Заместитель губернатора Краснодарского края Анна Минькова подвела итоги года в социальной сфере и рассказала в эфире радио «КП» о том, что ждет в 2025-м.
- Анна Алексеевна, я хочу начать с сугубо личных вопросов, всего два. Это правда, что когда вы стали вице-губернатором, номер мобильного телефона не сменили?
- Правда.
- Отнимает ли должность у человека способность быть самим собой?
- Способность быть самим собой не отнимает точно. Но те, кто говорят, что власть не меняет людей – меняет, но не в плане изменения личности, а в плане каких-то мировоззренческих вещей, убеждений. Я, наверное, тоже в этом смысле не исключение. Но именно способность быть самой собой, она сохранилась.
- Какое событие в уходящем году вы считаете самым значимым для социальной сферы? И какие проблемы должны обязательно решиться в будущем году?
- На самом деле, событий очень много, но я всегда в этом смысле говорю: «Имеющие уши да услышат, имеющие глаза – увидят», а у кого нет желания видеть и анализировать, здесь даже я не смогу переубедить, какие бы цифры я ни называла.
Думаю, что абсолютному большинству жителей нашего края эти изменения заметны, потому что человек сталкивается с этим каждый день. В частности, школы и детские сады, которые мы строим по-прежнему очень активно, ремонт поликлиник, изменение в целом формата в системе здравоохранения, начало строительства и завершение уже в этом году крупных объектов краевого здравоохранения. Мы завершаем реконструкцию второй очереди первой краевой больницы. А в начале следующего года уже начнем принимать маленьких пациентов в новом корпусе детской краевой больницы, который по площадям больше, чем вся детская краевая больница вместе взятая.
То, что мы начали еще в 2015 году, исходя из задач по школам, детским садам, изменению подходов в медицине, мы все эти задачи достаточно успешно реализовываем. И я уверена, что люди это видят и могут сами оценить перемены к лучшему.
- Бюджет на 2025 год распределили. Хватит ли на все социальные расходы?
- Бюджет Кубани - 600 млрд рублей, на социалку в нем отведено 376 млрд. Но вместе с тем я хочу сказать сразу, что бюджет будет напряженный, потому что с одной стороны мы говорим о том, что он растет, и растет серьезными темпами, и сегодня входит в пять крупнейших бюджетов страны. Но не надо забывать, как все дорожает. Я на школах приведу пример. В 2016 году типовой проект школы на 400 мест стоил чуть больше 200 млн рублей. Сегодня цена такого проекта – около 1 млрд, а в некоторых случаях и дороже. Например, в Сочи в смету лягут такие дополнительные расходы, как девятибалльная сейсмика.
- Ждать ли работникам социальной сферы повышения зарплат? И, по-вашему, сколько сегодня должен получать хороший врач или хороший педагог, чтоб он своей работой дорожил?
- Сколько должен получать врач? Это вопрос риторический. Врач сегодня получает на Кубани в среднем 96 тысяч рублей. С учетом индексации по указам в следующем году она составит 115 тысяч рублей. Это не значит, что все врачи столько получают, это значит среднее. То есть врач, условно говоря, работающий в краевой больнице № 1, специалист высокого уровня, получает определенную зарплату. У врача, работающего на селе, в участковой больнице зарплата, безусловно, не такая. Но в целом, так или иначе, сегодня у медиков очень достойная зарплата, я считаю. Она позволяет человеку оставаться в профессии, кормить семью, чувствовать себя достаточно уверенно. Мне кажется, если исходить из этих параметров, то это очень хороший и серьёзный доход в системе здравоохранения.
Первое повышение педагогам, врачам, медицинским работникам, работникам культуры и соцзащиты, ученым произойдет в 2025 году. Повышение на 13,2%. Но, кроме этого, принят ряд решений на региональном уровне, то есть это личные решения губернатора. В частности, по педагогам школ. С 1 января будем выплачивать им по 5 тысяч рублей. Таким образом, губернаторская выплата составит 10 тысяч рублей. И по 5 тысяч рублей для воспитателей. Эту выплату впервые будем платить с 1 января педагогам дошкольной системы образования. Это решение, кстати, губернатор принял даже раньше, чем решение по счету 5 тысяч для педагогов.
Напомню, с 1 октября по 5 тысяч рублей на Кубани выплачивают водителям скорой помощи.
- А вам приходится «выбивать» деньги «на социалку»: у губернатора, у министра финансов?
