Кубанские Новости
Экономика
Людмила Малютина

Кубань будет в плюсе: за ближайшие три года экономика края прирастет примерно на один триллион рублей

Кубань будет в плюсе: за ближайшие три года экономика края прирастет примерно на один триллион рублей
Фото: Андрей Евтеев
Новые экономические реалии, в которых сегодня живет Россия, можно воспринимать по-разному. Но власти Кубани, равно как и бизнес-

Смотрим в будущее с оптимизмом

Базовый прогноз социально-экономического развития Краснодарского края до 2025 года, составленный региональным министерством экономики, предполагает, что за ближайшие три года экономика края прирастет примерно на один триллион рублей. И составит 4 трлн 300 млрд рублей. Это деньги, которые смогут заработать предприниматели Кубани либо инвесторы (в том числе зарубежные – из стран, которые продолжают работать с Россией).

Напомним, что в прошлом году Кубань уже достигла рекордного показателя: валовой региональный продукт составил 3 трлн 200 млрд рублей. В конце 2021 года многим экспертам это казалось очень амбициозным достижением, которым вполне заслуженно можно гордиться. Однако современные экономические реалии таковы, что почивать на лаврах нет ни времени, ни возможности – надо двигаться вперед и ставить новые финансовые рекорды. Тем более что основания для этого есть.

До конца текущего года министерство экономики региона рассчитывает на преодоление очередного важного порога: по предварительным оценкам специалистов, уровень валового регионального продукта Краснодарского края должен составить примерно 3,5 трлн рублей.

Ставить такие, еще недавно казавшиеся недостижимыми, грандиозные цели позволяют сразу несколько факторов. Первый – эксперты оценивают экономику Кубани как динамично развивающуюся. Второй – она растет быстрее, чем в среднем растет российская экономика.

Сегодня есть все основания предполагать, что в ближайшие три года с учетом всех ограничений, которые наступили или вот-вот вступят в силу, объем инвестиций в кубанскую экономику составит примерно 1,8 трлн рублей. Это отличный показатель.

К слову, до конца текущего года край получит около 520 млрд рублей. Это чуть меньше, чем в прошлом году. Напомним, что в 2021 году в экономику Кубани удалось привлечь 543 млрд рублей. Однако такое снижение нельзя считать критическим. Особенно, учитывая тот факт, что страна находится в периоде жестких санкций и большинство компаний фактически работают в экстремальных условиях.

Мы планируем рост экономики в ближайшие три года на достаточно амбициозном уровне. В России есть всего семь регионов, кроме нашего, где уровень внутреннего валового продукта превысил отметку в 3 триллиона рублей. Это приятно. Но есть новая цель – войти в пятерку сильнейших регионов, чей ВРП превышает 4 трлн рублей.



Юртаев
Алексей Юртаев, министр экономики Краснодарского края

Предпринимателям приходится в срочном порядке перестраивать многие производственные процессы, логистику, искать новых партнеров, взамен ушедшим из российской экономики. Для многих это будет крайне непростой период, но именно он покажет, насколько они стрессоустойчивые и гибкие в плане умения быстро реагировать на вызовы судьбы. Чем скорее предприятия смогут перестроиться, адаптироваться к новым условиям и снова получать прибыль, тем лучше для экономики страны и Кубани, в частности.

Помогают не снижать темпов работы бизнесменам и меры государственной поддержки, которые были разработаны правительством и уже реализуются. Как рассказали в региональном министерстве экономики, на сегодняшний день действует уже порядка 80 таких антикризисных мер. Все они востребованы бизнес-сообществом и уже доказали свою эффективность. Также кубанские предприниматели имеют возможность пользоваться всеми видами налоговых льгот, которые предусмотрены Налоговым кодексом.

Ключевые меры поддержки предпринимателей, реализуемые в крае, направлены на то, чтобы в первую очередь стимулировать инвестиционное развитие. То есть создаются все условия для того, чтобы кубанские бизнесмены и компании могли получить более дешевые кредитные средства (особенно инвестиционного характера). Например, с ставкой от 4 до 6 процентов годовых. Это долгосрочные инвестиционные кредиты, которые получат субъекты малого и среднего препирательства.

Стоит отметить, что таких низких ставок не было никогда прежде. За исключением тех кредитов, которые предоставлялись некоторыми структурами, призванными помогать малому и среднему бизнесу, – фондом микрокредитования, гарантийным фондом и пр.

