратера – памятник, посвященный освобождению Темрюка от немецких захватчиков. Он сделан в виде танка Т-34.
В Туапсе на улице Богдана Хмельницкого есть необычный монумент – «полуторка» военного времени. Машина установлена на постаменте под наклоном, и кажется, что она взбирается вверх по крутой горной дороге. Памятник появился на этом месте не случайно. В 1942 году по улице Богдана Хмельницкого пролегала единственная грунтовая дорога. По ней из города Туапсе к линии фронта перевозили военные грузы и технику, передвигались бойцы Красной армии. Авиация фашистской Германии постоянно бомбила эту дорогу, но поставки для фронта все равно продолжались. Открытие памятника состоялось в 1985 году в честь 40-летия со Дня Победы.
Еще один знаковый памятник расположен в Тихорецке. Это паровоз СО 17-12. Он был построен в 1935 году на Харьковском паровозостроительном заводе. В годы Великой Отечественной войны перевозил солдат, боевую технику, боеприпасы, горючее на фронт. В 1942 году участвовал в Сталинградской битве. В 1943 году одним из первых доставил солдат в освобожденный Донбасс. Летом 1944 года работал на 3-м Белорусском фронте, водил поезда в Минск, Вильнюс, Восточную Пруссию. 10 мая 1945 года доставил эшелон в поверженный Берлин. 8 мая 1975 года паровоз стал памятником. Его установили в Тихорецке как одном из ключевых железнодорожных узлов, сыгравших важную роль в военные годы.