Кубанские Новости
Власть

Игорь Красавин: «Мы готовы вас услышать!»

Специальную оценку того, как будет воздействовать нормативный правовой акт на ту или иную сферу регулирования хозяйственной деят

Специальную оценку того, как будет воздействовать нормативный правовой акт на ту или иную сферу регулирования хозяйственной деятельности, в России ввели недавно. Подробнее о том, как она проводится, читайте в интервью с заместителем министра экономики Краснодарского края Игорем Красавиным.

- Оценка регулирующего воздействия или ОРВ – это важнейший механизм улучшения инвестиционного климата субъектов Российской Федерации и становления основ предпринимательской деятельности. В числе первых «испытателей» был Краснодарский край, он освоил процедуру ОРВ в «пилотном» варианте в 2013 году. Обязательной для всех регионов оценка регулирующего воздействия стала годом позже.

Для ОРВ необходимо проведение публичных консультаций с заинтересованными сторонами. Прямая выгода от этого широким слоям предпринимателей: от частного лица, к примеру, владельца парикмахерской до предпринимательских объединений, выражающих консолидированное мнение по какому-либо законопроекту. Предпринимательские союзы в качестве обратной связи доводят до власти мнения своих участников во множестве срезов по отраслям, подпирая их статистикой и практикой. Прозрачность, публичность и возможность учета разных интересов при выработке нормативных правовых актов – важное содержание ОРВ. Оценка направлена на ликвидацию барьеров, с которыми могут столкнуться предприниматели в своей повседневной финансово-хозяйственной жизни.

- А как до этого принимались нормативные правовые документы?

До внедрения механизма ОРВ орган власти, который намеревался проявить правовую инициативу (проект постановления главы Краснодарского края или проект закона Краснодарского края), разрабатывал документ, опираясь на практику, оценивал внутри ведомства его эффективность так, как сам считал это правильным, и согласовывал среди ответственных лиц органов власти. Затем документ принимался или высшим исполнительным органом власти, или Законодательным собранием края, и предприниматели и хозяйствующие субъекты ставились перед фактом принятого нормативного правового акта.

Если сегодня субъект РФ планирует ввести то или иное регулирование отрасли, по закону он предварительно должен посоветоваться с бизнесом. Задача власти – услышать голос народа! Органы исполнительной власти не смогут объявить новые «правила игры» без предварительных публичных консультаций по проекту. Инициатор документа обязан разместить на своем сайте текст проекта, чтобы ни для кого из тех, на кого этот проект направлен, он не стал неожиданностью. Документ отправляется также в общественные организации предпринимателей для сбора мнений за и против. Предприниматели или их объединения могут поставить под сомнение положения проекта. Очень важно до того, как дан ход делу, оценить, несет ли новое регулирование полезное, рациональное, или проект ставит избыточные требования и новые сложные барьеры.

ОРВ решает еще одну важную задачу: определение бюджетной эффективности от возможной реализации проекта. Это касается в первую очередь актов, связанных с субсидированием. А действительно ли будет выгодно для государства и бизнеса субсидировать именно эту отрасль? Или это распыление бюджета, пальба по воробьям из пушки? Отвлечем деньги из бюджета, а субсидия «размоется» и не будет существенно помогать развитию отрасли в целом.

***

Для решения подобной задачи министерством социального развития и семейной политики Краснодарского края был разработан проект НПА, предлагающий внедрение электронного проездного билета. Разработчик задался вопросом: рациональны ли субсидии перевозчикам на возмещение недополученных ими доходов в связи с перевозкой льготной категории жителей края на городском транспорте? Прежний расчет велся исходя из числа утвержденного количества поездок для каждого вида проездного билета. Подсчет фактического количества совершаемых поездок отдельными категориями жителей края по специальным проездным документам не проводится. А если не все недополученные доходы перевозчика компенсируются? Или наоборот, «лишние» деньги уходят из бюджета края? Внедрение электронного билета длительного пользования позволит обеспечить полный учет количества совершенных льготных поездок у каждого перевозчика. Следовательно, оптимизировать расходы бюджета на предоставление субсидий организациям транспорта на возмещение недополученных доходов в связи провозом пассажиров, имеющих льготы. Ко всему, за последние 5 лет на изготовление проездных билетов на бумажных носителях из средств краевого бюджета израсходовано более 16 миллионов рублей. Замена месячных бумажных талонов на электронную долговременную карту позволит сократить расходы краевого бюджета на изготовление проездных билетов примерно в 2,4 раза. По результатам ОРВ был сделан вывод о достаточной обоснованности предложенного регулирования, и проект получил положительное заключение. Начать переход на оплату проезда посредством электронного билета планируется с 1 января 2016 года. В настоящее время проект проходит дальнейшее согласование в установленном порядке.

