– Роман Сергеевич, недавно делегация Краснодарского края вернулась из рабочей поездки в Китай. Как центр поддержки экспорта и бизнес готовится к таким событиям?
– Выезжая в любую страну, мы проводим глобальную подготовку: не только по части каких-то организационных моментов, но и по линии изучения рынка и особенностей менталитета.
Для восточных и азиатских стран важны внимание, личные встречи – они хотят познакомиться, пожать руки и только после этого готовы рассматривать партнера всерьез.
До этого, до личной встречи, какие бы вы ни прислали им цены и образцы, они относятся скептически. Эту специфику надо понимать – такие правила работы на определенных рынках.
И, конечно, когда в составе делегации, которая едет на выставку в восточную страну, есть представители администрации Краснодарского края - это демонстрирует партнерам серьезность намерений региона по налаживанию торговых отношений, что называется, «в долгую». В программу вошли встречи с представителями консульства, торгпредства, торгово-промышленной палаты, профильных ассоциаций. Такие переговоры и достигнутые в их ходе договоренности по опыту могут серьезно упростить бизнесу продвижение на рынок.
Выставка FHC Shanghai Global Food Trade Show в целом – одно из важнейших международных событий для краевых экспортеров в этом году, это ключевая для нашего региона выставка пищевой промышленности в целевой стране. И, конечно, эта площадка открыла возможности для презентации потенциала региона не только в плане товарооборота и дальнейшего продвижения нашей продукции в Китае, но и в целом с точки зрения экономики и инвестиций.
– Можно ли уже говорить о каких-то итогах прошедшей в Китае выставки? Удалось ли нашим компаниям заключить экспортные контракты?
– В Китай мы вывезли 15 компаний – традиционно в рамках единого стенда под брендом Краснодарского края. У нас есть примерная статистика: одна компания проводит в день около 20 переговоров с потенциальными партнерами. Умножаем на количество выставочных дней и число компаний и получаем сотни переговоров, в рамках одной выставки. Конечно, не всегда они заканчиваются контрактами «здесь и сейчас» – большинство предварительных договоренностей дорабатываются уже по возвращении, этот процесс может занимать и недели, и месяцы.
Однако на выставке FHC CHINA уже в первые дни работы на стенде были достигнуты договоренности о поставках льна и пробной партии кубанских вин в Китай. До конца месяца планируется отправить первые 15 тысяч бутылок и разместить винодельческую продукцию краевой компании на китайском маркетплейсе. Кроме того, обсуждается возможность закупки пшена у одной из кубанских компаний.
Также уже после окончания выставки винодельческое предприятие Кубани договорилось с транспортно-логистической компанией Китая о поставках красного вина в КНР, достигнуты предварительные договоренности о заключении контракта.
– Вы называете Китай целевой страной. Восток действительно сейчас рассматривается как одно из перспективных направлений для развития экспорта. Какие торговые группы интересны на этих рынках? Есть ли в крае компании, которые уже эффективно работают на этом направлении?
– Китайская народная республика прочно входит в топ мировых экономик. Это развитый, быстрорастущий и высококонкурентный рынок, который очень интересен нашему бизнесу.
В ходе подготовки к выставке специалисты Центра поддержки экспорта детально изучили целевой рынок, определили, в какой нашей продукции заинтересован местный бизнес. Это преимущественно растительные масла, сельхозкультуры, кондитерские изделия, снековая продукция, мясные субпродукты, алкогольные и безалкогольные напитки. Исходя из этого, мы и подбирали производителей.
Еще один интересный рынок Востока – Индия. Сейчас в Индию растет экспорт растительных масел – подсолнечного, соевого, рапсового. Также в странах Ближнего Востока востребовано оборудование для пищевой и перерабатывающей промышленности, технологии для сельского хозяйства. Это то, что хорошо развито в Краснодарском крае, и нам в этой части есть что предложить.
Поэтому в этом году мы впервые приняли участие в выставке в Индии, а до этого приняли закупочную делегацию из этой страны. Представители индийского бизнеса приехали в край закупать товары, мы презентовали им нашу продукцию в интересных для них нишах, и уже по итогам этого мероприятия были заключены два контракта – это поставка сельхозпродукции и крепкого алкоголя.
В Индии мы увидели большой интерес – рынок действительно емкий, это одна из самых густонаселенных стран вообще в мире и крупнейшая в Южной Азии. В целом сейчас уже десятки кубанских предприятий успешно поставляют зернобобовые и масличные культуры в Китай и в Индию.
– Какой эффект в целом вы видите от работы краевых компаний на международных выставках в России и за рубежом? Насколько это действенный механизм продвижения?
– Международные выставки для бизнеса – это возможность лично контактировать с потенциальными покупателями. Причем план этих выставок на каждый год мы тоже формируем совместно с бизнесом, чтобы представляться на действительно актуальных рынках. Наши предприятия показывают свою продукцию уже заинтересованной аудитории, устанавливают живые контакты.
С начала года мы приняли участие уже более чем в 10 крупных международных выставках в разных странах, и есть очень внушительные результаты в части заключения экспортных контрактов. Это свыше 20 миллионов долларов контрактов, если считать по всем направлениям, и, как я говорил, многие переговоры еще в процессе, так что здесь экономический эффект будет расти.
