Одним из перспективных направлений в современных рыночных условиях считается объединение небольших хозяйств в сельхозкооперативы.
И федеральные, и региональные власти уделяют этому вопросу особое внимание, а в Краснодарском крае начинающим кооператорам даже выделяют гранты на развитие. При этом в Белоглинском районе не стали дожидаться помощи государства, а сами «взялись за руки», чтобы поддержать друг друга на пути к потребителю.
В Белоглинском районе давно не выпускали собственную молочную продукцию. Единственное молокоперерабатывающее предприятие здесь было закрыто. Из-за высокой конкуренции производство стало нерентабельным, а разводить порошок и выдавать его за молоко собственникам не позволяла совесть. Недавно предприятие возобновило работу, причем здесь делают только «живую» продукцию.
– Сейчас массовый спрос на любой продукт, в том числе и молочный, диктует не его качество и польза, а низкая стоимость. Это привело к тому, что производитель готов делать продукцию из чего угодно, лишь бы ее закупали торговые сети, – знакомит с ситуацией на продовольственном рынке руководитель молокоперерабатывающего предприятия Александр Немчанинов.
Он говорит, что оптовики готовы хоть завтра покупать у него творог, но по 60 рублей, а сметану по 40 рублей за килограмм. При этом себестоимость «правильного» производства той же сметаны из коровьих сливок и закваски, с мизерными заводскими надбавками, порядка 140 рублей за килограмм!
– Из-за ценовой конкуренции предприятие вынуждено продавать сметану себе в убыток. Надеемся, со временем люди поймут, что только натуральная еда полезна, а все остальное – суррогат, вредный для здоровья, – говорит Александр Немчанинов.
По его словам, сейчас многие люди уже начинают задумываться о том, что они едят. Но в основном такая аудитория в больших городах, где уже вдоволь наелись супермаркетовского ширпотреба и соскучились по здоровой пище. Поэтому перед сельскими производителями стоит цель попасть на прилавки магазинов в мегаполисах, где ценят качество натуральной продукции и готовы дать за нее достойную цену.
Общительный и деятельный, колоритный бородач Александр Немчанинов стал идейным вдохновителем одного из первых в крае сельхозкооперативов, который объединяет производителей, делающих ставку на производство натуральных, экологически чистых продуктов.
– Мы по себе знаем, как непросто завоевать место под солнцем производителю из глубинки. Например, чтобы выйти на рынок, нам пришлось сделать убыточной практически всю линейку продукции, но когда-то надо и прибыль получать, чтобы развиваться, – рассказывает директор.
В санпропускнике надеваем белые халаты, сменную обувь. Александр Немчанинов объясняет: предприятие небольшое, в месяц здесь перерабатывается до 60 тонн молока. Сырье на переработку поступает с соседней фермы трижды в неделю.
Причем, когда после долгого перерыва запустили предприятие, жители района сомневались – мол, откуда в районе свое молоко. Настолько привыкли к привозной продукции. Пришлось даже снять сюжет о молочно-товарной ферме и показать его по местному телеканалу, чтобы земляки убедились, что она существует.
В цехе готовой продукции женщины фасуют сыр. Под веселый смех предлагают попробовать себя в роли сыродела. Да без проблем! Специальным ножом отрезаю брусок и чувствую аромат созревшего сыра. Не могу удержаться, чтобы не попробовать. Тонкое сливочное послевкусие навевает картину раннего утра с запахом луговых трав и стаканом парного молока…
– Секрет наших сыров в том, что они натуральные. К сожалению, многие люди уже забыли настоящий вкус сыра, едят неизвестно что, лишь бы дешевле, – возвращает к действительности голос начальника сырного цеха Елены Косяк.
От нее узнаю, что натуральный сыр не может стоить дешево, чтобы его произвести правильно, «простого» молока недостаточно, требования к сырью очень серьезные. Даже питательный рацион коров должен быть разнообразен, тем более что ни о каких антибиотиках речи быть не может, иначе это плохо отразится на качестве белка и сыр не созреет.
После вкусной лекции о пользе натуральной продукции обещаю молочникам впредь покупать только настоящие сыры, желательно кубанских производителей, а сомнительная дешевизна, как известно, бывает только в мышеловке.
Что касается кооператива, то, по словам Александра Немчанинова, процесс идет. Под одним брендом уже объединяются молокозавод, мельница, пекарня и колбасный цех, в будущем не исключено участие других компаньонов. Вопросами продвижения и сбыта товара занимается маркетинговая служба, поэтому заботы производителей ограничиваются выпуском продукции, соответствующей принятой концепции качества и натуральности.