- А за что можете «завернуть» проект?

- За нарушение порядка предварительного обсуждения проекта. Так, с начала текущего года мы вернули 34 проекта из-за несоблюдения процедур публичного рассмотрения, кроме того 17 проектов ведомства забрали добровольно для доработок. Всего же из 127 проектов положительную оценку получили 70, а отрицательную - 6 проектов.

К оценке проектов документов может присоединиться любой гражданин, которого как-то касается проект нормативного акта. К нам приходят отзывы от предпринимательских объединений. Среди них такие киты как региональное отделение Российского союза промышленников и предпринимателей, Краснодарское отделение общероссийской общественной организации «Деловая Россия», некоммерческая организация «Агропромышленный союз Кубани», Торгово-промышленная палата Краснодарского края, Краснодарское краевое отделение «ОПОРА РОССИИ». Делает свое заключение по проекту и Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Краснодарском крае.

- Насколько процедура обсуждения затягивает принятие важных документов и целесообразно ли удлинение сроков?

- Процедура занимает около месяца в общей сложности: этап «шлифовки» документа на уровне самого разработчика, потом у нас. Да, это время. Но и качество! Президент России настраивает органы власти на заинтересованность в диалоге с общественностью. Документ должен приниматься для людей, которые будут потом жить по этим нормативным правовым актам. К работе мы приглашаем всех, чьи интересы затрагивает законопроект. Обращусь к предпринимателям и всем неравнодушным кубанцам. Смотрите в разделах «ОРВ» отраслевых ведомств проекты нормативных правовых актов, участвуйте в подготовке их до процедуры оценки, затем вариант с учтенными замечаниями ищите на сайте министерства экономики, также в разделе «ОРВ». Предложения и замечания можно прислать к нам в виде письма, желательно не анонимного, по электронной почте economy@krasnodar.ru или по адресу: 350014, г. Краснодар, ул. Красная, 35

- Могу предположить, что вы перерабатываете огромное количество отзывов с разноречивыми оценками. Это страховка от критики общественностью, что плохи законы, по которым живем?

- С одной стороны, да, это один из аргументов против критики, чтобы потом не говорили, что власть принимает документ кулуарно, на свое усмотрение. Но и сама власть заинтересована в эффективной нормативной правовой базе, способствующей развитию инвестиционного климата региона. А что такое хороший благоприятный климат – это рост единиц предпринимателей, соответственно - налогообложение, соответственно - рост доходов бюджета. Один недоработанный нормативный правовой акт может стать вынутым рублем из бюджета.

***

В идеале нормативный правовой акт должен быть не только финансово целесообразным, но и защищать людей. Яркий пример – проект нового Положения о региональном государственном надзоре за техническим состоянием и безопасной эксплуатацией аттракционной техники в Краснодарском крае. Проект его разработан министерством ГО, ЧС и региональной безопасности Краснодарского края. Проблема проста. В нашем туристическом крае многие хотят заработать на шоу. Ставят сложные технические конструкции, выжимают деньги из отдыхающих не без риска для их здоровья - несчастные случаи нередки, а государство как бы в сторонке. Федеральный закон обязал министерство ГО и ЧС взять этот бизнес под свой контроль – вести регистрацию аттракционной техники и давать разрешение на ее ежегодную эксплуатацию. Но главное – обеспечивать государственный надзор за техническим состоянием и безопасной эксплуатацией аттракционной техники. Для получения разрешительного талона эксплуатант аттракционов обязан предоставить заключение специализированной организации как подтверждение исправности и безопасности аттракционной техники. За проведенное обследование владелец аттракционов должен будет заплатить в среднем 3000 рублей. Сумма объективно небольшая и вполне покрывается доходами от эксплуатации аттракционов. Очевидно, что проект предусматривает дополнительные расходы для бизнеса. Однако, на другой чаше весов жизнь и здоровье людей. Потому проект был поддержан и общественными организациями и предпринимателями, имеющими бизнес в сфере развлечений. Участвовали в работе все, более 30 замечаний получено разработчиком, все они учтены. Проект получил положительное заключение по результатам ОРВ. В настоящее время проект проходит дальнейшее согласование в установленном порядке.

