По данным министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края, интерес к этому виду бизнеса у предпринимателей на Черноморском побережье набирает обороты.
В настоящее время в бассейнах Черного моря сформировано 34 рыбоводных участка общей площадью 5,6 тысячи гектаров. Из них в непосредственной близости от границ края – 25 участков площадью 2,7 тысячи гектаров, в Кизилташских лиманах, в окрестностях Анапы и Темрюкского района, – девять рыбоводных участков площадью 2,9 тысячи гектаров. Выращиванием двухстворчатых моллюсков – мидий и устриц – занимаются пять предприятий, которые в 2017 году вырастили 50 тонн моллюсков.
Сочинские производители, специализирующиеся на разведении мидий и устриц, заверяют: бизнес дорогостоящий, но выгодный. Вложенные в него инвестиции окупаются сторицей. Плюс – рабочие места, вкусная местная продукция и налоговые поступления в бюджет.
Роман Гукасян занимается разведением мидий третий год. Участки в море в акватории Сочи для своего бизнеса он с компаньонами получил в 2016 году. Провели подготовительные работы, изучили дно, установили оборудование, посадочный материал и спустя год сняли первый урожай – 18 тонн мидий.
– Чтобы вырастить мидии, в море сажается хребтина – шнур с пластинами и грузами, на который подвешиваются коллекторы. На них и оседают мидии, – рассказывает про технологический процесс Роман. – Полное их вызревание происходит примерно через год, за это время они дорастают до товарного размера в пять – семь сантиметров. Разделяет мидий на мелкие и крупные сортировочная машина. После они тестируются, проходят сертификацию и только потом идут на реализацию. Сейчас мы перешли на новые технологии: установим коллекторы нового образца. Поэтому, думаю, в следующем году получим минимум 60 тонн готовой продукции.
И это не предел. Сочинские производители заверяют: в будущем вполне реально выйти на большие масштабы и обеспечить моллюсками всех жителей и туристов курорта. Однако вырастить и собрать мидии – это не самое важное. Главное – куда реализовать продукцию после этого.
Производственных помещений и рыбных портов, где можно разгружать, сортировать и сразу продавать свежую продукцию в Сочи, нет. Кроме того, культура потребления морепродуктов в стране пока развита недостаточно хорошо. Рыба и моллюски сегодня не являются товаром ежедневного потребления, поэтому и реализовывать морепродукты в огромных количествах, как за границей, пока не получается.
Для сравнения: Китай производит 49 миллионов тонн продукции аквакультуры в год. Цифра, соответствующая уровню потребления этой страны. В России сегодня производится всего 200 тысяч тонн в год. Это именно тот объем продукции, который возможно реализовать без потерь и убытков. К слову, в числе лидеров по производственным показателям – юг России: на долю Краснодарского края приходится более 20 тысяч тонн, еще столько же производит Ростовская область.
Для защиты интересов рыбоводов в марте 2018 года в Сочи была создана некоммерческая организация «Южная ассоциация рыбоводов». У истоков создания предприятия стояли три учредителя – рыбоводы, которые занимаются аква- и морекультурой на территории Краснодарского края и Ростовской области. Сейчас в организации состоит полтора десятка компаний, специализирующихся на производстве морепродуктов. Председатель ассоциации Александр Нетребко поясняет: у данной отрасли хорошие перспективы.
– Сегодня перед нами стоит несколько проблем: организация сбыта продукции, переработки, хранения, охраны, – рассказывает Александр. – Если регулировать эти моменты с помощью посредников, цены на произведенные нами морепродукты взлетят в разы. Нас это не устраивает. Поэтому и была создана ассоциация: решать подобные вопросы. Причем сделать это мы планируем совместно с государством. У нас уже есть контакт и полное понимание с властями, в частности с минсельхозом региона, который готов помогать и содействовать в рамках имеющихся полномочий.
Сегодня в крае работают программы субсидирования бизнеса и государственно-частного партнерства. В планах Южной ассоциации рыбоводов – обсуждение вопросов отрасли с властью, совместная проработка «прозрачного» механизма взаимодействия для всех участников отрасли. Александр Нетребко уверен – все получится. Требуется только время, чтобы твердо встать на ноги. Но производители смотрят уже далеко вперед: помимо мидий и устриц, есть задумки по разведению на побережье креветок и стальноголового лосося.