Кубанские Новости
Экономика
Евгения Яковенко

Швеи меняют профиль. В Славянском районе начали производство защитных повязок

Корреспонденты «КН» побывали в станице Петровской, где цехах швейного предприятия «Белара» освоили новое производство.

Так надо!

На швейном предприятии «Белара» в станице Петровской более 20 лет шили трикотажную одежду: мужские футболки и женские сарафаны, детские костюмчики и белье. На любой вкус, цвет и размер. Поэтому работники не сразу приняли предложение своего руководителя Ларисы Беловой перепрофилироваться на производство защитных повязок из марли. К чему, когда рабочий процесс давно отлажен и идет своим чередом? Да и марля, в отличие от трикотажа, не самый легкий в обработке материал. Но Лариса Белова твердо остановила возражения: «Девчонки, мы будем это делать. Так надо!»

Идея перевести успешно работающее предприятие на новые рельсы пришла к генеральному директору «Белары» еще в середине марта. В аптеках стали исчезать медицинские маски, а цены на них взлетели до небес.

11 швейных фабрик Краснодара, Новороссийска, Армавира, Славянского, Кореновского, Мостовского и Северского районов начали производить защитные маски для лица. Из них два предприятия отшивают марлевые повязки для медучреждений. В день предприятия кубанского легпрома выпускают более 12 тыс. тканевых масок.

– Но ведь каждому здравомыслящему человеку понятно: чтобы предотвратить распространение коварного вируса, нужны индивидуальные средства защиты, и как можно больше. А как быть малоимущим, пенсионерам в условиях дефицита и скачка цен? – возмущается Лариса Белова.

Пришлось вспомнить о старых технологиях. По заданию руководителя мастер производства Марина Дегтярь разработала два вида многоразовых повязок: на завязках и на резинках. Прислушавшись к рекомендациям главного врача Славянской ЦРБ Юрия Прасоленко, сделали их восьмислойными. Выяснилось, что у марлевой повязки немало плюсов. Во-первых, ее можно стирать, лучше в каком-нибудь дезинфицирующем растворе. Во-вторых, чем больше раз ее постираешь, тем лучше она будет работать: хлопковая нитка при стирке махрится и еще надежнее защищает от попадания аэрозольных частичек.

Первую партию отшили 23 марта. Тогда швеи, приноравливаясь к непокорному материалу, изготовили всего 480 повязок. Сейчас в день выходит более 3 тыс. готовых изделий. И «Белара» готова наращивать объемы. На производстве есть необходимое оборудование и сырье для выпуска масок. Но не хватает рабочих рук.

Марлевая история

Генеральный директор кинула клич в народ, пригласила на работу женщин, имеющих опыт в швейном производстве, – пообещала официальное

трудоустройство, доставку вахтовым методом. Обращение разместили на сайтах администрации района и центра занятости, в газете «Заря Кубани».

– И люди потянулись. С каждым днем в цехах все больше рабочих – из ближайших станиц, Славянска-на-Кубани. Готовы и дальше расширять производство и организовать работу в три смены, – отмечает Лариса Белова.

Опытные швеи успевают за смену отшить до тысячи повязок.

– Приноровились. А поначалу было нелегко. Марля – «жидкий» материал, с ним непросто сладить. В первых партиях мы и завязки из марли делали. Это было сложно, да и качество страдало: узенькие бейки крошились. Стали экспериментировать, чтобы улучшить качество и увеличить производство. И решили делать трикотажные бейки: и шить удобно, и в носке практично, – говорит швея Светлана Криштопа.

Стаж работы на производстве у Светланы Криштопы 10 лет. Вместе со Светланой Оводенко, Юлией Селецкой, Верой Кошевой она в передовиках. Ну а новичков, которые прибывают каждый день, берет на поруки мастер. Учит на лоскутках, ведь марля на вес золота: цена за метр подскочила в несколько раз. Марина Дегтярь говорит, что обучать особо времени нет – показывает, объясняет. Кто справляется – остается.

– 23 марта начали работу своими силами. Потом поняли, что можем больше, – дали объявление, заработало сарафанное радио. Уже приехали на подмогу 13 человек. Некоторые дома засиделись. Кто-то решил помочь, пока родное предприятие на карантине. Ведь это еще и социальная миссия, – считает мастер.

Санитарка из ЦРБ Елена Осипова решила поработать, пока у нее отпуск. А домохозяйка Елена Крупеева из Славянска даже подумывает остаться на производстве:

– Увидела объявление, решила: дело нужное, страну спасать надо. Тем более опыт есть и добираться удобно – подвозят на вахте. Здесь уже четвертый день, понравилось. Хотя, если честно, некогда даже на экскурсию по предприятию сходить. Села и шью.

Кипит работа и в цехах раскроя и упаковки. Рулоны марли разматываются и настилаются в сотни слоев. Потом их разрезают, или, как говорят профессионалы, «раскалывают», на крупные части, затем с помощью автоматического ножа – на более мелкие детали. Работа виртуозная. Чем ровнее и аккуратнее сделаешь, тем легче швеям.

Сейчас, когда пошел большой объем продукции, на подмогу упаковщице Нелли Гордиенко «кидают» помощниц из числа новичков.

– Готовые повязки тщательно проверяем на брак, обрезаем все лишние ниточки. А потом пропариваем мощным утюгом. Это, кстати, нужно делать после каждой стирки, – напоминает Нелли Гордиенко.

С работы не уходят, пока не запечатана последняя упаковка. Но никто не сетует на задержки и работу в выходные дни. Понимают: так надо.

Сезон проверки совести

Первым заказчиком защитных повязок стала Славянская ЦРБ, затем – районный штаб ГО и ЧС, подразделения полиции, Славянский консервный завод, агрофирма «Сад-гигант»… Ширится и география заказчиков: Новороссийск, станица Ленинградская, Ейск, Гулькевичи, Краснодар. Бюджетные организации, образовательные учреждения, бизнес всех форматов… Финансовый директор Татьяна Половная показывает список на трех листах:

– Уже приняли заявки на 54 тысячи повязок. Очередные берем на середину апреля. А сшили на предприятии уже более 15 тысяч изделий. Шьем из гостовской марли, которую закупаем на предприятиях Иванова, Камышина, Москвы. Ни от кого из заказчиков нареканий по качеству не было. Только благодарности.

Благодарят заказчики и за цены. Стоит маска 39 рублей 76 копеек. Стоимость невысока, потому что марлю успели закупить до скачка цен – сейчас ее предлагают по заоблачным расценкам.

– Некоторые считают, что сейчас сезон заработать. Но у меня есть свои принципы. Не буду поднимать цену, пока поставщики не поднимут цены на сырье. Это моя гражданская позиция, моя социальная ответственность. Ситуация, в которой находится страна перед лицом опасности, не время для получения барышей, – говорит Лариса Белова.

В голове у руководителя предприятия, которое не первый год участвует в программе «100 лучших товаров России» и одним из первых стало обладателем знака «Сделано на Кубани», не сверхприбыли, а совсем другие задачи. Буквально с завтрашнего дня здесь собираются взяться за детские повязки – их не хватает больше всего.