План по увеличению рыбных запасов некогда продуктивных водоемов, рассчитанный на трехлетний срок, был разработан администрацией Краснодарского края совместно с учеными отраслевых институтов, Азово-Черноморским филиалом ФБГУ «Главрыбвод» и Азово-Черноморским территориальным управлением Росрыболовства.
Программа, рассчитанная на этот период, в целом выполнена. Об ее итогах и дальнейшей работе с уникальными водоемами, формирующими основные запасы некогда самого рыбного моря планеты, рассказал начальник управления рыбохозяйственного комплекса министерства сельского хозяйства Краснодарского края Артем Шевченко.
– Артем Геннадьевич, «КН» уже не раз писали о тревогах, вызванных беспрецедентным падением продуктивности рыбной жемчужины страны – Станут Азовских лиманах. В лучшие годы здесь воспроизводилось до 80 процентов молоди судака, вся молодь тарани. Теперь этого, к сожалению, нет. Изменил ли состояние лиманов реализованный трехлетний план по увеличению рыбных запасов?
– Знаете, когда проблемы копились не годами, а десятилетиями, говорить о быстрых результатах не приходится. Проделана большая работа на перспективу, и отдача будет обязательно. В 70-х годах минувшего столетия, всего лишь 50 лет назад, воспроизводственная площадь лиманов (естественных нерестилищ) была 190 тысяч гектаров. Сейчас их осталось чуть больше 40 тысяч. Потеряно 4/5 бесценных площадей. Все это время, когда никому до лиманов дела не было, они интенсивно зарастали и мелели. Что делать, как быть дальше – этот важный вопрос принимался на межведомственной рабочей группе, созданной в 2017 году по решению администрации края.
Конечно, главная задача – восстановление этих продуктивных площадей, их очистка от водорослей, расчистка гирл и так далее. Самый эффективный и низкозатратный метод, в чем твердо убеждены наши ученые и практики, – биологическая мелиорация. Это зарыбление водоемов растительноядными рыбами. Белый амур питается излишками высшей водной растительности, а толстолобик великолепно потребляет планктонные водоросли.
В свое время наши коллеги в Восточно-Ахтарском нерестово-выростном хозяйстве провели эксперимент. Его лиманы почти полностью заросли водорослями, утратив продуктивность. Биомасса так называемых водных макрофитов, то есть обычных водорослей, достигала небывалой величины – 100 тонн на гектар. Специалисты начали зарыблять эти лиманы по тысяче экземпляров растительноядных рыб на гектар. В результате масса водорослей уменьшилась на 95 процентов. Более того, подавление этим видом рыбы высшей водной растительности увеличило выход молоди судака более чем в 50 раз. Есть и другие аналогичные примеры. Поэтому за основу мы взяли этот, уже на практике доказанный метод.
– Сколько надо было выпускать в лиманы этих чудо-рыб, чтобы достичь необходимого эффекта?
– Наши ученые подсчитали – 22 миллиона штук молоди в год.
– А сколько выпустили за три года действия программы?
– С 2017 года в рамках биологической мелиорации в Азовские лиманы выпущено 6 миллионов экземпляров растительноядных рыб. Капля в море, вернее в лимане, скажете вы. Все так. Но ведь курочка по зернышку… Приведу цифры. В 2017 году, когда программа по рыбохозяйственной мелиорации и искусственному воспроизводству водных биологических ресурсов лиманов только начиналась, в них было выпущено около 900 тысяч экземпляров растительноядных рыб. На следующий год уже 2 миллиона 300 тысяч штук молоди. В прошлом году – 3,5 миллиона экземпляров.
– Но до идеальной цифры, как видно, еще далеко. Нет материальной базы или есть еще какие-то причины? Где брать остальное?
– На все нужны деньги. Наши воспроизводственные хозяйства способны получать такое количество молоди растительноядных рыб. В необходимых количествах могут производить посадочный материал Шапариевский, Курчанский, Ангелинский рыбхозы и воспроизводственные участки Росрыболовства. А средства на производство молоди рыб мы находим у хозяйствующих субъектов. Поясню. Предприятия, коммерческие структуры, сельхозпредприятия, которые ведут хозяйственную деятельность в природоохранной зоне кубанских лиманов и других водоемов, платят за это определенные средства, которые мы и направляем нашим воспроизводственным хозяйствам в качестве компенсации за причиненный природе ущерб.
Зарыбление водоемов мы ведем поэтапно. В прошлом году зарыбление водоемов шло в Куликово-Курчанской группе лиманов Темрюкского района, в Жестерской группе лиманов Славянского района. Именно здесь, по мнению ученых, сложилась самая критическая экологическая ситуация.
– Артем Геннадьевич, есть ли другие пути «лечения» Азовских лиманов или дело ограничивается только биологической мелиорацией?
– Конечно, есть и другие эффективные методы. Это механическая расчистка межлиманных соединений, водоподающих каналов, гирл, устьевых зон степных речек, впадающих в лиманы. Эти работы ведутся в соответствии с федеральной целевой программой развития водохозяйственного комплекса страны.
Вот данные только по Бейсугскому нерестово-выростному хозяйству. Расчищены водопроводящие и сбросные каналы общей площадью более 60 гектаров. Проведены расчистка и углубление водопроводящих и сбросных каналов от заиливания, наносов песка и грунта, очистка водных объектов от мусора, брошенных сетей и других орудий лова. Осуществлен отлов хищных и малоценных видов водных биоресурсов, а также уничтожение жесткой и мягкой водной растительности.
В целом по краю проведенные мелиоративные работы, в соответствии с государственным заданием, выполнены полностью. В рамках федеральной программы Азово-Черноморским филиалом ФГБУ «Главрыбвод» проведены работы по расчистке Васильчикова Ерика, соединяющего реку Протока и лиман Замарайков Калининского района. На эти работы было выделено почти 70 миллионов рублей. Это позволит опреснять лиманы Ахтарско-Гривенской группы лиманов. В прошлом году мы расчистили Соловьевское гирло Темрюкского района, соединяющее Куликово-Курчанскую группу лиманов с Азовским морем. Разработана проектно-сметная документация по мелиорации Куликовского гирла Темрюкского района и Авдеева гирла Приморско-Ахтарского района.
В этом году мы планируем техническую мелиорацию русла перетяжки Большого Ахтанизовского лимана, русла реки Казачий Ерик, Пересыпского гирла, Молочного Ерика Сладковского гирла Прморско-Ахтарского и Славянского районов. На эти цели из федерального бюджета выделяется почти 220 миллионов рублей. Немалые средства, должен заметить, чего не было многие последние годы, если не десятилетия. Так что лед тронулся.
– Трехлетняя программа завершена. Но, надо полагать, работы на этом не заканчиваются?
– Только начинаются. Ближайшая задача – гидрологическое исследование водных объектов междуречья Дона и Кубани. Здесь вопрос стоит гораздо шире, чем, скажем, расчистка каналов. Чтобы и дальше продолжить работы по рыбохозяйственной мелиорации, очень важно осуществить этот план. Надо точно знать, какие мы имеем запасы пресной воды. Образно говоря, где надо рыть, чтобы увеличить подачу пресной воды в лиманы и Азовское море. Да и как это делать? Не пойдет ли в лиманы более соленая вода из моря, вместо их опреснения… Увеличим подачу пресной воды в лиманы – вернем в них долгожданную рыбу.