– Анатолий Владимирович, какое внимание в последние годы уделяется в Краснодарском крае состоянию автомобильных дорог?
– Об этом, наверное, лучше всего скажут факты. С 2015-го по 2020 год в Краснодарском крае было отремонтировано 2514 километров улично-дорожной сети муниципальных образований. На эти цели за пять лет было израсходовано 26,6 миллиарда рублей бюджетных средств, в том числе 4 миллиарда – федеральных субсидий, 20,8 миллиарда – краевых дотаций и 1,8 миллиарда рублей – средств местного бюджета.
Впервые в 2017-м и 2018 годах были выделены средства из федерального бюджета в рамках приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги», в реализации которого принимала участие Краснодарская городская агломерация. На эти средства было отремонтировано 163,5 километра автомобильных дорог местного значения: 74,1 – в 2017 году и 89,4 – в 2018-м.
В 2019 году на смену приоритетному федеральному проекту пришел национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги», который теперь реализуется не только в Краснодарской, но также в Сочинской и Новороссийской агломерациях. Работы по ремонту дорог в указанных агломерациях в 2019 году были завершены в сентябре 2019 года, это на два месяца раньше изначально планируемого срока.
– В этом году также удалось опередить запланированные сроки?
– Да, реализация объектов 2020 года в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» в Сочинской и Новороссийской агломерациях была завершена 1 июля 2020 года, а в Краснодарской агломерации – в середине июля, что на четыре месяца раньше установленного нацпроектом на этот год срока. В общей сложности отремонтировано 181,8 километра дорог на общую сумму 3,38 миллиарда рублей.
Помимо работ, выполняемых в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», в настоящее время продолжаются работы в муниципальных образованиях края в рамках реализации мероприятий государственной программы Краснодарского края «Развитие сети автомобильных дорог Краснодарского края». К активной фазе ремонтных работ на улично-дорожной сети дорожники Кубани приступили во втором полугодии 2020 года. Завершить все работы планируется до 15 октября. Так что плановые показатели этого года будут выполнены с опережением сроков.
Всего в 2020 году в городских агломерациях реализовано 193 объекта местного значения общей протяженностью 181,8 километра, в том числе 69 объектов – в Краснодарской агломерации протяженностью 75,1 километра, 85 объектов – в Сочинской агломерации протяженностью 73,5 километра, 39 объектов – в Новороссийской агломерации протяженностью 33,2 километра.
Также в рамках подпрограммы улично-дорожной сети в соответствии с утвержденными порядками на 2020 год проведена процедура защиты муниципальными образованиями распределенных субсидий. Допущены к заключению соглашения 299 муниципальных образований. В 2020 году планируется отремонтировать 500 километров автомобильных дорог местного значения.
– Одна из важных задач нацпроекта – увеличение дорог, которые соответствуют всем нормативам. Насколько вырос этот показатель в Краснодарском крае?
– За два года реализации нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» мы сумели повысить долю соответствующих всем нормативам дорог на 15 процентов.
Кроме того, хотелось бы отметить, что в регионе значительно выросло качество дорожных работ. А распределение финансирования сразу на три года позволяет планировать ремонт заранее. Кстати, муниципальным образованиям на дорожную деятельность уже распределены средства краевого бюджета на 2021 год – 7,4 миллиарда рублей и на 2022 год – 5,7 миллиарда рублей. В течение 2020 года пройдет процедура защиты распределенных средств краевого бюджета, по результатам которых муниципалитеты смогут размещать свои заказы на последующие годы, что позволит им более оперативно выполнять дорожные работы.
– В рамках нацпроекта и благодаря поддержке губернатора Краснодарского края в этом году дорожники приступили к реализации трех масштабных дорожных проектов, в том числе к долгожданному строительству дублера Яблоновского моста. Расскажите об этом подробнее.
– Действительно, идет реализация таких знаковых проектов, как возведение нового Яблоновского моста в Краснодаре, обходов станицы Ленинградской и Тимашевска, реконструкция автодороги Краснодар – Ейск.
К решению проблемы въезда-выезда жителей города Краснодара и прилегающих к краевому центру поселков Республики Адыгея приступили в в этом году, когда началась стройка нового мостового перехода через реку Кубань. Планируется, что новый Яблоновский мост будет сдан в 2024 году.
Напомню, что дублер Яблоновского моста – объект межрегионального значения. Он заменит нынешний двухполосный мост, соединяющий Краснодар с Тахтамукайским районом Адыгеи, который уже не справляется с высоким трафиком. Приступить к его сооружению удалось благодаря активной позиции губернатора Кубани Вениамина Кондратьева и включению объекта в нацпроект с софинансированием из федерального бюджета. Это будет уникальное инженерно-техническое сооружение с длиной металлических пролетных строений более 100 метров. Протяженность мостового перехода составит 1,1 километра. Он будет четырехполосным, с пешеходным тротуаром и велосипедной дорожкой. Мост станет продолжением краснодарской улицы Захарова.
Что касается двух других проектов, то их строительство также назрело давно. После завершения работ на обходах станицы Ленинградской и города Тимашевска гости края смогут быстрее добираться до побережья, не заезжая в населенные пункты. А местные жители свободно вздохнут, так как транзитный транспорт не будет выхлопными газами отравлять окружающую среду, а самое главное – дороги станут безопаснее для всех участников дорожного движения.
– В нацпроекте большое внимание уделено развитию системы автоматического весогабаритного контроля. Почему? И что уже сделано в этом направлении в Краснодарском крае?
– В рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» в границах Краснодарской, Новороссийской и Сочинской городских агломераций перед нами стоит задача не только привести дороги в нормативное состояние, но и сохранить их в будущем.
А целостность автодорог во многом зависит от движения по ним большегрузов. В условиях южного климата в летний сезон под воздействием высоких температур воздуха и почвы и больших масс грузового транспорта на дорогах возникает колейность.
Поэтому особое внимание в рамках реализации нацпроекта уделяется развитию системы автоматического весогабаритного контроля (АПВГК) на автомобильных дорогах регионального значения Краснодарского края. Главная задача этой работы заключается в том, чтобы выявить нарушителей и заставить перевозчиков соблюдать правила дорожного движения. Потому как от перегруза транспорта в несколько раз дорожное полотно приходит в негодность всего за один сезон. То есть АПВГК помогает сберечь кубанские дороги. За последние три года в семи муниципальных образованиях Краснодарского края обустроено 11 АПВГК.
До конца 2020 года благодаря национальному проекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги» планируется ввести в эксплуатацию еще девять пунктов автоматического весогабаритного контроля, что в совокупности с реализуемыми мероприятиями по весогабаритному контролю на автомобильных дорогах федерального значения на территории Краснодарского края позволит создать надежный механизм по обеспечению сохранности автомобильных дорог и их защите от преждевременного износа.