Самые загадочные места Туапсинского округа

  • Евгения Яковенко

В Шепси и Ольгинке путешественники могут побывать в старинных особняках, где, как рассказывают экскурсоводы, обитают привидения.

Тень роскоши былой

Бескрайнее Черное море, живописные скалы, поросшие лесом, бурлящие горные речки и дольмены. Чтобы увидеть эти богатства Туапсинского муниципального округа, сюда ежегодно приезжают туристы из разных регионов большой России.

Здесь есть достопримечательности давно известные и популярные у отдыхающих – скала Киселева, большая платановая аллея в Туапсе, парки и военные памятники. Мы же хотим сегодня рассказать о малоизвестных жемчужинах этих мест, окутанных историей, загадками и даже мистикой.

Речь о дворянских усадьбах, которые можно встретить на территории муниципального округа. В конце XIX – начале XX века Туапсе и его окрестности не были курортами в прямом смысле этого слова, но эти места привлекали отдыхающих благодаря целебному климату и лечебным факторам природы. Здесь любили строить дачи российские дворяне. Тень былого блеска царской эпохи сегодня можно найти в лесу недалеко от поселка Ольгинка.

Фото: Михаил Ступин

Здесь находились имения Бессонова, Грязнова, Черепенникова, Маслова. Первые три не сохранились. А вот остатки поместья генерала Алексея Маслова туристы могут увидеть и сегодня. Интересно, что этой локации нет на современной карте. Но опытные экскурсоводы без труда проведут туристов, чтобы показать развалины усадьбы. Дорога к даче Маслова идет через лес, по старинным мостикам царских времен.

Так кто же такой Алексей Маслов? Это дворянин, известный в России инженер-генерал, участник Среднеазиатских походов и Русско-турецкой войны 1877–1878 годов. После осады крепости Геок-Тепе он был награжден золотой шашкой с надписью «За храбрость» в знак особых отличий за проявленную храбрость и самоотверженность. Способности Алексея Маслова пригодились и в Первую мировую войну – он работал на царское военное министерство.

Интересно, что Алексей Маслов известен не только как русский офицер. Он был еще и талантливым литератором, писавшим под псевдонимом Бежецкий. Известность ему принес сборник «Военные на войне. Святочные рассказы». После их прочтения даже Антон Чехов писал: «Мне Бежецкий положительно нравится… Его «Расстрелянный» гораздо лучше тургеневского «Жида», а судя по остальным рассказам, он, если бы захотел, был бы тем, чего у нас на Руси недостает, то есть военным писателем-художником». А сам Лев Толстой однажды признался, что рассказы Бежецкого сильнее батальных сцен в «Войне и мире».

Остатки усадьбы Алексея Маслова и сегодня говорят о том, что в свое время это было роскошное поместье. Арочные окна и двери почти в идеальном состоянии, кое-где сохранились штукатурка и даже фриз. А напротив крыльца можно увидеть часть каменной чаши фонтана. Разрушенные стены фасада сплошь увиты растениями, что придает этому месту особую живописность.

Недалеко от усадьбы Маслова на мысе Агрия туристы могут найти развалины дачи еще одного видного отечественного дворянского писателя, публициста, а также издателя – Алексея Суворина. В свое время это было большое имение в 30 десятин.

Глядя на остатки усадьбы, и сегодня легко представить, каким красивым было это здание. На его крыше располагался бассейн с морской водой, имение было украшено колоннадой в античном стиле. Раньше рядом с домом располагался сад, где была оранжерея с экзотическими растениями и фруктовыми деревьями. Для нее были построены две водонапорные башни.

Фото: Михаил Ступин

В архивах сохранились газетные статьи, где рассказывается, что

фрукты из ольгинского имения Суворина были представлены на сельско-хозяйственной выставке «Русская Ривьера», выставка привлекла внимание Великой княгини Ольги Александровны и Великого князя Александра Михайловича Романовых.

Сам Алексей Суворин известен тем, что в своей книге «Черноморское побережье Кавказа» он впервые рассказал об освоении территории в районе мыса Агрия. Это привлекло внимание известных русских семей, которые стали приезжать сюда на отдых и строить в районе Ольгинки дачи.

Особняк инженера-железнодорожника

В поселке Шепси на территории пансионата удивительным образом сохранилась двухэтажная усадьба, принадлежавшая Николаю Петрову.