- У губернатора - нет, никогда. А вот с финансистами бывают очень серьезные перепалки. Приходится доказывать буквально элементарные вещи. Но я думаю, что ни у одной меня такие проблемы, они везде есть. И, конечно, то, что губернатор поддерживает социальное направление, я ему очень за это благодарна.
- На Кубань на постоянное место жительства переезжает много людей. Какие проблемы это влечет за собой - мы видим. Но, может быть, есть и плюсы и к нам переезжают в том числе и хорошие специалисты? Или региону нужны целевые программы, которые помогут преодолеть социальный кадровый кризис и закрыть вакансии в школах и поликлиниках?
- Переезжают люди трудоспособного возраста. По-моему, в школу Знаменского микрорайона, если я не ошибаюсь, 90% сотрудников набрали из приезжих. Это те люди, которые не родились в Краснодарском крае, они сюда переехали и, соответственно, педагоги по образованию. Понимаете, это супертема. Чаще всего мы с трудом подбираем новые кадры, потому что кадровая проблема есть, но есть и такие примеры. В этом смысле внутренняя миграция здорово поможет нашей экономике. Есть люди, будет экономика. Это напрямую между собой связанные вещи. Я за то, чтобы люди выбирали Краснодарский край как регион для жизни, работы, воспитания детей и вносили свой личный вклад в развитие Кубани.
- Как вы можете оценить успеваемость кубанских школьников? Много ли сегодня юных героев, успехами которых в регионе особенно гордятся?
- У нас 325 стобалльников по ЕГЭ в этом году. Это на порядок выше, чем в прошлом году. У нас есть трехсотбалльник Роман Комиссаров из Сочи. У нас очень талантливые дети. В прошлом году мы открыли центр для одарённых детей «Призма», и дети в полном восторге от него, потому что мы реализуем там программу инженерных, химических, литературных классов. Это такой мини-«Сириус», если так можно сказать. Он очень востребован и готовит детей к тому, чтобы они участвовали в различных олимпиадах.
По решению губернатора в крае строится уникальная школа «Поколение». Мы строим ее за свои региональные средства. Будем отбирать туда детей на основе экзаменов с пятого класса. Войдем в коллаборацию с кубанскими университетами, чтобы они взаимодействовали уже прямо со школы и развивали науку, чтобы дети во все эти процессы были максимально вовлечены. Замечательная девочка Виолетта, ей 8 лет. Я с ней познакомилась в «Призме», была там, когда награждала ребят. Она уже эксперт по финансам и проводила для нас целую лекцию, и мы ее тоже наградили. Многие кубанские дети по-настоящему талантливы, одарены. И самое главное, что у нас сегодня появились возможности, чтобы эти таланты поддерживать и развивать.
- Согласны ли вы с тем, что главные люди в нашей жизни – это учителя и наставники, которые готовы помочь и направить в сложный момент. У вас был такой наставник? Расскажите вашу историю.
- Во-первых, я скажу так: «Никто тебе не друг, никто тебе не враг, но каждый человек тебе учитель». Во-вторых, отчим стал для меня наставником, заставил учиться, учиться, учиться и посвящать этому очень много времени. А дальше волею судьбы рядом оказывались люди, за которых я цеплялась, которых я, условно говоря, сама себе назначала наставниками. Тот же Владимир Викторович Рунов, я всегда о нем говорила и буду говорить. Человек, который в журналистской профессии, что называется, меня сделал. И сейчас я у кого-то учусь. Мы все у кого-то учимся. Это не моя фраза. Так мир построен.
- Раньше был отдельный школьный предмет «Труд». Теперь он называется иначе. Учит ли школа детей трудиться?
- У нас же был серьёзный провал в школе, когда эти компетенции дети не получали, потому что не было такого предмета. Сегодня они снова эти компетенции развивают. Слава Богу, что мы возвращаемся к тому, что уже давным-давно было изобретено и даёт детям дополнительные возможности. Кстати говоря, и в плане выбора будущей профессии. Может быть, это позволит многим сделать это своей профессией в жизни. Мы, наконец, опять учим девочек пользоваться швейными машинками. Есть кулинарные отдельные классы. Современные школы уникальны в том смысле, что дают детям колоссальные возможности.
- Скажите, а бывает так, что обычные люди вас благодарят? Когда вам последний раз говорили спасибо и кому вы говорили спасибо не так давно?
- Вообще я говорю спасибо всегда, у меня такая привычка. И люди благодарят тоже практически всегда. Недавно я иду по улице, и человек обернулся, несколько раз на меня посмотрел. Такое, кстати, часто бывает. Потом всё-таки уже окончательно обернулся и поблагодарил за маму. Я признательна всем за такую оценку.
