Кубанские Новости
Экономика
Денис Батов

Необычный сельхозкооператив основали предприниматели Белоглинского района

Корреспондент «КН» узнал об интересном опыте переработчиков из кубанской глубинки, которые делают ставку на «живую» еду.

Одним из перспективных направлений в современных рыночных условиях считается объединение небольших хозяйств в сельхозкооперативы.

И федеральные, и региональные власти уделяют этому вопросу особое внимание, а в Краснодарском крае начинающим кооператорам даже выделяют гранты на развитие. При этом в Белоглинском районе не стали дожидаться помощи государства, а сами «взялись за руки», чтобы поддержать друг друга на пути к потребителю.

В большие города

В Белоглинском районе давно не выпускали собственную молочную продукцию. Единственное молокоперерабатывающее предприятие здесь было закрыто. Из-за высокой конкуренции производство стало нерентабельным, а разводить порошок и выдавать его за молоко собственникам не позволяла совесть. Недавно предприятие возобновило работу, причем здесь делают только «живую» продукцию.

– Сейчас массовый спрос на любой продукт, в том числе и молочный, диктует не его качество и польза, а низкая стоимость. Это привело к тому, что производитель готов делать продукцию из чего угодно, лишь бы ее закупали торговые сети, – знакомит с ситуацией на продовольственном рынке руководитель молокоперерабатывающего предприятия Александр Немчанинов.

Кондитер Дина Асеева знает, как найти верный путь к сердцам и желудкам самых разборчивых покупателей.
Кондитер Дина Асеева знает, как найти верный путь к сердцам и желудкам самых разборчивых покупателей.
Фото: Денис Батов

Он говорит, что оптовики готовы хоть завтра покупать у него творог, но по 60 рублей, а сметану по 40 рублей за килограмм. При этом себестоимость «правильного» производства той же сметаны из коровьих сливок и закваски, с мизерными заводскими надбавками, порядка 140 рублей за килограмм!

– Из-за ценовой конкуренции предприятие вынуждено продавать сметану себе в убыток. Надеемся, со временем люди поймут, что только натуральная еда полезна, а все остальное – суррогат, вредный для здоровья, – говорит Александр Немчанинов.

По его словам, сейчас многие люди уже начинают задумываться о том, что они едят. Но в основном такая аудитория в больших городах, где уже вдоволь наелись супермаркетовского ширпотреба и соскучились по здоровой пище. Поэтому перед сельскими производителями стоит цель попасть на прилавки магазинов в мегаполисах, где ценят качество натуральной продукции и готовы дать за нее достойную цену.

Свой сыр ближе

Общительный и деятельный, колоритный бородач Александр Немчанинов стал идейным вдохновителем одного из первых в крае сельхозкооперативов, который объединяет производителей, делающих ставку на производство натуральных, экологически чистых продуктов.

– Мы по себе знаем, как непросто завоевать место под солнцем производителю из глубинки. Например, чтобы выйти на рынок, нам пришлось сделать убыточной практически всю линейку продукции, но когда-то надо и прибыль получать, чтобы развиваться, – рассказывает директор.

В санпропускнике надеваем белые халаты, сменную обувь. Александр Немчанинов объясняет: предприятие небольшое, в месяц здесь перерабатывается до 60 тонн молока. Сырье на переработку поступает с соседней фермы трижды в неделю.

Причем, когда после долгого перерыва запустили предприятие, жители района сомневались – мол, откуда в районе свое молоко. Настолько привыкли к привозной продукции. Пришлось даже снять сюжет о молочно-товарной ферме и показать его по местному телеканалу, чтобы земляки убедились, что она существует.

Поставив цель выйти на рынок натуральной продукции, белоглинцы задумались над продвижением товара. В кооперативе этими вопросами занимаются всерьез, что выгодно для местных сельхозтоваропроизводителей.

В цехе готовой продукции женщины фасуют сыр. Под веселый смех предлагают попробовать себя в роли сыродела. Да без проблем! Специальным ножом отрезаю брусок и чувствую аромат созревшего сыра. Не могу удержаться, чтобы не попробовать. Тонкое сливочное послевкусие навевает картину раннего утра с запахом луговых трав и стаканом парного молока…

– Секрет наших сыров в том, что они натуральные. К сожалению, многие люди уже забыли настоящий вкус сыра, едят неизвестно что, лишь бы дешевле, – возвращает к действительности голос начальника сырного цеха Елены Косяк.

От нее узнаю, что натуральный сыр не может стоить дешево, чтобы его произвести правильно, «простого» молока недостаточно, требования к сырью очень серьезные. Даже питательный рацион коров должен быть разнообразен, тем более что ни о каких антибиотиках речи быть не может, иначе это плохо отразится на качестве белка и сыр не созреет.

После вкусной лекции о пользе натуральной продукции обещаю молочникам впредь покупать только настоящие сыры, желательно кубанских производителей, а сомнительная дешевизна, как известно, бывает только в мышеловке.

Короткий путь к покупателю

Что касается кооператива, то, по словам Александра Немчанинова, процесс идет. Под одним брендом уже объединяются молокозавод, мельница, пекарня и колбасный цех, в будущем не исключено участие других компаньонов. Вопросами продвижения и сбыта товара занимается маркетинговая служба, поэтому заботы производителей ограничиваются выпуском продукции, соответствующей принятой концепции качества и натуральности.