– В Туапсинском округе сегодня практически нет особняков, в которые можно было бы зайти и окунуться в прошлое. В основном это развалины. А здесь можно увидеть дворянское гнездо во всей его красе, – рассказала экскурсовод Галина Стеклярова, – усадьба была построена по проекту выходца из дворянской семьи, инженера, царского генерала Николая Петрова. В Краснодарском крае он известен огромным вкладом в развитие этой территории. Именно благодаря ему появилась Армавир – Туапсинская ветка железной дороги. Николай Петров сумел донести до императора Николая II информацию о том, что черноморское побережье теряет колоссальные средства от того, что здесь отсутствует железная дорога. Проект был очень затратный. Когда Николай Петров предложил построить железную дорогу, многие не верили в то, что в горах, через ревущие реки можно проложить рельсы, мосты и тоннели. Считали, что этот проект не окупится, но Николай Павлович сумел отстоять свое детище. И так у нас появилось железнодорожное сообщение.

А еще благодаря этому талантливому инженеру железные дороги сегодня являются одним из самых безопасных способов транспортного передвижения. Он на практике смог доказать теорию, основанную на законе вязкого трения Исаака Ньютона, в итоге был создан идеальный тормоз для железнодорожных составов, сводящий к минимуму вероятность крушений.

Что же касается дачи Николая Петрова в Шепси, особняк был его любимым местом. Здесь идеально сохранились смотровая башня, лестничные балюстрады, фрагменты лепнины и резная дубовая терраса. Над главным входом можно разглядеть выбитый на кирпичной кладке год постройки – «1899».

Николай Петров общался со многими известными людьми своего времени. Некоторые были постоянными гостями в его дачном особняке в Шепси. К примеру, здесь не раз останавливался выдающийся ученый Дмитрий Менделеев с супругой Анной Михайловной. Кстати, жена химика была талантливым пейзажистом. Несколько картин она написала именно в Шепси.

Фото: Михаил Ступин

Особую притягательность особняка Петрова и местности вокруг него оценил и врач-терапевт, один из основоположников бальнеологии и курортологии в России Федор Пастернацкий. В своей книге «Климатолечебные пункты на черноморском побережье» он написал:

– Посетили усадьбу Николая Петрова, расположенную на береговой возвышенности с прекрасным видом на море. Повсюду видна правильная террасовка местности, а на террасах, живописно спускающихся к морю, ущелью, расположены сад и парк. Небольшая дача, состоящая из нескольких комнат, соединяет в себе условия для удобной перезимовки в ней. Людям, которые ищут для себя тихий уголок с чудным видом на море, которые не боятся одиночества, нельзя рекомендовать лучшего «убежища».

Кстати, кипарисовая аллея, ведущая от особняка к морю, существует и сегодня. По ней любят прогуливаться гости пансионата.

Фантом в мундире

Какой старинный особняк без загадочных историй? Есть они и у дачи Николая Петрова. Здание несколько раз чудом избежало печальной участи. Сам Николай Павлович приобрел его недостроенным у министра финансов России Ивана Вышнеградского и доделал по собственному проекту. Уже в советские годы, когда вокруг особняка выросли корпуса пансионата, возник проект по сносу дачи. Но здание вновь уцелело. Архитектор, который приехал в Шепси, чтобы оценить масштабы переделки, понял всю историческую и архитектурную ценность особняка и добился пересмотра проекта. В третий раз опасность над зданием нависла больше 15 лет назад, когда обнаружилось, что стала протекать крыша здания. К счастью, это вовремя заметили и предприняли меры.

Фото: Михаил Ступин

Сотрудники пансионата верят, что сам дух Николая Петрова охраняет это место, которое сегодня является дачей-музеем выдающегося русского инженера. На территории пансионата сегодня проходят групповые экскурсии. Естественно, на память делаются снимки. По словам сотрудников, они не раз замечали, что на фото отображается силуэт человека в мундире. Этот же образ как-то явился и в гостиной особняка, где проходят культурные вечера.

– Он, видимо, очень переживал об этом доме, был привязан к нему. И поэтому подает знаки, которые получают люди, которым опять же этот особняк небезразличен, как, допустим, генеральный директор здравницы, на территории которой сегодня находится усадьба. Николай Петров впервые приснился именно ей и просил сберечь здание, где начала протекать крыша. С того времени началась поэтапная реставрация. А уже позже многие видели и сам облик бывшего хозяина усадьбы и замечали необычные явления. Иногда двигаются мебель, картины. Уходим, они висят в одном положении, а приходим – в другом, – поделилась экскурсовод.

Галина Стеклярова рассказала, что она сама вместе с туристами видела призрак инженера.