Мы рады, когда проекты нормативных правовых актов вызывают бурные обсуждения, значит, люди неравнодушны! Для того мы и запрашиваем предпринимательские сообщества, чтобы получить оценку, в которой уже подведены итоги кипучих споров, и все разложено по полочкам. Мы заинтересованы, чтобы этап дискуссий проходил в структурах, общественных образованиях, с привлечением предприятий отрасли. Понятно же, что о проблемах водителей, лучше всего знают сами водители, а в проблемах виноградарства лучше разбираются виноградари. Мы выслушаем каждого, но не скрою, в большей степени нам интересно взвешенное коллегиальное мнение. Иногда у человека мало опыта, он не умеет вести свой бизнес, и рядовую, личную, проблему выдает за общую. Некоммерческие союзы и организации делают анализ, исходя из общего климата в отрасли, опираясь на полевые исследования в отрасли. Они собирают некую статистику, слышат мнения членов сообщества, видят проблемы в контексте.

- Вы ведете речь о новых законодательных актах. А ведь есть еще и действующие, среди них небеспроблемные. С ними надо мириться? Закон суров, но закон?

- Правовые акты края – это живые документы. И практика применения документов показывает, что они нуждаются в улучшении или уточнении в связи с изменившимися условиями жизни или законодательством. Мы также работаем и с ранее принятыми документами - проводим экспертизу действующих нормативных правовых актов. Но через эту процедуру проходят не более 7 законов в полугодие. Да и новопринятые документы ставятся на, так называемый, мониторинг – отслеживаем историю его практического применения. По окончании срока принимаем меры к устранению неработающих или неэффективных положений.

Замечу, что акты проходят и через антикоррупционную экспертизу. Она близка к ОРВ, но направлена на недопущение в тексте проектов каких-то неточностей с размытым толкованием прав и обязанностей. К примеру, если поступает заявление на получение госулуги, а в законе написано «чиновник вправе оказать эту услугу в течение какого-то времени», то из документа неясно - чиновник вправе выдать, а вправе и не выдать эту услугу? Мы делаем формулировки точными: «выдает в течение семи дней» или «на седьмой день» – никаких неясностей и двойных смыслов. Мы ищем и пресекаем все потенциальные ловушки для потребителей.

Подведем итоги, для чего нужна оценка нормативно-правовых актов:

1. Рассчитать выгоды и издержки субъектов предпринимательской и иной деятельности.

2. Оценить последствия регулирования на деловой климат и инвестиционную привлекательность региона, конкуренцию и структуру рынков;

3. Обеспечить выбор наиболее эффективного варианта решения проблем;

4. Снизить риски, связанные с ведением новых «правил игры» и повысить доверие граждан и бизнеса к решениям власти.

Мы все любим говорить: «Вот приняли решение, и нас не спросили». Теперь – спрашивают.

Я сравнила количественные показатели за три года проведения ОРВ, и увидела закономерность: растет число отозванных проектов – это разработчики забирают свои «сырые» проекты, не дожидаясь, когда их «завернут» в министерстве экономики края. Ведомства видят тщательность проработки проектов ОРВ, и сами стараются шлифовать документы до начала их разбора «по косточкам» экспертами власти и нами, жителями края.

Кстати, по итогам прошлого года край занял 3 место среди всех субъектов России по эффективности внедрения ОРВ. Пожалуй, это говорит о хорошем взаимодействии краевой власти и делового сообщества края. Значит, диалог состоялся!

Елена ЖАЛЕЙКО.