Еще один участник сельхозобъединения, белоглинская пекарня, – предприятие с хорошей репутацией и традициями. Здесь, как и на молокозаводе, делают упор на производство хлебобулочных и кондитерских изделий без применения стабилизаторов, на натуральном сырье, можно сказать, по бабушкиным рецептам.
– Мы входим в кооператив белоглинских производителей со своим ассортиментом и надеемся расширить рынок сбыта. Сами производим муку из зерна местных производителей, выпускаем продукцию, которая уже стала визитной карточкой района, – рассказывает при встрече руководитель хлебокомбината Галина Куракина.
Предприятие выпускает более 50 наименований хлебобулочных изделий и порядка 100 кондитерских. Продукция реализуется на территории района. Со вступлением в кооператив пекари надеются выйти на городского потребителя, который, как уверены здесь, по достоинству оценит вкусные и экологически чистые вкусняшки от селян.
В цехе хлебокомбината кипит работа. Некоторые изделия делаются вручную, и в этом главная «фишка» белоглинцев. Они уверены, что благодаря ей смогут покорить сердца и избалованные желудки городских жителей.
– Покупатели обожают нашу медовую слойку, в месяц мы производим до 6 – 7 тонн лакомства ручной работы. Так что наши мастерицы смогут найти путь к сердцу любого сладкоежки, – рассказывает заведующая кондитерским производством Дина Асеева и предлагает румяную слойку, которая так и тает во рту.
Одним из условий производства натуральных продуктов является их небольшой срок годности. Небольшое мясоперерабатывающее предприятие, которое тоже входит в кооператив, выпускает поистине эксклюзивную колбасу из сырья, выращенного на территории собственного свинокомплекса, при этом срок годности готовой продукции всего несколько дней.
– Благодаря участию в кооперативе мы надеемся не только увеличить сбыт, но и совместно решить проблему скорейшей доставки потребителю нашего товара. Только так мы сможем увеличить объемы и ассортимент, – рассуждает о кооперативных перспективах заведующая цехом Таисия Варавва.
Поставив перед собой цель выйти на рынок натуральной продукции, белоглинцы задумались над продвижением товара. В кооперативе этими вопросами занимаются всерьез, и это выгодно для местных сельхозтоваропроизводителей.
– Чтобы подчеркнуть уникальность и экологическую привлекательность товара, мы уделяем большое внимание упаковке, которая должна быть крафтовой, из природных материалов, подчеркивающей индивидуальность и узнаваемость, и эти заботы берем на себя, – вводит в курс Александр Немчанинов в своем кабинете, заваленном образцами упаковочных материалов.
Он приводит пример, когда от правильно подобранной «одежды» цена на товар увеличивается на порядок. Так, если обычные куриные яйца из фермерского хозяйства стоят в магазине 80 рублей, то упакованные в деревянную коробочку, с уложенной на дно соломой, они же тянут на 120 рублей и при этом еще лучше раскупаются.
С прицелом на скучающего по деревенской экзотике потребителя подобрано и название кооператива – «артель». Выгода для сельхозпроизводителей из глубинки в том, что, объединившись, они попадают под узнаваемый бренд с хорошей историей и собственными полками в престижных фермерских магазинах крупных городов.
– Мы добиваемся того, чтобы покупатель попробовал сметану под нашим брендом и сказал: «Это то, что надо», а потом увидел йогурт, колбасу, пряники с этим же логотипом и сразу купил, потому что уже «подружился» с вкусной и качественной продукцией со знакомым адресом, – подводит итог Александр Немчанинов.
Среди перспективных направлений развития кооператива – открытие сети фермерских ресторанов, куда будет поставляться уже готовая еда, замороженная по технологии «живой холод» в вакуумной упаковке. Это привлечет к участию в артели еще больше мелких сельхозпроизводителей, которые займутся выращиванием и поставками по выгодной цене овощей, фруктов, мяса.
В современных рыночных условиях малым сельхозпредприятиям из глубинки в одиночку трудно конкурировать с производителями «пищевого ширпотреба». Как не раз подчеркивал губернатор Кубани Вениамин Кондратьев, для того, чтобы фермеры стали полноценными участниками рынка, им необходимо объединяться. С 2017 года в крае действует программа, по которой фермерские объединения поддерживаются рублем. Как показал белоглинский опыт, многие сельхозтоваропроизводители сами приходят к выводу о необходимости создания объединений, и в этом они видят не просто форму хозяйствования, а реальное будущее агропромышленного комплекса на местах.
Кстати
В 2018 году на поддержку кооперации в Краснодарском крае из федерального и регионального бюджета выделено свыше 300 млн. рублей. На Кубани кооператив может получить компенсацию до 90 процентов затрат на развитие материально-технической базы, и таких условий нет ни в одном регионе страны.
1 млрд. рублей в ближайшие три года выделит государство на развитие кооперации в Краснодарском крае.