По сути, правительство открыло для российского МСП «окно возможностей»: сформировало такую нормативную базу, когда сам предприниматель может даже без залога брать дешевые кредиты и сразу же начинать зарабатывать. Предприниматель несет минимальные риски, развивая новые направления, обновляя производственную базу и пр. Это делает работу более приятной и эффективной.

Например, компания, которая хочет обновить оборудование на производстве, может вступить в соответствующий национальный проект и получить невиданные преференции. Одна из них – до 90 процентов компенсации на понесенные расходы по закупке оборудования. То есть некое ООО покупает новый станок, и 90 процентов его стоимости платит государство. С такими мерами поддержки у бизнесменов Кубани шансов стать успешными гораздо больше, чем когда-либо.

Окно возможностей

Согласно последним статистическим данным, по состоянию на январь–май 2022 года, экономика Краснодарского края не только не упала, но и немножко приросла. Некоторым уровень прироста может показаться незначительным – чуть меньше 0,5 процента. Однако, понимая, в каких условиях работают компании и местные предприниматели, быстро становится ясно – это весомый повод для гордости.

Если прогноз министерства экономики края оправдается и валовой региональный продукт в ближайшие три года прирастет на один трлн рублей, это позволит решить одну из важнейших социальных задач – вырастет уровень средней заработной платы в крае. И не на 1–2 тысячи рублей, а сразу на 10.

Напомним, что на сегодняшний день он составляет 47,6 тысячи рублей. Согласно планам экономистов, уже в 2025 году жители Кубани будут в среднем получать за свой труд 58,5 тысячи рублей ежемесячно.

Не будет проблем и с трудовой занятостью. На Кубани и сегодня уровень регистрируемой безработицы гораздо ниже, чем в среднем в стране и отдельных ее регионах. В пик санкций – весной этого года – этот показатель немного вырос до 0,7–0,8 процента в целом от общего количества занятых. Но вскоре снова снизился, и сейчас этот показатель относительно последних трех лет на стабильном уровне – 0,6 процента. Иными словами, рынок труда в Краснодарском крае сбалансирован и нет поводов ожидать каких-либо серьезных ударов, потрясений или массовой безработицы.

Кстати, более 10 тысяч новых рабочих мест может появиться в регионе благодаря реализации проектов «Южного экспортно-импортного хаба». В частности, до 2030 года планируется реконструировать несколько крупных морских портов, расширить аэропорт Краснодар, возвести новые и модернизировать действующие железнодорожные магистрали и автотрассы.

Транспортная сеть Кубани уже сегодня является одной из самых развитых в стране. Только протяженность автодорог общего пользования составляет порядка 40 тыс. километров. Из них более 1,3 тыс. километров федерального, почти 9 тыс. – регионального и около 30 тыс. – местного значения. Морским и железнодорожным транспортом перевозится множество грузов. Однако с учетом растущих объемов, темпов развития промышленности, АПК, переработки, туризма и других отраслей становится очевидно, что имеющихся мощностей уже явно недостаточно.

Создание Южного экспортно-импортного хаба позволит Кубани усилить свое значение в системе международных транспортных коридоров, ускорить темпы роста экономики, создать целый ряд новых производств и более 10,2 тыс. рабочих мест. Кроме того, хаб обеспечит рост объемов несырьевого неэнергетического экспорта, а также увеличение грузо- и пассажирооборота различных видов транспорта: железнодорожного, автомобильного, водного и воздушного.

Все эти планы были сверстаны в 2017 году и уже начали реализовываться. Однако весной текущего года пришлось внести в них существенные корректировки. Ведь если раньше предполагалось, что через хаб будут доставляться грузы с юга России через Санкт-Петербург на север – в европейские страны, то сегодня стала очевидной необходимость поменять направление движения основного потока грузов. В новой версии проекта они будут идти с севера (условно – Россия) на юг – в страны Центральной и Юго-Восточной Азии.

Однако, даже несмотря на внесенные корректировки, проект продолжает реализовываться. Тем более что он лежит в основе комплексного плана развития магистральной инфраструктуры России. В рамках строительства хаба будут модернизироваться 18 пунктов пропуска через границу, реконструированы девять крупных морских портов и четыре аэропорта, проложены новые и усовершенствованы действующие железнодорожные магистрали и автотрассы. По оценкам экономистов, реализация всех мероприятий потребует инвестирования порядка 1,2 трлн рублей — как от частных компаний, так и со стороны государства.