При этом важно, что Центр поддержки экспорта берет на себя практически все, что связано с организацией выставки. Переговоры с организаторами, застройка стенда, консультации по подготовке необходимых документов, обучение сотрудников, которые представляют продукцию компаний. Ну и, конечно, мы практически полностью закрываем бизнесу финансовые вопросы: формально компании надо только собраться, подготовить материалы и вовремя прибыть на площадку.
Помимо китайской FHC CHINA, самыми результативными выставками этого года были «Белагро» в Беларуси и World Food Istanbul в Турции. К примеру, по итогам «Белагро» заключены контракты на поставку аппаратов для производства ПЭТ-тары, кукурузы для попкорна и почвообрабатывающей техники. Мы стараемся диверсифицировать по отраслевому признаку те компании, которые у нас получают поддержку, чтобы это была не только «пищевка», но и другие товары, которые перспективны для поставки на зарубежный рынок.
Про Турцию хотел бы сказать отдельно – сейчас это не только целевой рынок для наших компаний сам по себе, но и своеобразный хаб для последующих поставок нашей продукции в другие страны – в Африку, страны Ближнего Востока и даже в Европу, которая сейчас по разным причинам не может напрямую покупать товары у наших производителей.
Уже в ходе работы на выставке в Турции в сентябре наши производители заключили контракты на поставку кориандра в Палестину, кукурузы в Иран, а также имитированных рыбных деликатесов в Молдавию. Кроме того, были достигнуты предварительные договоренности о поставках сельхозпродукции, кондитерских изделий и БАДов кубанского производства в Турцию, Египет, Пакистан, Алжир, ОАЭ, Ливию, Тунис, а также ряд стран СНГ и ближнего зарубежья.
– Третий год международная торговля работает в условиях небывалого геополитического давления. Как за это время меняется количество и качество экспортеров? Удалось ли переориентироваться на новые рынки?
– Для понимания: Европа – тот рынок, который сейчас для нас закрыт: в общем объеме экспорт как Краснодарского края, так и России в целом составлял около 20–30 процентов – в зависимости от года. Это, конечно, значимый удельный вес, но его можно компенсировать. Для этого в последние годы мы меняем вектор и переориентируем наши компании на другие целевые рынки, прежде всего это дружественные страны, Ближний Восток, ну и, соответственно, такие крупные международные партнеры, как Китай, Индия, Турция.
Традиционно внушительным остается сотрудничество со странами СНГ – это интересный и достаточно емкий рынок для нас. Он простой, так как зачастую нет никаких барьеров – тарифных, нетарифных, возможна оплата в рублях, нет сложностей с переводом средств, с логистикой, все доставляется легко. Ну и наши товары там в принципе хорошо знают, их узнают и любят.
Из новых направлений отмечу страны Африканского континента. По итогам 2023 года Краснодарский край торговал с 37 странами Африки из 54, а доля стран Африки в товарообороте региона превысила 10 процентов – это очень внушительный удельный вес.
– Какие «болевые точки» сейчас есть у бизнеса? Как Центр поддержки экспорта помогает предпринимателям решать эти вопросы?
– В основном сложности у экспортеров сейчас связаны с логистикой, платежами и поиском новых рынков сбыта. И мы тоже не остаемся в стороне, оперативно реагируем на потребности бизнеса и разрабатываем новые меры поддержки. К примеру, ввели новую услугу «Содействие в организации и осуществлении транспортировки продукции СМСП, предназначенной для экспорта на внешние рынки». Суть в том, что при наличии заключенного экспортного контракта Центр готов профинансировать 80 процентов затрат на «российское плечо» при транспортировке.
Плюс в прошлом году совместно с профильным департаментом развития бизнеса и ВЭД запустили региональный проект «Экспортный бустер». Фактически он дает полный инструментарий для продвижения продукции на зарубежные рынки. Наши специалисты выезжают на предприятия, проводят внешний и внутренний аудит компаний, оценивают производственные возможности и ресурсы для выхода на внешние рынки, осуществляют полное сопровождение предприятия в рамках дорожной карты. Эта программа хорошо зарекомендовала себя в крае, ее заметили даже на федеральном уровне – сейчас этот опыт Краснодарского края включен в перечень лучших российских практик.
– Как в целом будет развиваться экспорт Краснодарского края в 2025 году?
– По-прежнему многое будет зависеть от общей «температуры» в мире, ведь в последнее время политика сильно давит экономике на горло. Мы продолжим адаптироваться к новым условиям, сохраняя при этом основные товарные категории – такие, например, как злаки, масла, продукция пищевой переработки. Эксперты ожидают увеличения объемов экспорта мукомольной и готовой пищевой продукции, это может дополнительно укрепить позиции региона на внешних рынках.
В географическом плане внешнеэкономические отношения края будут сосредоточены на странах Африки, Ближнего и Среднего Востока, а также Азии, где мы видим рост интереса к продукции Краснодарского края.
Ну и, конечно, мы продолжим продвигать наши компании на международные рынки. Сейчас Центр поддержки экспорта работает с бизнесом на любой стадии экспортного цикла: мы можем предложить специальные услуги как для новичков, которые только смотрят в сторону зарубежной торговли, так и опытным игрокам, у которых за плечами десятки успешных контрактов в разных странах мира.