- У вас большой журналистский опыт. Вы получали журналистские награды. Мне кажется, часть вашей души осталась в журналистике. Какова, на ваш взгляд, сегодняшняя роль СМИ? Роль журналиста в современном мире?
- Да, я журналист, что называется, по крови. Теперь уже это моя основная профессия. Роль журналиста какая была, такая и остается. Ничего не должно меняться. Просто сегодня позволили как бы изменить роли, и у нас уже каждый журналистом себя считает. Например, блогеры считают себя журналистами. В этом смысле профессия претерпевает сложные времена, но роль по-прежнему все та же. Мы должны быть объективны, мы должны быть оперативны, мы должны отвечать на запросы нашего общества.
- Утром вы читаете газеты, соцсети, смотрите местные телеканалы?
- Я коротко просматриваю новости и дальше слушаю какие-нибудь подкасты, интервью.
- В следующем году на Кубани пройдут выборы губернатора. Анна Алексеевна, есть ли желание продолжить работу в администрации края?
- Вопрос на самом деле непростой. Скажу так, будущее не предопределено. Не знаю, какой ответ вы от меня ждёте. Я думаю об этом. Я знаю, что мне придется встать перед выбором. Это будет непростой выбор для меня. Каким он ни будет, он будет для меня непростым. Но какой это будет выбор и что я выбираю, пока говорить об этом рано.
- С кем из деятелей искусств нашей страны вам хотелось бы поработать вместе? Представьте, что этот человек согласился бы переехать на Кубань.
- На самом деле я не знаю, кто из деятелей искусств не был еще на Кубани, и время от времени все здесь бывают. А вы знаете, что великий Григорович вообще основал здесь школу балета, которая очень успешно работает. Здесь и Мацуев, здесь и Башмет в Сочи постоянно проводят фестивали. Они и так всегда с нами на Кубани.
- Где вас можно чаще всего встретить в Краснодаре? Какие ваши любимые для прогулок парки? Парк "Краснодар"?
- Иногда я хожу пешком по улице Красной, гуляю с детьми в парках.
- А вы как этот парк называете: Парк «Краснодар» или парк Галицкого?
- Парк Галицкого называю.
- Я у многих героев спрашиваю про Галицкого, поскольку считаю, что вклад этого человека в развитие кубанской столицы громадный, – ваше отношение к нашему земляку?
- Я им восхищаюсь.
- Что бы вы сказали, если бы оказались рядом с Галицким?
- Я достаточно часто и так могу видеть Сергея Николаевича. Если бы я была обычным человеком, я бы сказала ему: «Спасибо за любовь и отношение к Краснодару».
- У многих творческих людей друзья, как правило, не из творческой среды, у вас так же?
- Нет, у меня все друзья из творческой среды, кстати говоря.
- Человек должен учиться на своих ошибках или все-таки на ошибках других людей?
- Человек должен учиться, точка.
- Помните свою первую двойку и за что ее получили?
- Да, конечно, первую и единственную двойку получила по географии.
- Ругали ли вас родители за плохие оценки?
- Никогда.
- Успех в жизни зависит от оценок в школе?
- Вообще не зависит. Это разные вещи.
- А вы экзаменов боялись? Валерьянка?
- Боялась. Нет, без валерьянки, но экзаменов боялась и боюсь до сих пор. Если вот, не дай Бог, надо экзамен сейчас будет сдать, буду очень переживать.
- Согласны, что умные люди не ссорятся, а договариваются?
- Не согласна, потому что в ситуации стресса умные люди перестают быть умными. Поэтому нет, всякое бывает.
- А в политике это работает?
- Ну, в политике все-таки есть правила.
- Что в настоящее время читаете? И порекомендуете ли вы эту книгу нашим слушателям?
- Я читаю очень много, иногда просто читаю то, что попадается. Сейчас перечитала всё, что в России можно найти Люсинды Райли, но это скорее для женской аудитории больше. Сейчас читаю Анну Гавальда. Мне просто нравится слог, нравится стиль. А что порекомендовать? Ну, тут о вкусах не спорят.
- А ваша книга номер один? Книга¸ которая непременно должна быть на книжной полке?
- Я против долженствования. Опять же, это выбор каждого человека. Для меня это рассказы Чехова и Михаил Булгаков «Мастер и Маргарита».
- Каких животных любите? Собак или котов?
- Если между ними выбирать, то собак больше люблю.
- То есть вы ответственны за тех, кого приручаете?
- Я очень ответственный человек.
- Помните момент, который сделал вас самым счастливым человеком на земле?
