В 2018 году правительство России утвердило нацпроект «Международная кооперация и экспорт», в рамках которого было намечено серьезно расширить объемы торговли отечественных производителей товаров и услуг с иностранными партнерами. Говоря языком цифр, объемы поставок к 2024 году должны вырасти с 4,7 до 8,5 млн долларов. Соответственно, присутствие товаров российских производителей за рубежом должно увеличиться в два раза. Одним из важнейших инструментов достижения заветной цели является интернет-торговля.
Разразившаяся в 2020 году эпидемия коронавируса и последовавший за этим длительный карантин стали триггерной точкой, после которой экспортная интернет-торговля начала развиваться семимильными шагами.
Собственно, во время пандемии весь мир массово перешел в онлайн. А для бизнеса в условиях кризиса это стало настоящим спасением от банкротства и сопутствующих проблем. За минувший год, по оценкам экспертов, российский онлайн-рынок вырос более чем в два раза. Новая реальность затронула и экспорт. Коронавирус «отменил» все запланированные бизнес-выставки, международные встречи и поездки. Ряду кубанских предпринимателей пришлось даже отложить на неопределенный срок часть больших поставок в зарубежные страны. На помощь бизнесу в этой ситуации пришел нацпроект «Международная кооперация и экспорт».
В СНГ любят продукцию наших пищевых производств. Наиболее популярны хлебобулочные и кондитерские изделия, мука, сахар, подсолнечное масло, варенье. Покупатели из Европы и США чаще приобретают дизайнерскую одежду и одежду из натуральных материалов, элементы декора, посуду из дерева.
В рамках нацпроекта региональный Центр поддержки экспорта оказывает предпринимателям максимальную помощь при выходе на международные торговые площадки. Каждой компании, которая хочет найти иностранных партнеров, предлагаются «коробочные решения», которые разработаны под типовые ситуации бизнеса на каждой стадии экспортного цикла.
В частности, все субъекты малого и среднего бизнеса бесплатно получают комплексные услуги по сопровождению экспортного контракта, поиску иностранного покупателя, организации участия в выставках, международных бизнес-миссиях, акселерационных программах и не менее важную услугу по размещению продукции на электронных торговых площадках. При этом предварительно каждая компания тестируется на предмет востребованности ее товаров или услуг на конкретной выбранной онлайн-площадке. Это позволяет выбрать максимально эффективную стратегию и площадку, на которой экспортные продажи будут только расти.
Благодаря поддержке государства за короткий промежуток времени немалая часть кубанского бизнеса из локального переквалифицировалась в международный.
Эксперты отмечают, что в 2020 году значительно увеличился спрос со стороны зарубежных покупателей на следующие товарные категории из России: одежду и обувь, мебель и товары для дома, продукты питания, предметы для красоты и здоровья, автозапчасти и аксессуары, сувенирную продукцию, инструменты и садовую технику, зоотовары и товары для творчества.
Как отметили в департаменте инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края, популярность кубанских продуктов у зарубежных покупателей сильно зависит от географии. Так, страны СНГ очень любят продукцию наших пищевых производств. Наиболее популярные позиции: хлебобулочные и кондитерские изделия, мука, сахар, подсолнечное масло, варенье. Покупатели из Европы и США чаще приобретают дизайнерскую одежду и одежду из натуральных материалов, элементы декора, посуду из дерева.
Примечательно, что по итогам непростого 2020 года Краснодарский край занял 4-е место по объемам трансграничной торговли регионов России, почти в два раза опередив соседнюю Ростовскую область, которая располагается в рейтинге на 5-м месте.
И эта победа вовсе не была случайной. Ведь на Кубани очень конкурентоспособный бизнес: наши товары имеют местный особый колорит, они качественны, уникальны и самобытны. К тому же крупные маркетплейсы (компании – посредники между продавцами и покупателями, собственной продукции у них нет) и электронные торговые площадки позволяют найти международного покупателя даже небольшому семейному бизнесу.
С начала пандемии региональный Центр поддержки экспорта разместил более 120 предприятий малого и среднего бизнеса на крупнейших международных электронных площадках. География продаж по электронным торговым площадкам: США, Китай, Нидерланды, Швейцария, Великобритания, Германия, Бельгия, Канада, Сингапур и страны СНГ.
Сегодня увидеть товары кубанских производителей можно на следующих интернет-площадках:
Alibaba.com – крупнейшая международная B2B площадка в мире, которая направлена на поиск потенциальных партнеров и осуществление оптовых сделок.
All.biz – международный центр интернет-торговли, где покупатели и продавцы заключают сделки, независимо от того, на каком языке говорят и в какой стране находятся.
Etsy – торговая площадка для рукодельных, крафтовых, винтажных товаров. Основные категории товаров на площадке: одежда, аксессуары, украшения, товары для рукоделия, товары для дома, развлечения.
Ebay – один из самых крупных и популярных онлайн-маркетплейсов в мире. Имеет глобальную англоязычную платформу и региональные сайты (на локальных языках). Форма ведения бизнеса: В2С, С2С, аукцион.
Amazon – один из самых популярных и крупных онлайн-маркетплейсов в мире. Имеет глобальную англоязычную платформу и региональные сайты на локальных языках. Одна из особенностей интернет-магазина – покупатели могут оставлять отзывы о купленных товарах и оценивать их.
Epinduo – крупнейшая в Китае платформа по продаже российских товаров, включающая в себя сеть розничных магазинов и электронную торговую площадку.
Europages – глобальная В2В-площадка Европы, которая позволяет работать и успешно торговать на рынке 26 европейских стран.
Fordaq – крупнейшая отраслевая площадка для производителей пиломатериалов и изделий из древесины.
Не секрет, что выход на международный рынок, в том числе посредством онлайн-торговли, требует немалых затрат на маркетинг, рекламу, перевод информации о товарах/услугах на иностранные языки и так далее. Однако благодаря нацпроекту «Международная кооперация и экспорт» и помощи Центра поддержки экспорта Краснодарского края, для кубанских предпринимателей этот огромный шаг вперед не столь финансово затратен. Все консультации (по правовым вопросам, а также вопросам логистики, сертификации, международной деловой коммуникации) и практическая помощь специалистов центра для них совершенно бесплатны.
Стать получателем бесплатной услуги Центра поддержки экспорта Краснодарского края по размещению информации о компании на международных электронных торговых площадках может любая компания, зарегистрированная в регионе, относящаяся к субъектам малого или среднего бизнеса (об этом должна быть соответствующая запись в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства). Важными условиями также является наличие у руководства желания развиваться и соответствующего потенциала.
Специалисты центра консультируют предпринимателей, иногда предлагается пройти анкетирование, чтобы определить уровень спроса на тот или иной продукт.
Независимо от того, планирует предприниматель осваивать электронные торговые площадки или будет налаживать прямые контакты с партнерами, полезно будет пройти обучающие программы, которым в Центре поддержки экспорта Краснодарского края придается большое значение.
Например, предпринимателей приглашают принять участие в экспортном форсаже. Акселерационная программа «Экспортный форсаж» предназначена для предприятий малого и среднего бизнеса, заинтересованных в качественном развитии экспортной деятельности. Программа разработана Школой экспорта Российского экспортного центра и реализуется в Краснодарском крае совместно с Центром поддержки экспорта Краснодарского края.
В программу включены все доступные меры государственной поддержки экспорта для субъектов малого и среднего предпринимательства. Программа проводится на безвозмездной основе, следующий поток начинается осенью 2021 года.