Понравится не только местным

Кубань – участник практически всех проектов по развитию инфраструктуры в больших и малых населенных пунктах, инициированных и разработанных правительством России. Уже получены кредиты на новые групповые водоводы, создание системы сети канализационных очистных сооружений. Общая сумма инвестиций составит порядка 90 млрд рублей.

Так, из федерального бюджета регион получит 18,5 млрд рублей в виде кредитов на строительство 3 групповых водопроводов – Ейского, Троицкого и Таманского. Планировалось, из этих денег 3,5 млрд будут направлены на строительство участка Таманского водопровода, более 7,7 млрд — на Ейский водопровод и 7 млрд – на Троицкий водопровод. Кстати, первый транш (1 млрд рублей) краю довели в начале лета. Эти деньги уже вложены в строительство.

На сегодняшний день уже 6, 5 млрд федеральных кредитов одобрены региону. Работы на всех трех объектах ведутся, в том числе, на условиях софинансирования.

Помимо этого, регион получит 65 млрд рублей на строительство и реконструкцию 20 канализационных очистных сооружений в Сочи, Анапе, Геленджике, Новороссийске и Туапсинском районе. Их начали проектировать в 2021 году. Реализовать все эти инфраструктурные проекты планируется до конца 2025 года.

Как отметили в министерстве экономики Краснодарского края, реализация этих планов позволит решить давние проблемы и повысить степень комфорта для жителей и гостей региона. Особенно в населенных пунктах на Черноморском побережье. После завершения строительства и модернизации очистных сооружений почти 90 процентов всех стоков, попадающих в море, будут проходить качественную фильтрацию.

Этого решения жители региона ждали несколько десятилетий. Ранее приступить к реализации подобных проектов власти региона не могли в том числе по причине нехватки средств в бюджете. Теперь, с ощутимой поддержкой федеральной казны, проблема с водоотведением будет устранена полностью уже в 2024 году.

В ближайшие три года в крае произойдут серьезные изменения и в сфере общественного транспорта. Будет практически полностью обновлен автопарк, а также регион переходит на систему заключения брутто-контрактов с компаниями-перевозчиками.

Напомним, что брутто-контракты предполагают фиксированную оплату работы перевозчиков из бюджета вне зависимости от количества воспользовавшихся их услугами пассажиров. При этом все собранные за проезд средства поступают прямиком в бюджет.

Заказчик в лице администрации города или края будет сам определять условия перевозки, маршрут, а также требования к компаниям и транспорту. Второй стороне придется полностью учесть все пожелания и повысить, таким образом, степень комфорта для пассажиров.

Предполагается, что подобная система может повысить качество работы общественного транспорта. В настоящее время в Краснодарском крае пассажирские перевозки осуществляются по нерегулируемым тарифам.

Первым городом, жители и гости которого на себе ощутят позитивные перемены в работе общественного транспорта, станет Сочи, затем эта система организации перевозок будет внедрена в других городах края – на Черноморском побережье и в Краснодаре.

Есть планы, повысить комфортность перевозок и трамваем – в Краснодаре. Для этого в городе реализуется беспрецедентный проект «Магистраль», важнейшие пункты которого – прокладка 71 км трамвайных путей и приобретение новых трамваев (низкопольных, с кондиционерами и устойчивым сигналом Wi-Fi). Таких масштабов строительства сегодня нет даже в Москве.

В числе приоритетных проектов, реализуемых в Краснодарском крае те, которые ориентированы, в первую очередь, на жителей региона. Это: строительство новых социальных объектов – школ, поликлиник, фельдшерско-акушерских пунктов, офисов врачей общей практики, спортивной инфраструктуры. Только в ближайшей перспективе в регионе будет возведено 107 новых школ.

В новых экономических условиях существенном выросла стоимость строительства подобных объектов. Однако все начатые проекты будут доведены до конца, в том числе благодаря дополнительным дотациям из краевого бюджета. Край принял решение, что заморозок стройплощадок не будет, процесс осуществляется в рамках того большого плана, который озвучил губернатор перед выборами. А значит, новым школам, детским садам и поликлиниками быть.