- Ой, счастье мимолетно. Главное его зафиксировать, запомнить. Я каждый раз испытываю большое счастье, когда прихожу домой, ко мне летят мои дети, заключают меня в объятия, говорят: «Мамочка, что ты принесла?» И я испытываю большое счастье.
- Спасибо за откровенный разговор.
Краснодар и Сочи – перегружены. Крупные города региона особенно остро нуждаются в школах и детсадах.
- В каких городах и районах Кубани самая проблемная ситуация с очередями в школы и детские сады? Пожалуйста, назовите отличников и отстающих? От чего это зависит?
- Это крупные города. Краснодар и Сочи – там пока что самые большие проблемы. И проблема даже не в наличии школ, они-то есть. И детские сады есть, и очередей у нас никаких нет. Другой вопрос, насколько мы переукомплектованы. Какое количество учеников в классе. Вот это главный вопрос. Поэтому будем исходить из того, что Краснодар имеет сегодня по 40 детей в одном классе, полные две смены. Эта ситуация в ближайшие несколько лет сохранится, что будет очень напряженно. При том что объемы строительства в Краснодаре самые высокие. В этом году мы ввели 10 новых школ.
По Сочи ситуация тоже непростая. А что касается ситуации в крае, что значит отстающие, лидеры? Просто есть те, кто испытывает серьезные проблемы – это Краснодар, Сочи, Новороссийск, Динской район, который сегодня перенаселен. Другой пример – у нас есть малокомплектная школа в Щербиновском районе, там вообще три ученика. И в целом сельские школы загружены на 65% в среднем от своей мощности. Этот тренд давно наметился, когда население перетекает в города. Вы видите, что перед Новым годом в Краснодаре невозможно передвигаться. Огромное количество людей здесь живет и работает. Эта проблема пока еще здесь сохраняется как острая.
Поддержка участников СВО – на высоком уровне. А учебные заведения Кубани вовлечены в волонтерские движения.
- В Краснодарском крае довольно много волонтеров, которые занимаются поддержкой участников СВО. Сейчас многие бойцы возвращаются, некоторым требуется реабилитация — протезирование, помощь психологов. Хватает ли у нас специалистов, технической обеспеченности? Как выстроена эта работа?
- Работа выстроена на очень высоком уровне. Наш региональный фонд «Защитники Отечества» считается одним из лучших в стране, во всяком случае, по оценке федерального фонда. Мы постарались сделать так, чтобы вовлечь туда абсолютно все системы, и здравоохранение, и соцзащиту, и образование. Юристы с нами работают, социальные координаторы. Во всех муниципальных образованиях у нас открыты кабинеты фонда, либо целые большие помещения. Более того, губернатор распорядился отдать фонду большое здание, оно сейчас находится на реконструкции рядом с нашим госпиталем ветеранов, называется Дом трудолюбия. Это историческое здание. Я думаю, что раньше чем через пару лет мы туда точно фонд не переселим, но самое главное, что процесс начался.
Да, вопросов у тех, кто возвращается, достаточно много. Что касается региональных мер, здесь мы справляемся хорошо. Мы все на это заточены, ориентированы. Вопросы по протезированию – это правда, но это история федерального фонда. И есть еще один момент. Конечно, ребята хотят бионические протезы, протезы высокого качества. И приходится ждать определенное время, потому что заявок очень-очень много. Есть много опять же федеральных вопросов уже по линии Соцфонда по поводу выплат по инвалидности, но тем не менее это не значит, что мы эти вопросы не берем на рассмотрение. Мы их точно так же рассматриваем с различными федеральными фондами и пытаемся найти решение.
Через наш фонд уже прошло больше восьми тысяч различных заявлений. Мы работаем напрямую с семьями, за каждой семьей у нас закреплен социальный координатор. Потому что действительно, во-первых, инвалидизация, а во-вторых, бывает так, что возвращаются в отпуска, дальше опять уходят по контракту, а семьи остаются один на один с бытовыми проблемами. И здесь, кстати говоря, очень много вопросов решается на уровне глав муниципальных образований. Они получили поручение от губернатора, чтобы была буквально личная вовлеченность и личная заинтересованность там, где касается семей. Это и детские сады, и помощь в бытовых вопросах: доставить дрова, уголь или провести подключение газа. Всякие разные проблемы, их очень много, но мы стараемся их решать.
Отдельно хочу сказать спасибо волонтерам, которые работают сегодня очень активно. И вообще у нас все школы вовлечены, и волонтерское движение тоже вовлечено в эту ситуацию. И я вижу, как самоотверженно люди на самом деле помогают. За это отдельное спасибо.