– Мы проводим групповые экскурсии, частью которых является просмотр видео об истории Шепси и усадьбы Петрова, и вот один раз перед самым началом фильма включили экран. А на его фоне мы все увидели силуэт в фуражке и мундире с погонами. Тень прошла на экране и исчезла. Мы точно знаем, что в тот момент никого похожего рядом не было. Потом туристы еще долго обсуждали появление загадочной тени. Это стало настоящей фишкой экскурсий. Теперь к нам специально приезжают в надежде познакомиться с призраком Николая Петрова. Как утверждают туристы, многие его слышали и видели. А кому-то он даже дал советы, которые помогли в жизни, – рассказала Галина Стеклярова.

Истории о призраках – владельцах усадеб экскурсоводы любят рассказывать и на развалинах дач Суворина и Маслова. На территории дачи Суворина несколько лет назад даже проходили съемки мистического детективного сериала. Все это сегодня подогревает интерес отдыхающих к этим местам и способствует популяризации исторического туризма в Туапсинском округе.

Самые загадочные места Туапсинского округа
Самые загадочные места Туапсинского округа Автор видео: Кубанские Новости

Топ-5 необычных локаций в окрестностях Туапсе

Кроме старинных особняков жители и гости Краснодарского края могут побывать еще в нескольких интересных и пока неизбитых для туризма локациях.

Каньон реки Бешенки

Туристы могут отправиться в пеший маршрут к живописному каньону горной реки.

Фото: Михаил Ступин

Он находится примерно в 40 километрах от Туапсе. Это узкое ущелье с отвесными стенами, по дну которого бежит бурлящая вода. На некоторых участках каньон сужается настолько, что ширина прохода не превышает нескольких метров. В каньоне растут грабы, дубы, каштан, в тенистых местах можно найти редкие виды папоротников.

Протяженность пешей экскурсии около 6–7 километров в обе стороны. Стандартный маршрут занимает около 4–5 часов в обе стороны, включая время на отдых и фотографирование.

Дуб-великан в Агое

Этот гигант полностью оправдывает свое название.

Фото: Михаил Ступин

Диаметр ствола дуба, который растет в селе Агой, достигает 2,3 метра, высота – 20 метров. Возраст исполина – более 500 лет. Экскурсоводы рассказывают туристам, что под раскидистой кроной дерева в старину проводили сходы и культовые обряды населявшие побережье адыги-шапсуги. Теперь уникальное дерево охраняется государством как памятник природы.

Развалины зверосовхоза в Цыпке

Полвека назад в горном селе Цыпка процветал зверосовхоз.

Фото: Михаил Ступин

Здесь выращивали редкую сапфировую, розовую и жемчужную норку. Шкурки раскупали по всему Советскому Союзу. А особо ценные меха презентовали на аукционах в Лондоне и Хельсинки. Среди клиентов зверосовхоза были представители королевского двора Великобритании. Совхоз слыл миллионером и давал работу практически всем жителям села, корпуса были и в верхней, и в нижней части Цыпки. Здесь работали целые династии звероводов. Благодаря совхозу в Цыпке открылись детский сад, амбулатория, появился свой хор. Но в 90-е, как это случилось со многими предприятиями, совхоз стал умирать. Производство норки признали нерентабельным. И в конце концов закрыли. Полуразвалившиеся, зияющие пустыми оконными рамами цехи и сегодня можно увидеть на берегу сельской реки. Время не тронуло только административные здания. Сегодня они исправно служат сельчанам. В одном расположилась местная библиотека, а в другом – дом культуры.

Мемориал в Шаумяне

Проезжая через село Шаумян, невозможно не обратить внимание на необычный мемориал.

Фото: Михаил Ступин

Высеченные из гранита грозно сжатый кулак и суровое лицо с выразительными глазами – олицетворение советских воинов- защитников. В годы Великой Отечественной войны на этом месте кипели ожесточенные бои. Здесь сложили головы советские бойцы. На братской могиле в 1975 году установили мемориал под названием «Пядь земли». В стену памятника вмонтированы гильзы с землей, привезенной из разных районов Кубани. Здесь же высечены списки с именами павших героев.

Турболет на трассе Туапсе – Шепси

У ворот санатория в Шепси стоит самый настоящий турболет Лет Л-410УВП.

Фото: Михаил Ступин

Борт построен в 1980 году и до списания в 1997 году эксплуатировался на северо-кавказском направлении. Есть версия, что турболет был подарен санаторию певцом Иосифом Кобзоном, но документов, подтверждающих эту версию, не нашлось. Сегодня это своеобразный памятник советской авиации, рядом с которым туристы могут бесплатно сделать фотографии.