Еще один участник сельхозобъединения, белоглинская пекарня, – предприятие с хорошей репутацией и традициями. Здесь, как и на молокозаводе, делают упор на производство хлебобулочных и кондитерских изделий без применения стабилизаторов, на натуральном сырье, можно сказать, по бабушкиным рецептам.

– Мы входим в кооператив белоглинских производителей со своим ассортиментом и надеемся расширить рынок сбыта. Сами производим муку из зерна местных производителей, выпускаем продукцию, которая уже стала визитной карточкой района, – рассказывает при встрече руководитель хлебокомбината Галина Куракина.

Заведующая пекарней Галина Куракина (справа) и технолог производства Наталья Куракина с одной из визитных карточек Белоглинского района – вкусным и ароматным хлебом.
Заведующая пекарней Галина Куракина (справа) и технолог производства Наталья Куракина с одной из визитных карточек Белоглинского района – вкусным и ароматным хлебом.
Фото: Денис Батов

Предприятие выпускает более 50 наименований хлебобулочных изделий и порядка 100 кондитерских. Продукция реализуется на территории района. Со вступлением в кооператив пекари надеются выйти на городского потребителя, который, как уверены здесь, по достоинству оценит вкусные и экологически чистые вкусняшки от селян.

В цехе хлебокомбината кипит работа. Некоторые изделия делаются вручную, и в этом главная «фишка» белоглинцев. Они уверены, что благодаря ей смогут покорить сердца и избалованные желудки городских жителей.

– Покупатели обожают нашу медовую слойку, в месяц мы производим до 6 – 7 тонн лакомства ручной работы. Так что наши мастерицы смогут найти путь к сердцу любого сладкоежки, – рассказывает заведующая кондитерским производством Дина Асеева и предлагает румяную слойку, которая так и тает во рту.

Одним из условий производства натуральных продуктов является их небольшой срок годности. Небольшое мясоперерабатывающее предприятие, которое тоже входит в кооператив, выпускает поистине эксклюзивную колбасу из сырья, выращенного на территории собственного свинокомплекса, при этом срок годности готовой продукции всего несколько дней.

– Благодаря участию в кооперативе мы надеемся не только увеличить сбыт, но и совместно решить проблему скорейшей доставки потребителю нашего товара. Только так мы сможем увеличить объемы и ассортимент, – рассуждает о кооперативных перспективах заведующая цехом Таисия Варавва.

Мелочей не бывает

Поставив перед собой цель выйти на рынок натуральной продукции, белоглинцы задумались над продвижением товара. В кооперативе этими вопросами занимаются всерьез, и это выгодно для местных сельхозтоваропроизводителей.

Заведующая колбасным цехом Таисия Варавва надеется, что с помощью кооператива решится вопрос доставки настоящей мясной продукции массовому потребителю.
Заведующая колбасным цехом Таисия Варавва надеется, что с помощью кооператива решится вопрос доставки настоящей мясной продукции массовому потребителю.
Фото: Денис Батов

– Чтобы подчеркнуть уникальность и экологическую привлекательность товара, мы уделяем большое внимание упаковке, которая должна быть крафтовой, из природных материалов, подчеркивающей индивидуальность и узнаваемость, и эти заботы берем на себя, – вводит в курс Александр Немчанинов в своем кабинете, заваленном образцами упаковочных материалов.

Он приводит пример, когда от правильно подобранной «одежды» цена на товар увеличивается на порядок. Так, если обычные куриные яйца из фермерского хозяйства стоят в магазине 80 рублей, то упакованные в деревянную коробочку, с уложенной на дно соломой, они же тянут на 120 рублей и при этом еще лучше раскупаются.

С прицелом на скучающего по деревенской экзотике потребителя подобрано и название кооператива – «артель». Выгода для сельхозпроизводителей из глубинки в том, что, объединившись, они попадают под узнаваемый бренд с хорошей историей и собственными полками в престижных фермерских магазинах крупных городов.

– Мы добиваемся того, чтобы покупатель попробовал сметану под нашим брендом и сказал: «Это то, что надо», а потом увидел йогурт, колбасу, пряники с этим же логотипом и сразу купил, потому что уже «подружился» с вкусной и качественной продукцией со знакомым адресом, – подводит итог Александр Немчанинов.

Среди перспективных направлений развития кооператива – открытие сети фермерских ресторанов, куда будет поставляться уже готовая еда, замороженная по технологии «живой холод» в вакуумной упаковке. Это привлечет к участию в артели еще больше мелких сельхозпроизводителей, которые займутся выращиванием и поставками по выгодной цене овощей, фруктов, мяса.

В современных рыночных условиях малым сельхозпредприятиям из глубинки в одиночку трудно конкурировать с производителями «пищевого ширпотреба». Как не раз подчеркивал губернатор Кубани Вениамин Кондратьев, для того, чтобы фермеры стали полноценными участниками рынка, им необходимо объединяться. С 2017 года в крае действует программа, по которой фермерские объединения поддерживаются рублем. Как показал белоглинский опыт, многие сельхозтоваропроизводители сами приходят к выводу о необходимости создания объединений, и в этом они видят не просто форму хозяйствования, а реальное будущее агропромышленного комплекса на местах.

Кстати

В 2018 году на поддержку кооперации в Краснодарском крае из федерального и регионального бюджета выделено свыше 300 млн. рублей. На Кубани кооператив может получить компенсацию до 90 процентов затрат на развитие материально-технической базы, и таких условий нет ни в одном регионе страны.

1 млрд. рублей в ближайшие три года выделит государство на развитие кооперации в Краснодарском крае.